Социализация дошкольников через сюжетно-ролевые игры

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация, Сюжетно-ролевая игра


В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

Что такое социализация? (адаптация ребенка к обществу путем усвоения социального опыта, норм поведения, общения). Под социализацией принято понимать процесс и результат развития индивида. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как часть того общества, к которому он принадлежит.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:

1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

2. Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Для успешной социализации по Нейлу Смелзеру необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2. Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Мы рассмотрим вопрос «Сюжетно-ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»

Реализуя программу дошкольного образования и воспитания, в которой содержание образовательной области «Социализация» является:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

В дошкольном возрасте возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов: (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черкова, П.Г.Саморуковой, Н.В.Королевой Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.П.Усова и др) показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

  • Игра - это отражение ребенком окружающей реальности;
  • Игра – это импровизация;    
  • Игра – это самостоятельная деятельность ребенка;
  • Игра - это школа воспитания чувств дошкольников;
  • Игра – это средство интеллектуального развития ребенка;
  • Игра – действенное средство коррекции нарушений;
  • Игра – это способ развития детского воображения и творческих способностей;
  • Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни;
  • Игра – это работа ребенка над самим собой.

У дошкольников этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

При построении предметно-пространственной среды мы руководствуемся принципами В.А.Петровского:

  • Открытости;
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности - динамичности;
  • Полифункциональности;
  • Гендерный подход,

что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Несмотря на то, что у нас групповые комнаты не такие большие, все игровые центры расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно нескольким группам, а в случае необходимости любой ребенок может уединиться для индивидуальной игры.

Центр сюжетно-ролевой игры.

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного, игрового уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Игровые уголки периодически наполняются предметами, которые дети могут использовать в роли заменителей.

Центр строительно-конструктивных игр.

В котором размещены строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры, как «Автобус», «Поезд», «Корабль» и др..

Центр науки.

Куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.

Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.

Центр книги.

Куда включается книжный уголок и все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к обучению в школе.

Центр театрализованных игр.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Использование разных видов театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.

Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для до­школьной педагогики проблема использования игры в целях все­стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

Трудности, с которыми сталкиваются воспитатели:

  • несовпадение требований, взглядов, подходов к воспитанию детей родителей и педагогов;
  • нежелание родителей сотрудничать с воспитателями в решении проблем ребенка;
  • занятость родителей решением своих проблем и их невнимание к проблемам ребенка;

Результаты анкетирования родителей нашей группы показали, что более 40% родителей предпочитают, чтобы в детском саду был надежный присмотр и уход, отдают приоритет развитию познавательной сферы ребенка, его подготовке к школе и ставят на 2 план социально-личностное развитие. Для родителей более важно, чтобы ребенок поступил в престижную школу.

Родители водят своих детей на дополнительные занятия по подготовке к школе(мы , конечно, не против) и там конечно задают ребенку задания по математике, по другим направлениям, родитель приносит эти тетради в детский сад и говорит, чтобы ребенок до конца дня выполнил все эти задания. На что мы отвечаем, что у нас свои занятия по плану, а после обеда сюжетно-ролевые игры, коллективные работы, они говорят, что нечего время зря тратить на разные там игры, пусть занимается, дома с ним сидеть времени нет. Ребенок, естественно, после занятий дополнительные задания выполнять не желает, а включается в сюжетно-ролевые, дидактические игры. Дети хотят играть, общаться, но у многих не сформированы навыки общения.

Заорганизованность дня оставляет мало времени для игр и свободной деятельности детей, а ведь важно предоставлять детям выбор свободной деятельности и создавать условия для этого.