Что мы сажаем, сажая леса?
Детей неталантливых от природы не бывает. Каждый ребенок уникален. Развивая способности ребенка, можно превратить их в таланты. Не замечая таланты, можно потерять и способности. Говоря о работе с одаренными детьми, чаще всего, мы подразумеваем деятельность с малочисленной группой детей. Но ведь так важно не пройти мимо, всмотреться, увлечь, определить область успешности и удовлетворить образовательные потребности каждого ученика нашей начальной школы. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных, талантливых и высокомотивированных детей составляет новую задачу совершенствования образования. В МБОУ «СОШ № 14» созданы все условия для индивидуального развития учащихся.
Для удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика я использую следующие формы организации работы: исследовательская деятельность, олимпиады по различным областям знаний, факультативы, интеллектуальные конкурсы, марафоны, игры, научно-практические конференции и кружки внеурочной деятельности по разным направлениям.
Целью организации работы с одарёнными детьми является обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, творческих способностей и системного мышления в различных областях деятельности. Работа с одаренными детьми включает в себя: организацию и сопровождение научно-исследовательской, проектной, творческой и спортивной деятельности обучающихся.
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать и анализировать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезу, делать выводы и строить умозаключения.
Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. При этом ученик переходит от пассивного получения готовых знаний к созданию собственного образовательного продукта.
В.А.Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.
Проект предполагает вовлечение учеников в познавательную деятельность в сфере природы и экологии, воспитание позиции добросовестного отношения к окружающей среде, понимания современных экологических проблем, развития умений принимать ответственные решения по проблемам окружающей среды, овладение нормами экологически грамотного поведения
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема. Одна из причин, потребительская деятельность человека, ведущая к нарушению равновесия. Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать школьное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.
Следует подчеркнуть, что для детей начальной школы характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. И как следствие, познавательный интерес ребенка к миру природы быстро возникает, но без поддержки учителя, родителей, пропадает. Поэтому в своей работе, я использую «принцип спирали», необходимый для того, чтобы дети шли по восходящей, углубляя и расширяя представления об окружающем мире, учились постепенно применять более сложные приемы и методы исследования.
Я подобрала формы и методы организации экологического образования, которые соответствуют возрасту и образовательным потребностям детей. Используя различные формы экологического воспитания, я стараюсь создавать условия для гармоничного социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей. И все эти формы основаны на педагогике сотрудничества. Успешная реализация возможностей экологического образования может быть достигнута в урочной и внеурочной деятельности.
Включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность начинаю постепенно, с 1 класса. Сначала доступные исследования, выполняем на уроках окружающего мира. Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она конкретная, узкая и задается в форме вопроса: «Что такое хвоинки?», «Как живут растения?», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?».
- В первом классе мы выполняем много коллективных проектов. На всех этапах я, учитель - помощник: мотивирую, консультирую, помогаю, наблюдаю.
- Во втором классе появляются самостоятельные проекты экологической направленности: «Как зимой помочь птицам?», «Откуда берется и куда девается мусор?
- В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия помогают формировать экологическую культуру, учат понимать ценности здоровья, жизни, активизируют познавательную деятельность.
Подробнее остановлюсь на экологическом проекте «Что мы сажаем, сажая леса?». Данный проект был реализован в 4 классе. Началом стало участие детей и родителей в экологической акции « Сохраним леса вокруг Братска» Цель акции - экологическое воспитание юных братчан. Сотрудники лесхоза провели для детей мастер-класс по высадке деревьев со специальным оборудованием. На территории рекультивированной свалки в районе Порожского кольца, на площади 1,6 гектар было высажено порядка 6000 саженцев сосны. МКУ «Братский городской лесхоз» подготовил земельный участок для посадки, посадочный материал и весь необходимый инвентарь. За каждой парой школьников было закреплено по одному взрослому. Детям показали трудоемкий процесс высадки деревьев. Объяснили, как нужно помогать природе восстанавливать свои ресурсы. Дети получили новые интересные знания и осознали важность сохранения лесных ресурсов, приняли решение продолжить работу в данном направлении и самостоятельно вырастить саженцы кедра. Чем занялись уже самостоятельно. Значимость данного проекта состоит в том, что ученики не только приобрели знания экологического характера, изучили теоретический материал по теме, но и смогли применить знания на практике, способствовать бережному отношению к природе родного края.
В детские души мы бросаем семена добра, любви, отзывчивости. И когда они прорастут, а именно мы, учителя, родители, несем ответственность за создание условий для понимания экологических ценностей, то ребенок сможет прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить.
Так, что же мы сажаем, сажая леса?......
Литература
- Богапова З.Ф. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе / З.Ф.Богапова, Э.Р.Хафизова / Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. - 2018. - № 1 (4). - С. 18-21.
- Волошина А.С. Экологическое воспитание на уроках окружающего мира / А.С.Волошина, А.Р.Бекирова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2018. - № 1-2 (14). - С. 6-7.
- Везетиу Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников / Е.В.Везетиу // Universum: психология и образование. - 2018. - № 4 (46). - С. 11-13.
- Дронова Е.С. Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе / Е.С.Дронова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 8 (121). - С. 68-71.
- Зайцева С.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов / С.А.Зайцева, Л.И.Рыжечкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 86-89.