Конспект логопедического занятия "Формирование слоговой структуры слова"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Группа детей по структуре речевого нарушения: ФН и ФФН.

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа).

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Тема: «Волшебная слоговая гусеница».

Цель: Формирование слоговой структуры слова у детей подготовительной к школе группы с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • закрепить знания о звуках, буквах и слогах.

Коррекционно-развивающие:

  • определять количество слогов в словах;
  • развивать произношение сложных слов;
  • сформировать фонематический и слогово анализ слов.

Коррекционно-воспитательные:

  • способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано понимание, что слово делится на слоги;
  • дети способны самостоятельно определить количество слогов в словах;

Оборудование: массажный мяч «Су-Джок», картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки (односложных, двусложны, трёхсложных, четырехсложных и пятисложных слов), картинки со слогами, гусеница с баночками.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Давайте встанем все красиво, спинки выпрямим и поздороваемся. Доброе утро, ребята!

Дети:  Доброе утро!

Логопед: Вы уже заметили, что у нас сегодня с вами висит на доске?

(на доске висят слоги – гу, се, ни, ца)

Дети: Слоги.

Логопед: Правильно. А теперь садятся на стульчики дети, чье имя состоит из одного слога, из двух и т.д.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

  • «Хоботок-улыбочка»
  • «Маляр» - 5 раз
  • «Вкусное варенье» - 5 раз
  • «Качели» - 5 раз
  • «Часики» - 5 раз

2. Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.

3. Игра «Составь слово»

- Ребята, давайте снова посмотрим на наши слоги и попробуем составить слово.

(дети переставляют местами слоги и получают слово «гусеница»)

А вот и слово наше ожило (логопед показывает детям гусеницу).

4. Игра «Предлоги»

- А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, где спряталась наша гусеница.

(под грибком, на грибке, около грибка; на яблоке, в яблоке, под яблоком, за яблоком)

5. Игра «Хлопай в ладоши»

(деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам)

- Давайте с вами поиграем в игру «Хлопай в ладоши», перед вами на столе лежат карточки, каждый по очереди должен отхлопать то, что нарисовано на его картинке по слогам.

- Например, на моей картинке нарисована машина – ма-ши-на!

6. Игра «Гусеница»

- Мы отхлопали с вами слова по слогам, а теперь мы с вами разложим карточки по баночкам на нашей гусеничке. Если один раз хлопнули, то кладем карточки в самую маленькую баночку с цифрой 1 и т.д.

7. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.

8. Игра «Составь слово из слогов»

(гусеница, математика, милиционер)

- Давайте составим с вами слово из предложенных слогов и распределим слоги по баночкам на нашей гусеничке – первый слог в первую баночка, второй во вторую и т.д.

III. Итог занятия

Давайте вспомним, что мы с вами делали на нашем занятии? Что вам больше всего понравилось?

Молодцы! До новых встреч!