Любая сфера нашей жизни связана с физическими и психическими нагрузками. Адекватную работоспособность организма человека обеспечивают эволюционно отобранные механизмы приспособления.
Многие виды деятельности – учебная, профессиональная, бытовая - требуют физической и психической выносливости, а сохранение работоспособности является фактором сохранения здоровья.
Физическая и психическая работоспособность взаимосвязаны и взаимообусловлены, о чем говорил еще Авиценна, акцентируя внимание на «уравновешенности физического и духовного движения».
Адаптационные механизмы могут быть использованы в каждом организме, однако их необходимо развивать. Их эффективность зависит не только от наследственных резервных возможностей организма, но и от тренированности этих возможностей, что уже определяется ценностными и волевыми особенностями личности.
В наш информационный век студенты обладают ограниченными знаниями о своих возможностях – физиологических и психических, а потому не могут их оптимально использовать.
Изучение особенностей адаптации студентов 1 курса Ногинского филиала Московского областного медицинского колледжа №3 в первые месяцы учебы показало, что 10 процентов первокурсников имеют выраженные проблемы работоспособности, что отражается на эффективности учебного процесса.
44 % студентов отмечают у себя отсутствие хорошего самочувствия, половина из них указывает на то, что им трудно соображать из-за плохого физического самочувствия, а у 15 % студентов отсутствие бодрости приводит к отсутствию желания работать на занятиях.
«Знать свои особенности для того, чтобы изменить их к лучшему» - для формирования такого убеждения надо научить студентов проводить самонаблюдение, анализировать поступки и образ жизни, оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем и органов, проводить при необходимости коррекционные действия.
В течение последних шести лет в Ногинском филиале Московского областного медицинского колледжа №3 проведено два диагностических среза физической и умственной работоспособности студентов 1- 2 курсов, в которых приняли участие 200 человек - в 2015 и в 2019 году. Исследование проводилось под руководством преподавателя гигиены Масаловой И.Л. и педагога-психолога Бешировой С.В.
Уровень физической и умственной работоспособности студентов изучался как показатель эффективности использования функционального потенциала организма.
Исследование включало диагностику наследственного потенциала организма, объективную диагностику физической и умственной работоспособности и субъективную оценку физической и умственной работоспособности.
Диагностика наследственного потенциала организма осуществлялась посредством определения адаптационного потенциала системы кровообращения.
Объективная диагностика физической работоспособности как показатель тренированности организма заключалась в определении состояния сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке (индекс Руфье) и устойчивости организма к гипоксии (проба Штанге).
Диагностика умственной работоспособности производилась посредством следующих психологических методик:
- «шифровка» слов при помощи буквенно-числового шифра;
- «дешифровка» слов при помощи буквенно-числового шифра;
- составление слов определенной тематики из слогов, расположенных в таблице в случайном порядке;
- составление фразы, «спрятанной» среди букв, согласно определенной инструкции.
При выполнении заданий фиксировалось время выполнения каждого задания и количество ошибок.
Субъективная оценка самочувствия - физического и психического — проводилась при помощи модифицированной методики САН.
Объективная и субъективная оценка физической и умственной работоспособности проводилась в начале и конце учебной недели.
Сопоставление всех исследуемых параметров позволило определить следующие группы студентов:
- хороший наследственный потенциал организма продуктивно используется в физической и интеллектуальной деятельности (41 % студентов),
- недостаточный наследственный потенциал организма при отсутствии тренированности проявляется в низкой физической и интеллектуальной работоспособности (7 % студентов),
- хороший наследственный потенциал организма не используется в физической и интеллектуальной деятельности (24 % студентов),
- недостаточный наследственный потенциал организма в результате тренированности организма продуктивно используется в физической и интеллектуальной деятельности (20 % студентов),
- хороший наследственный потенциал организма продуктивно используется в одном виде деятельности - физической или интеллектуальной (8% студентов).
Анализ результатов исследования привел к следующим выводам:
- наследственный потенциал организма, определяющий физическую и умственную работоспособность, нуждается в развитии и в зависимости от психологических установок личности может использоваться с разной продуктивностью;
- перемены, которые происходят в организме под воздействием тренировок, способствуют максимальной мобилизации потенциальных возможностей организма человека;
- пренебрежительное отношение к здоровому образу жизни, игнорирование возможности самосовершенствования приводит к всестороннему снижению возможностей организма.
Работоспособность человека во многом определяется тем, какая установка по отношению к своему здоровью и самочувствию преобладает у человека. Хорошие резервные функциональные возможности могут быть и не использованы и , наоборот, студенты, имеющие изначально более низкий адаптационный потенциал, но стремящиеся к саморазвитию, показывают достойные результаты деятельности - физической и интеллектуальной.