Цель: познакомить подростков с понятием «толерантность», дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними, привести к осознанию значимости терпимости в процессе межличностного взаимодействия.
Время: 1 час 20 минут.
Материал: клубок ниток, ручки по количеству участников, бланки методик.
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Клубочек»
Цель: сплотить группу, позитивно настроить участников на работу в группе, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Материалы: клубок ниток.
Техника проведения: подростки сидят в кругу, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, высказывает свое пожелание и кидает клубочек другому подростку, тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, высказывает свое пожелание и кидает следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, узнают что-то новое друг о друге, сплачиваются.
Инструкция: «Здравствуйте! Сейчас мы будем передавать друг другу клубочек и каждый должен будет намотать нить на палец и высказать свое пожелание любому участнику. Затем передать клубочек другому подростку и т.д. до ведущего. Все должны участвовать».
Анализ: Какие чувства вы испытывали, когда говорили пожелание? Какие чувства вы испытывали, когда вам говорили пожелание? Какие пожелания вам показались необычными? Что больше всего понравилось говорить пожелание или принимать его?
2. Упражнение «Превращения»
Цель: сплочение группы, развитие доверия, открытости.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подросткам предлагается по очереди закончить предложения.
Инструкция: «Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева следующие предложения:
- Если бы я был книгой, то я был бы …
- Если бы я был едой, то я был бы …
- Если бы я был животным, то я был бы …
- Если бы я был растением, то я был бы …
- Если бы я был мебелью, то я был бы …
- Если бы я был овощем, то я был бы …
- Если бы я был погодой, то я был бы …
- Если бы я был эмоцией, то я был бы …
Анализ: Трудно ли было называть ассоциации? Интересно ли было слушать остальных? Что нового открыли для себя? Какой из ответов вам больше всего понравился?
3. Мини-лекция: «Толерантность»
Цель: познакомить подростков с понятием «толерантность», дать определение понятию «интолерантность».
Время: 10 минут.
Инструкция: «Сегодня наше занятие будет посвящено – толерантности. Вы когда-нибудь слышали это понятие? Если да, то, как можете его объяснить?
Итак, чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность.
В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.
Толерантность - это:
- сотрудничество, дух партнерства;
- отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;
- терпимость к чужим мнениям;
- признание своего равенства с другими.
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.
Каковы же основные черты толерантной личности? Это: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.д.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.
Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много.
- Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "Я-идеальным" (представление о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представление о том, какой я есть), чем у ин-толерантного человека, у которого оба "Я" практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
- Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
- Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
- Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
- Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
- Способность к эмпатии. Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников. - Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
- Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
4. Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Цель: диагностики общего уровня толерантности.
Время: 15 минут.
Материалы: бланк методики по количеству участников, ручки.
Техника проведения: подростки заполняют бланки методики, следуя инструкции.
Инструкция: «Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
1. |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение |
|
|
|
|
|
|
2. |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности |
|
|
|
|
|
|
3. |
Если друг предал, надо отомстить ему |
|
|
|
|
|
|
4. |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение |
|
|
|
|
|
|
5. |
В споре может быть правильной только одна точка зрения |
|
|
|
|
|
|
6. |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах |
|
|
|
|
|
|
7. |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные |
|
|
|
|
|
|
8. |
С неопрятными людьми неприятно общаться |
|
|
|
|
|
|
9. |
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения |
|
|
|
|
|
|
10. |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества |
|
|
|
|
|
|
11. |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности |
|
|
|
|
|
|
12. |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше |
|
|
|
|
|
|
13. |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же |
|
|
|
|
|
|
14. |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей |
|
|
|
|
|
|
15. |
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" |
|
|
|
|
|
|
16. |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители |
|
|
|
|
|
|
17. |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение |
|
|
|
|
|
|
18. |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться |
|
|
|
|
|
|
19. |
Беспорядок меня очень раздражает |
|
|
|
|
|
|
20. |
Любые религиозные течения имеют право на существование |
|
|
|
|
|
|
21. |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом |
|
|
|
|
|
|
22. |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
|
|
|
|
|
|
Анализ: Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
- Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
- Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
- 22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
- 61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
- 100-115 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности.
- свыше 115 – необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.
Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
5. Упражнение «Снежинка»
Цель: дать подросткам понять свою индивидуальность, снятие психомышечных зажимов.
Время: 5 минут.
Материалы: листы бумаги по количеству участников.
Техника проведения: подростки выполняют все действия следуя инструкции.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги, сверните его по полам. Теперь оторвите верхний правый угол. Сверните по полам еще и оторвите верхний правый угол. Еще сверните по полам и оторвите верхний правый угол. И последний раз сверните лист по полам и оторвите верхний правый угол. Теперь разверните и посмотрите, что у вас получилось?».
Анализ: Можно ли сказать, что кто-то не справился с заданием? Кто сделал не правильно? У кого есть схожесть?
6. Упражнение «Черты терпимой личности»
Цель: выявить у подростка черты терпимой личности, привести к осознанию значимости терпимости в процессе межличностного взаимодействия.
Время: 15 минут.
Материал: бланк-образец опросника «Черты терпимой личности».
Техника проведения:
Инструкция: «Перед вами таблица, в которой указаны черты терпимой личности. В колонке «А» поставьте: «+ » напротив тех пяти черт, которые, по Вашему мнению, у вас наиболее выражены; «О» напротив тех пяти черт, которые у вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь».
Черты терпимой личности
Толерантной личности свойственны 15 характеристик.
Характеристики |
А |
Б |
1. Дружелюбие |
|
|
2. Умение прощать обидчика |
|
|
3. Терпение |
|
|
4. Чувство юмора |
|
|
5. Чуткость |
|
|
6. Доверие |
|
|
7. Способность помочь товарищу в трудную минуту |
|
|
8. Терпимость к тому, что в твоем товарище не похоже на тебя |
|
|
9. Умение контролировать свои слова и поступки |
|
|
10. Доброжелательность |
|
|
11. Любовь к животным |
|
|
12. Любовь к людям |
|
|
13. Умение слушать |
|
|
14. Любознательность |
|
|
15. Способность сочувствовать другому человеку |
|
|
Анализ: Сейчас мы предлагаем составить характеристику ядра толерантной личности с точки зрения нашей группы в целом. Поднимите руки те, кто отметил в колонке «В» первое качество (подсчет ведущим количества).Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
7. Упражнение «Рисунок по кругу»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, настрой участников на дальнейшую работу.
Время:5 минут.
Материалы: листы бумаги формата А4, цветные карандаши.
Техника проведения: подросткам предлагается выбрать карандаш приятного (любимого) цвета и на листе бумаги начать свой рисунок. Затем, по команде ведущего (хлопок), подростки передают лист вместе с карандашом соседу слева, который продолжает рисунок. Так продолжается до тех пор пока к подросткам не вернутся их листы.
Инструкция: «Выберите, пожалуйста, карандаш приятного для вас или любимого цвета. На листах бумаги начните рисовать произвольный рисунок. По хлопку передайте лист вместе с карандашом соседу слева. Когда ваш лист и карандаш вернуться к вам, дайте знать об этом остальным».
Анализ: С каким настроением вы продолжали рисунки других участников? Какие чувства вызывает у вас получившийся рисунок? Хотите ли вы что-то изменить в нем?
8. Упражнение «Мы похожи, мы различны»
Цель: более глубокое знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Время:10 минут.
Материалы: ручки и листы бумаги по количеству участников.
Техника проведения: подростки делятся на пары по принципу 1 и 2, в парах в течении 5 минут не разговаривая они должны заполнить бланк из 2-х столбцов "Чем мы похожи"; затем 5 минут - "Чем мы отличаемся".
Инструкция: «Сейчас вам надо разделиться на пары по принципу 1 и 2. Теперь вы будете заполнять бланк. Справа напишите, чем вы похожи (несколько определений), слева, чем отличаетесь?».
Анализ: Что было легко и что было трудно делать? Какие были открытия? Далее делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия.
9. Упражнение «Руки моих друзей»
Цель: развитие групповой сплоченности, эмоционального мира, доверительных отношений.
Время: 10 минут.
Техника проведения: подростки с закрытыми глазами свободно перемещаются по комнате и ищут руки друзей. Важно, чтобы это были руки разных участников, не рядом стоящих. Затем по сигналу ведущего открывают глаза и распутываются, не расцепляя рук, образуя большой круг.
Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас вы будете свободно перемещаться по комнате и искать руки друзей. Как только ваши руки найдут руки друзей, возьмитесь за них. Необходимо, чтобы это были руки разных участников, не рядом стоящих. Когда у всех руки встретятся, свободных рук не останется, я дам сигнал, и вы откроете глаза, но не расцепляйтесь. Не отпуская рук, надо распутаться и образовать большой круг. Спасибо.
Анализ: Что легко, а что тяжело удавалось? Сразу ли вы нашли руки друзей? Сложно ли было распутываться или не очень? Что больше всего понравилось вам?
10. Анализ занятия. Упражнение «Волшебное колечко»
Цель: получение обратной связи о занятии, выяснение интереса к происходящему.
Время: 10 минут.
Материал: колечко.
Техника проведения: участники делятся впечатлениями от занятия.
Инструкция: «У меня есть волшебное колечко. Я сейчас дам его кому-нибудь из вас. Тот, у кого окажется колечко, что ему дало это занятие, что он узнал нового, интересного. После этого он предлагает колечко другому участнику, по желанию».
Анализ: Какие открытия сделали вы для себя сегодня? Помогла ли наша сегодняшняя встреча узнать что-то новое о себе и других? Что было неожиданного? Что понравилось в занятии, а что нет? Довольны ли вы собой и своим поведением?
11. Ритуал окончания занятия. Упражнение «На сегодня все!»
Цель: снятие эмоционального напряжения, завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки придумывают фразу, характеризующую занятие и высказывают пожелания на следующую встречу.
Инструкция: «Предлагаю вам несколько секунд помолчать и прокрутить наше занятие от начала до конца. Придумайте фразу, которая характеризовала бы наше занятие. Выскажите свое отношение к сегодняшнему занятию.
Теперь давайте поблагодарим друг друга за прекрасную работу бурными и продолжительными аплодисментами и расстанемся с массой чудесных пожеланий.»