Пояснительная записка
В системе математических понятий особое место занимают геометрические понятия, которые формируются у учащихся в 5-6 классах. Не все учителя обращают должное внимание на формирование этих понятий, ссылаясь, очевидно, на то, что геометрический материал в 5-6 классах составляет подготовительный курс геометрии и почти все понятия этого курса еще раз будут рассмотрены в более старших классах. Однако, основная цель изучения этого курса геометрии очень важна – подготовить учащихся к сознательному усвоению курса геометрии в 7-9 классах, к изучению смежных дисциплин. Учитывая важную роль правильно сформированных геометрических понятий в 5-6 классах для дальнейшего усвоения в последующих классах теоретического материала, решения задач, доказательства теорем, развития мышления была выбрана тема конкурсной работы «Формирование ключевых компетенций школьников при изучении геометрических понятий в 5-6 классах».
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) выделяет пять этапов в процессе усвоения новых действий.
I этап – этап составления ориентировочной основы действия.
II этап – этап формирования действия в материальном виде.
III этап – этап формирования действия как внешнеречевого.
IV этап – этап формирования действия во внешней речи про себя.
V этап – этап формирования действия во внутренней речи.
С учетом работ Я.И.Груденова и М.Б.Воловича, можно выделить три этапа формирования понятий.
I этап. Учитель организует умственную деятельность учащихся с целью усвоения ими новых знаний, нового понятия.
Данный этап начинается с рассмотрения различных объектов, как принадлежащих изучаемому понятию, так инее принадлежащих ему.
Задачи ,решаемые на этом этапе ,помогают выделить существенные признаки изучаемого понятия.
После выделения существенных признаков, учитель вводит новый термин. В том случае, когда число рассматриваемых примеров достаточно, после выделения существенных признаков и введения термина большинство учащихся самостоятельно формулируют определение понятия.
Формулировой определения заканчивается первый этап формирования понятия.
II этап. Ученики самостоятельно решают задачи, проговаривая все действия вслух. Учитель осуществляет контроль за всеми действиями ребят. В конце данного этапа действия начинают выполняться беззвучно с проговариванием про себя. На этом этапе ученикам предлагаются задачи на подведение объекта под это понятие, выведение следствия из факта принадлежности объекта данному понятию ,построение объекта по данному понятию, приведение примеров объектов, принадлежащих данному понятию.
III этап. Все действия учащимися осуществляются во внутренней речи, начинают автоматизироваться. В заключении этого этапа действие становится освоенным, абстрактным. На данном этапе решаются задачи на рассмотрение объекта в плане разных понятий ,нахождение объектов , принадлежащих данному понятию на сложных чертежах ,выполнение дополнительных построений, с целью получения объектов, принадлежащих данному понятию.
Урок по теме «Перпендикулярные прямые»
Цель урока: развитие у учащихся основных компетенций (информационной, технологической, коммуникативной, социальной, рефлексивной) при формировании понятия перпендикулярных прямых.
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся по теме «Прямая».
- Сформировать понятие перпендикулярных прямых.
- Развивать навыки построения геометрических фигур.
- Развивать логическое мышление учащихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: урок усвоения, применения, письменной проверки знаний.
I этап урока. Организационный момент. Мотивация урока
Встретились как-то два древнегреческих учёных Сократ и Гиппократ.
Сократ: Скажи, как, по-твоему, что общего между мореплавателем, открывшим ранее неизвестный остров и художником, составившим новую, никем ранее не виданную краску?
Гиппократ: Скажу, что тот и другой подарили миру то, чего не было до них.
Сократ: А в чём, по-твоему, различие между мореплавателем и художником.
Гиппократ: Мне кажется, что мореплавателя правильнее было бы назвать открывателем: ведь ему удалось обнаружить некий объект (остров), существовавший и прежде, о котором, однако, никто ничего не знал. Художника правильно было бы назвать изобретателем, поскольку он создал нечто такое (краску), о чём никто ничего не знал, и это краска прежде вообще не существовала.
Сократ: Лучшего ответа на мой вопрос и не придумать! Скажи мне теперь, а кем следует считать математика: открывателем или изобретателем?
Гиппократ: Ты задал мне трудный вопрос. И всё же, давай разберёмся. Когда математик выступает как создатель нового понятия, которое исследует, он действует как изобретатель. Когда же он исследует понятие, созданное кем нибудь другим, высказывает об этом какие то новые утверждения, то он уже действует как открыватель.
Сократ: Думаю, ты верно судишь, дорогой Гиппократ, что математика можно считать и открывателем и изобретателем!
Сегодня, мы ребята с вами совершим пусть маленькие, но открытия. Давайте со всеми делиться теми идеями, которые придут нам в голову по ходу занятия. И не бойтесь, что скажите глупость - любая мысль может дать нам новое направление поиска.
II этап урока. Актуализация знаний школьников по теме «Прямая»
Задача 1 (устно). Назовите прямую и точки, изображенные на рис. 1. Какие из этих точек лежат на прямой? Какие точки не лежат на прямой?
Задача 2 (устно). Назовите прямые на рис. 2. Назовите остальные фигуры на этом рисунке. Как обозначаются прямая, отрезок, луч?
Рис. 2
Задача 3 (письменно). Отметьте в тетради точки С и Д и проведите прямую СД. Сколько прямых можно провести через точки С и Д? Отметьте на отрезке СД точку М. Лежит ли эта точка на прямой СД?
Этим этапом урока проверялась сформированность основных компетенций по теме «Прямая».
III этап урока. Объяснение нового материала.
I этап формирования понятия.
1. Учащимся предлагается рассмотреть чертеж (рис. 3).
Вопросы учащимся:
1) Сравните все три рисунка и скажите, что у них общее и что различное?
2) На рис. 3а) и 3б) прямые пересекаются. В чем различие между этими прямыми?
2. Учитель вводит термин: перпендикулярные прямые и ученики формулируют тему урока.
3. Ученики под руководством учителя выделяют существенные признаки этого понятия:
1. прямые пересекаются
И
2. пересекаются под прямым углом
Учитель обращает внимание учеников, что признаки связаны союзом «и» и должны выполняться одновременно. Учащимся предлагается схема:
4. Учащиеся пытаются самостоятельно дать определение перпендикулярных прямых, затем учитель четко сам формулирует определение.
5. Учитель вводит обозначение перпендикулярных прямых.
6. Построение перпендикулярных прямых с помощью чертежного угольника, транспортира.
7. Определение перпендикулярных отрезков, лучей.
На данном этапе формирования понятия перпендикулярных прямых у учащихся развиваются технологическая, коммуникативная компетенции.
I этап формирования понятия перпендикулярных прямых учитель считает законченным, когда учащиеся:
- верно дают определение перпендикулярных прямых,
- выделяют существенные признаки данного понятия,
- выполняют построение перпендикулярных прямых с помощью прямоугольного треугольника и транспортира.
IV этап урока. Решение задач
II этап формивания понятия.
Задача 4. Какие из прямых, изображённых на рисунке 4 являются перпендикулярными?
Для записи решения задачи учащиеся используют схемы:
Задача 6. Начертите два перпендикулярных отрезка АВ и МN так, чтобы они:
а) не пересекались;
б) пересекались.
Задача 7. Приведите примеры перпендикулярных прямых (отрезков) в окружающей вас обстановке.
Задача 8. Известно, что прямые АВ и КД перпендикулярны. Какими существенными признаками обладают эти прямые?
Данный этап урока завершен, когда учащиеся:
- подводят объект под понятие перпендикулярных прямых,
- выводят следствия из факта принадлежности объекта объему понятия,
- строят перпендикулярные прямые,
- приводят свои примеры перпендикулярных прямых в окружающей обстановке.
На данном этапе урока у учащихся начинает развиваться рефлексивная компетентность.
V этап урока. Математический диктант
- Закончите предложение. Прямые называются перпендикулярными, если они … .
- Запишите с помощью математических знаков. Прямые а и в перпендикулярны.
- Проведите прямую АВ. Постройте прямую СД,ей перпендикулярную.
- Закончите предложение. Отрезки (лучи ) называются перпендикулярными, если они … .
- Постройте два перпендикулярных отрезка так, чтобы они не пересекались. Обозначьте эти отрезки.
- Постройте два перпендикулярных луча так, чтобы они имели общее начало.
- Постройте четырехугольник, у которого есть пара перпендикулярных сторон.
VI этап урока. Решение задач
III этап формирования понятия.
На этом этапе ученики пытаются самостоятельно решать задачи. Учитель осуществляет контроль по конечному результату.
Учащимся предлагается задача на нахождение перпендикулярных прямых на сложных чертежах (из учебника, печатной тетради).
Задача 9. Через каждую вершину треугольника проведите прямую, перпендикулярную к противоположной стороне треугольника или к ее продолжению.
На данном этапе проверяется умение учащихся применять полученные знания в нестандартной ситуации, т.е. формируется проектная компетентность.
Третий этап формирования понятия «перпендикулярные прямые» учитель считает завершенным, когда ученики:
1). Находят перпендикулярные отрезки и прямые на сложных чертежах.
2). Могут применять полученные знания в нестандартной ситуации.
VII этап урока. Итог урока
Учитель просит ребят поделиться своими мыслями о сегодняшнем занятии.
Для этого им помогут слова:
- Я узнал…
- Я увидел…
- Я заметил, что …
- Я сейчас слушаю и думаю…
Выводы по уроку: Учитель может считать, что урок достиг цели, когда учащиеся:
- Дают определение перпендикулярных прямых, отрезков(лучей) и называют их существенные признаки.
- Строят перпендикулярные прямые, отрезки, лучи.
- Решают задачи, предложенные учителем с целью формирования ключевых компетенций при изучении данной темы.