Проект по развитию детско-родительских отношений «Великолепная 7-ка» как одна из форм родительского клуба

Разделы: Работа с родителями

Класс: 1

Ключевые слова: детско-родительский проект


Актуальность

  • С поступлением в школу ситуация развития ребенка кардинально меняется, тогда как уклад семейной жизни остается преимущественно неизменным и может привести к ухудшению отношений семьи и школы, родителей и ребенка, к проблемам в адаптации ребенка к новым социальным условиям.
  • Развитие ребенка предполагает развитие способов взаимодействия в семье, появление новых адекватных возрасту механизмов воздействия и эмоциональной поддержки. Недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей может стать причиной возникновения проблем в сфере детско-родительских отношений.
  • Личностное становление поколения родителей современных первоклассников пришлось на период перестройки и переоценки традиционных семейных и человеческих ценностей, поэтому может наблюдаться дефицит совместности и событийности в укладе семейной жизни.
  • В силу того, что ответственность за результаты воспитания детей возлагается государством на образовательное учреждение, семья устраняется из процесса целенаправленного формирования навыков социально приемлемого поведения у детей. Это приводит к возникновению проблем во взаимоотношениях педагогов и родителей и отсутствию преемственности формирующего воздействия.

Цели и задачи проекта

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в сфере детско-родительских отношений и формирование потребности в содержательном совместном досуге как условии для развития семейных ценностей и традиций.

Задачи:

  • создать условия для проявления рефлексивной позиции в отношении уклада семейной жизни, семейных ценностей и сферы детско-родительских отношений,
  • расширить представление родителей об инструментах воспитывающего воздействия, отработать их на практике,
  • организовать участие семей в разных формах совместной исследовательской, творческой, спортивно-оздоровительной, социально значимой и культурно-досуговой деятельности,
  • способствовать установлению партнерских взаимоотношений между семьей и школой.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Название проекта связано с тем, что первоклассникам 7 лет, в проекте 7 тематических мероприятий, в слове «семья» также содержится число 7. В ходе реализации проекта предполагается последовательность мероприятий, каждое из которых имеет отношение к числу «Семь».

Для реализации мероприятий используются различные формы взаимодействия педагогов, родителей и учащихся:

  • тренинг,
  • интернет-рассылка,
  • группа класса «ВКонтакте»,
  • творческое домашнее задание,
  • коллективно-творческое дело,
  • презентация продуктов совместной деятельности,
  • анкета обратной связи.

Все мероприятия в рамках проекта делятся на блоки:

Мотивационный блок

Тренинг «Цветик-семицветик». В ходе тренинга выявляются особенности родительских ожиданий и установок по поводу ребенка и его воспитания.

Когнитивный (знаниевый) блок

Неделя писем для любящих родителей. Темы для писем формируются на основе выявленных путем анкетирования трудностей родителей во взаимодействии с ребенком. Каждое письмо содержит задание, рекомендуемое для выполнения.

Темы писем в рамках проекта:

  • О любви
  • О базовых потребностях ребенка
  • Об ошибках
  • О «трудных» детях
  • О доверии
  • О самостоятельности
  • Письмо родителям от ребенка

Тренинг «Семейные ценности и традиции». В ходе тренинга создаются условия для обмена опытом и присвоения новых способов семейного взаимодействия.

Деятельностный блок

  1. Выставка - презентация семейных творческих работ «Радуга». Каждой семье дома предлагается выполнить творческую работу, результаты которой ребенок представит в рамках классного часа. Работы некоторое время хранятся в классе, а потом возвращаются в семью.
  2. Коллаж «Неделя добрых дел моей семьи». Каждой семье предлагается в течение недели целенаправленно совершать совместное доброе дело. По итогам недели ребята класса оформляют общий тематический коллаж «Планета добрых дел», который размещается в классе.
  3. Фотоотчеты о семейных открытиях «Семь чудес света». Каждой семье предлагается совершить какое-нибудь открытие, запечатлеть его результаты и посредством ребенка представить итоги на классном часе.
  4. Спортивно-познавательный семейный конкурс-игра «Семь футов под килем».
  5. Концерт семейного творчества «Семь нот».

Рефлексивно-аналитический блок

  1. Материалы диагностики адаптации первоклассников,
  2. Анализ продуктов семейного творчества (фотоотчеты, презентации, коллажи),
  3. Материалы анкетирования родителей (на входе и на выходе).

Рабочий план реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Результат / социальный эффект

Диагностика адаптации первоклассников

Сентябрь

Педагоги-психологи

Получение информации об особенностях адаптации учащихся и о восприятии ребенком семьи

Занятие с элементами тренинга с родителями «Цветик-Семицветик»

Сентябрь

Педагоги-психологи

Формирование перечня проблем и целей работы

Семь цветов радуги - выставка совместных семейных творческих работ

Октябрь

Классные руководители

Актуализация творческого потенциала семьи в совместной деятельности

Семь писем любящим родителям - письма-памятки по развитию и воспитанию ребенка

Октябрь

Педагоги-психологи

Повышение родительской компетентности в отношении уклада семейной жизни и сферы детско-родительских отношений, работа с сайтом образовательного учреждения

Семь чудес света - семейное посещение объектов культуры с последующим отчетом на классном мероприятии

Октябрь

Классные руководители

Фотоотчеты, рефлексия семейного события

Семь футов под килем - интеллектуально-спортивное мероприятие для детей и родителей

Октябрь

Учителя физической культуры, классные руководители

Формирование командного духа семьи

СемьЯ - тренинг-посиделки с чаем, сушками и презентациями семейных традиций

Октябрь

Педагоги-психологи

Самопрезентация, актуализация семейных традиций

Семь нот - заключительный концерт с представлением детских и семейных номеров

Ноябрь

Педагоги-психологи, классные руководители

Самопрезентация, реализация творческого потенциала семьи, формирование положительного эмоционального микроклимата

Планируемые результаты реализации проекта

  • оптимизация семейных взаимоотношений (по результатам анкетирования),
  • формирование рефлексивной позиции родителей по отношению к семье (по отзывам в сети Интернет, результатам анкетирования),
  • вовлеченность родителей в образовательный процесс школы (по участию в мероприятиях, активности в обсуждении мероприятий),
  • формирование позитивного восприятия школы (по анкетам).