Актуальность
- С поступлением в школу ситуация развития ребенка кардинально меняется, тогда как уклад семейной жизни остается преимущественно неизменным и может привести к ухудшению отношений семьи и школы, родителей и ребенка, к проблемам в адаптации ребенка к новым социальным условиям.
- Развитие ребенка предполагает развитие способов взаимодействия в семье, появление новых адекватных возрасту механизмов воздействия и эмоциональной поддержки. Недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей может стать причиной возникновения проблем в сфере детско-родительских отношений.
- Личностное становление поколения родителей современных первоклассников пришлось на период перестройки и переоценки традиционных семейных и человеческих ценностей, поэтому может наблюдаться дефицит совместности и событийности в укладе семейной жизни.
- В силу того, что ответственность за результаты воспитания детей возлагается государством на образовательное учреждение, семья устраняется из процесса целенаправленного формирования навыков социально приемлемого поведения у детей. Это приводит к возникновению проблем во взаимоотношениях педагогов и родителей и отсутствию преемственности формирующего воздействия.
Цели и задачи проекта
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в сфере детско-родительских отношений и формирование потребности в содержательном совместном досуге как условии для развития семейных ценностей и традиций.
Задачи:
- создать условия для проявления рефлексивной позиции в отношении уклада семейной жизни, семейных ценностей и сферы детско-родительских отношений,
- расширить представление родителей об инструментах воспитывающего воздействия, отработать их на практике,
- организовать участие семей в разных формах совместной исследовательской, творческой, спортивно-оздоровительной, социально значимой и культурно-досуговой деятельности,
- способствовать установлению партнерских взаимоотношений между семьей и школой.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Название проекта связано с тем, что первоклассникам 7 лет, в проекте 7 тематических мероприятий, в слове «семья» также содержится число 7. В ходе реализации проекта предполагается последовательность мероприятий, каждое из которых имеет отношение к числу «Семь».
Для реализации мероприятий используются различные формы взаимодействия педагогов, родителей и учащихся:
- тренинг,
- интернет-рассылка,
- группа класса «ВКонтакте»,
- творческое домашнее задание,
- коллективно-творческое дело,
- презентация продуктов совместной деятельности,
- анкета обратной связи.
Все мероприятия в рамках проекта делятся на блоки:
Мотивационный блок
Тренинг «Цветик-семицветик». В ходе тренинга выявляются особенности родительских ожиданий и установок по поводу ребенка и его воспитания.
Когнитивный (знаниевый) блок
Неделя писем для любящих родителей. Темы для писем формируются на основе выявленных путем анкетирования трудностей родителей во взаимодействии с ребенком. Каждое письмо содержит задание, рекомендуемое для выполнения.
Темы писем в рамках проекта:
- О любви
- О базовых потребностях ребенка
- Об ошибках
- О «трудных» детях
- О доверии
- О самостоятельности
- Письмо родителям от ребенка
Тренинг «Семейные ценности и традиции». В ходе тренинга создаются условия для обмена опытом и присвоения новых способов семейного взаимодействия.
Деятельностный блок
- Выставка - презентация семейных творческих работ «Радуга». Каждой семье дома предлагается выполнить творческую работу, результаты которой ребенок представит в рамках классного часа. Работы некоторое время хранятся в классе, а потом возвращаются в семью.
- Коллаж «Неделя добрых дел моей семьи». Каждой семье предлагается в течение недели целенаправленно совершать совместное доброе дело. По итогам недели ребята класса оформляют общий тематический коллаж «Планета добрых дел», который размещается в классе.
- Фотоотчеты о семейных открытиях «Семь чудес света». Каждой семье предлагается совершить какое-нибудь открытие, запечатлеть его результаты и посредством ребенка представить итоги на классном часе.
- Спортивно-познавательный семейный конкурс-игра «Семь футов под килем».
- Концерт семейного творчества «Семь нот».
Рефлексивно-аналитический блок
- Материалы диагностики адаптации первоклассников,
- Анализ продуктов семейного творчества (фотоотчеты, презентации, коллажи),
- Материалы анкетирования родителей (на входе и на выходе).
Рабочий план реализации проекта
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
Результат / социальный эффект |
Диагностика адаптации первоклассников |
Сентябрь |
Педагоги-психологи |
Получение информации об особенностях адаптации учащихся и о восприятии ребенком семьи |
Занятие с элементами тренинга с родителями «Цветик-Семицветик» |
Сентябрь |
Педагоги-психологи |
Формирование перечня проблем и целей работы |
Семь цветов радуги - выставка совместных семейных творческих работ |
Октябрь |
Классные руководители |
Актуализация творческого потенциала семьи в совместной деятельности |
Семь писем любящим родителям - письма-памятки по развитию и воспитанию ребенка |
Октябрь |
Педагоги-психологи |
Повышение родительской компетентности в отношении уклада семейной жизни и сферы детско-родительских отношений, работа с сайтом образовательного учреждения |
Семь чудес света - семейное посещение объектов культуры с последующим отчетом на классном мероприятии |
Октябрь |
Классные руководители |
Фотоотчеты, рефлексия семейного события |
Семь футов под килем - интеллектуально-спортивное мероприятие для детей и родителей |
Октябрь |
Учителя физической культуры, классные руководители |
Формирование командного духа семьи |
СемьЯ - тренинг-посиделки с чаем, сушками и презентациями семейных традиций |
Октябрь |
Педагоги-психологи |
Самопрезентация, актуализация семейных традиций |
Семь нот - заключительный концерт с представлением детских и семейных номеров |
Ноябрь |
Педагоги-психологи, классные руководители |
Самопрезентация, реализация творческого потенциала семьи, формирование положительного эмоционального микроклимата |
Планируемые результаты реализации проекта
- оптимизация семейных взаимоотношений (по результатам анкетирования),
- формирование рефлексивной позиции родителей по отношению к семье (по отзывам в сети Интернет, результатам анкетирования),
- вовлеченность родителей в образовательный процесс школы (по участию в мероприятиях, активности в обсуждении мероприятий),
- формирование позитивного восприятия школы (по анкетам).