Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Тема: «Как воспитать толерантного человека?»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, толерантность


Цель: Содействовать формированию у коллег убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

Задачи:

  • создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания,
  • познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека,
  • способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества,
  • побудить родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.

Участники: родители, классный руководитель.

Форма проведения: открытый микрофон.

1. Вводная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Напомню, что меня зовут Екатерина Дмитриевна. Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрании.

2. Целеполагание

Наше родительское собрание я хотела бы начать с зарисовки вашего образа.

Сейчас каждый получит лист бумаги и нарисует себя.

Все родители получают индивидуальный листы. На них они рисуют себя, свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

Что общего у всех людей? (голова, руки, ноги....)

Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

3. Беседа

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Ситуация, произошедшая в одной из школ, чётко иллюстрирует данную тему, которую я сейчас затронула. Итак, что же произошло. Учитель вызвал ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
Как вы считаете какая проблема затронута в данной ситуации? (Проблема толерантности)

Предлагаю обсудить этот вопрос в парах ,через несколько минут каждая пара выскажет своё мнение по данному вопросу.

По моему мнению уважаемые родители, такая ситуация может произойти в любом классе и тему, которую мы сегодня с вами обсудим, будет посвящена именно Толерантности. Я считаю она весьма актуальна на данный момент и оставить её без внимания я не могу. В школе и классе мы ведём большую работу по устранению интолерантного поведения. Но, я считаю, что школа и родители должны быть сотрудниками в этом вопросе. Задачу учреждения образования мы видим в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, профессионалы своего дела, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой жизненной позиции личности. Толерантность является частью нравственной культуры человека.

Обсуждение в группах следующего вопроса.

1. Давайте с вами определим, что же такое толерантность?

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности".

2. А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.

Решение педагогической ситуации:"Конфликт опасен, если он не разрешим”

Мама: - Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”.

После высказывания каждого родителя, отдают свой голос «за» и «против» варианта решения данной ситуации.

Разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама: - Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

3. Уважаемые родители, я предлагаю разделиться на 2 группы и выделить черты толерантной личности

  • Расположенность к другим
  • Снисходительность
  • Терпение
  • Чувство юмора
  • Чуткость
  • Доверие
  • Альтруизм
  • Терпимость к различиям 
  • Умение владеть собой
  • Доброжелательность
  • Умение не осуждать других 

Посмотрите на дерево, которое засохло. (На доске нарисовано дерево, которое засохло)

Как Вы думаете, почему это произошло? (На ветках сухого дерева таблички – расизм, фашизм, насилие, вражда, дискриминация, геноцид, нетерпимость).

Давайте мы с вами оживим это дерево. На зеленых листочках напишите качество толерантного поведения.(Родители на зелёных листочках пишут качества толерантного поведения) Посмотрите как изменилось наше дерево, теперь оно радует всех окружающих.

МОЛОДЦЫ – только дружно вместе мы сможем воспитать в наших детях черты толерантной личности.

4. Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова:

ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ВЫСЛУШАЙ, ПРОСТИ, ПОЙМИ, УЛЫБНИСЬ!

(Кубик каждому родителю)

Повертите его в руках, бросьте, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.

Решение собрания

  • Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
  • 2. Пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения. 
    3. Продолжить сотрудничество со школой, активно участвовать в жизни.

Рефлексия

На сегодняшнем родительском собрании была затронута достаточно актуальная проблема, получилось ли решить данную проблему, которая стояла перед нами?

Родители передавая друг другу “Шар впечатлений”, делятся своими мыслями по поводу данного собрания, говорят о том, что им понравилось или не понравилось, как им работалось в группах, что они “вынесли” для себя с собрания и т.д.

Уважаемые родители, на этом наше собрание подходит к концу, сегодня мы затронули с вами очень важную тему - тему толерантности. Я думаю что на сегодняшнем собрании вы отметили для себя методы для формирования и развития толерантного поведения у своего ребёнка. Безусловно, школа будет продолжать формировать и развивать качества личности вашего ребёнка для толерантного поведения. Непосредственно, только совместными усилиями семьи и школы ,когда эти два звена работают в сотрудничестве мы сможем с вами достичь блестящих результатов в данном вопросе. Спасибо, что смогли найти время для сегодняшней встречи. До свидания.