В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Все начинается с детства. В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. А ведь, действительно, многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к девяти – десяти годам жизни. Если такие навыки, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства почему-то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые рисуют тоже как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать.
Причина данного явления кроется в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому, не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а многие дети, заканчивая школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
По диагностическим данным, дети в 5-летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, в 7-летнем – до 20%, а взрослые – лишь 2%. Это как раз те, кто остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности. Именно в детстве закладываются фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка расширяет возможности ребенка.
Нетрадиционные методы позволяют детям быть смелее на уроке, не бояться делать ошибки, экспериментировать, познавать материалы и творить. В атмосфере нетрадиционных методик дети быстрее развивают свои творческие способности, раскрывают свою яркую индивидуальность, легче контактируют со сверстниками. Раскрывается их внутренний потенциал.
Цель нетрадиционных техник - раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи: формирование интереса к изобразительной деятельности, ознакомление с разнообразными видами изобразительного искусства, множеством художественных материалов и средств, приемами работы, при этом воспитание коммуникабельности, отзывчивости, дружелюбия и ответственности. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, побуждает детей к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразными материалами, развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение, фантазию. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Я работаю по программе “Изобразительное искусство", разработанной под руководством Т.Я.Шпикаловой. Содержание программы позволяет применять в работе нетрадиционные приёмы работы. Вот уже несколько лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Приведу примеры техник, которые я использую в своей работе чаще всего.
1. Монотипия.
«Mono» - один, «Typus» - отпечаток. То есть единственное изображение, полученное способом отпечатка. Краски наносят на гладкую поверхность (стекло, пластмасса и др.). Затем к форме прижимают лист бумаги. Получается отпечаток, который далее дорабатывается красками или фломастером. Работать можно и другим способом: небольшое количество краски наносят на чистый лист бумаги. Сворачивают лист пополам, хорошо проглаживают, раскрывают. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его. Найдите образ. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы.
В 5 классе при работе над рисунком по теме "Осенний пейзаж" применяем технику монотипии.
2. Пуантилизм. Рисование Точками.
Течение "пуантилизм" в живописи произошло от французского слова "pointiller", что означает «писать точками». Используем для работы над рисунком различные художественные материалы: акварель и ватные палочки, цветные маркеры или фломастеры.
3. Рисование парафиновой свечкой и акварелью.
Лист бумаги протирается чем-либо водоотталкивающим (воск, парафин, восковые мелки). Мы чаще используем кусочек парафиновой свечи. Протереть можно плашмя или ребром - будет разный видимый результат. Затем наносится слой краски.
На уроке в 6 классе на тему "Живая зыбь. Пейзаж с водными просторами"можно применить данную технику.
4. Рисунок в технике «по-сырому».
Краска наносится на увлажнённую поверхность. Данный приём можно удачно использовать при работе над пейзажами, натюрмортами.
5. Рисунок гелевой ручкой.
После знакомства с графикой, как одним из видов изобразительных искусств, можно предложить творческую работу - рисунок гелевой ручкой
6. Силуэтное рисование.
Силуэт — характерное очертание предметов. В 6 классе по программе Т.Я.Шпикаловой рассматривается тема "Рыцарский замок в средневековой Европе". В творческом задании предложено изобразить стилевые особенности архитектуры замков силуэтно.
7. Рисование пластилином – пластилинография.
Пластилиновые картины способствуют развитию мелкой моторики, так как, создавая работу надо пользоваться таким «инструментом», как ладони и пальцы. Появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
В 5 классе при изучении темы "Чудо-дерево. Образ "древо жизни" в разных видах искусства" предлагается вид творческой работы: выполнение рельефной декоративной плакетки "Плодовое дерево" пластилинографией.
8. Лепка.
Один из видов работы, предусмотренный программой Т.Я.Шпикаловой. Например, в 5 классе при изучении темы "Животные - братья наши меньшие" вид творческого задания - лепка животного из глины или пластилины.
9. Коллаж.
Коллаж (фр. Collage) – приклеивание. В 5 классе при работе по теме "Осень в твоём натюрморте" применяем технику коллажа. В данной работе используется коллаж с применением природных материалов. Коллаж из кусочков рваной бумаги применяли вколлективной работе по теме "Дворянская усадьба" в 7 классе.
10. Аппликация.
Очень люблю работать с детьми в технике аппликация. Ножницы превращаются в кисточку и создают свои неповторимые образы. Например, в 5 классе создаём коллективную работу «Фасад – лицо избы». Технику аппликации используем при работе на темы "Жостовские подносы", "Портрет в аппликации" в 6 классе.
11. Айрис - фолдинг. Техника появилась в Голландии. Её также называют "радужным складыванием". Вырезанная по контуру картинка заполняется разноцветными полосками.
Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивают у обучающихся воображение и фантазию. Использование их в работе делает уроки более интересными и разнообразными. Ведь эти техники эффектные, но совсем не сложные, поэтому ученики смогут без особого труда создать свои собственные шедевры, а значит, у них появится уверенность в своих силах и желание заниматься дальше. Ведь ничто так не мотивирует, как успех.
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии.
Как говорил Е.И.Рерих: «Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
Список литературы
- Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – М., 1968 – 128 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с.
- Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4.
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера», 2011.