«Тряпичная кукла на Руси. Изготовление куколки-оберега «День – Ночь» c использованием пропедевтики (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: кукла, куклы обрядовые, подготовительная группа, народные традиции, кукла-оберег


Цели:

  • формировать у детей интерес к традициям русского народа, его истории;
  • показать значимость народной игрушки в воспитании детей на Руси;
  • создать положительную эмоциональную среду общения;
  • познакомить детей с приемами изготовления традиционной тряпичной куклы бесшовным способом;
  • совершенствовать трудовые навыки (сворачивание, обматывание, завязывание), развитие мелкой моторики;
  • вызвать интерес к совместной деятельности, чувство доброжелательного отношения;
  • формировать у детей художественный вкус, развивать воображение;
  • воспитывать познавательную активность и самостоятельность;
  • развивать диалогическую речь. Обогащать словарный запас.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетического развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Пропедевтика проектных и исследовательских понятий и умений: понятия: проблемная ситуация, проблема, схема – план, рефлексия; умение работать по плану при изготовлении поделки, рефликсировать.

 Оборудование и материалы:

  • Русский народный костюм для воспитателя,
  • Стол,
  • Набор современных игрушек (машина, кубик, мячик, мягкая игрушка),
  • Сундук деревянный расписной,
  • Набор «русских» игрушек (глиняная птичка-свистулька, деревянная коняшка, несколько тряпичных кукол),
  • Подносы на каждый стол,
  • Ножницы,
  • Лоскуты ткани черного и белого цвета,
  • Шерстяные нитки,
  • «Шарики» ваты,
  • Схемы изготовления на каждый стол.

Ход ООД

«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».

М.Е.Салтыков-Щедрин

Погружение в тему

Дети сидят полукругом. На столе перед воспитателем выставлены игрушки.

Воспитатель: «Ребята, вы любите играть с игрушками?»

Дети: «Да!»

Воспитатель: «Какие игрушки у вас самые любимые?»

Дети: «Машинки, кубики, куклы, мячики»

Воспитатель: «А откуда берутся все эти игрушки в нашем доме?»

Дети: «Из магазина»

Воспитатель: «Правильно. Сейчас большие магазины для детей. Там много разных игрушек, и для совсем маленьких детей, и для старших. Эти магазины называются «Детский мир».

А кто из вас знает, как игрушки попадают на полки в магазинах?»

Дети: «Игрушки делают на заводах и фабриках (если дети затрудняются с ответом, то воспитатель разъясняет сам)»

Воспитатель: «Да, есть такие фабрики. Вот было бы интересно туда заглянуть, правда?»

Дети: «Да, очень»

Воспитатель: «У меня на столе лежат разные игрушки. Давайте их рассмотрим»

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

- Это что?

- Машина.

- Из чего она сделана?

- Из пластмассы.

- Значит какая она?

- Пластмассовая.

(Аналогично проводится «вопрос-ответ» с резиновым мячиком, с деревянной пирамидкой, меховым зайчиком)

Предъявление проблемной ситуации

Воспитатель: «Вот такие замечательные игрушки делают для детей.

Но раньше, очень-очень давно, таких фабрик не было. Во что же играли дети? Ведь дети всегда любят играть, что сейчас, что давним-давно.

Как вы думаете? (проблемная ситуация)

Посмотрите, какой замечательный, расписной, красивый сундучок я принесла для вас. Давайте в него заглянем.

(Воспитатель достает глиняную птичку-свистульку, деревянную коняшку, тряпичную куколку.)

Ребята, это игрушки. Но все эти замечательные игрушки для своих детей делали взрослые своими руками.

Вот птичка - свистулька, она из глины, глиняная.

Эта лошадка – коняшка из дерева, деревянная.

А вот это куколка. Да не одна здесь.

(Воспитатель выставляет несколько тряпичных кукол для обозрения)

Сейчас я вам немного расскажу, как делали таких кукол.

Большую часть кукол изготавливали долгими зимними вечерами, чтобы скоротать время. Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным.

Куклы бережно складывались в сундук и передавались от бабушек внукам по наследству.

Делали таких кукол из тряпочек, поэтому они называются тряпичными. Тряпичная куколка – простая, милая и отчего-то очень-очень родная.

На первый взгляд они простоватые, но разные по форме и декоративному исполнению.

Для изготовления таких кукол ткань не резали ножницами, а рвали руками.

Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет с такой куклой, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь.

Всех тряпичных кукол можно разделить на 3 группы:

  1. Обрядовые куклы (когда проходили какие-то праздники и кукла была главной героиней. Например: Масленица)
  2. Куклы-обереги (Зерновушка, Нянюшка, Кубышка-травница, Желанница, Многоручка, День-Ночь, Кукла-колокольчик, Женка)
  3. Игровые куклы (те, с которыми ежедневно играли дети) – Пеленашка.

Воспитатель: «Посмотрите повнимательнее на этих куколок. Что необычного вы замечатете в них?»

Дети: «У них нет лица».

Воспитатель: «Да, у всех народных кукол нет лица. Существует поверье: если у куклы будет лицо, в нее может вселиться злой дух.

Сегодня я расскажу вам об одной кукле обереге.

Оберег – от слова «оберегать».

Таких куколок-оберегов делали на удачу, носили с собой, дарили родным. О таких куклах сочиняли сказки, в которых кукол представляли волшебными помощницами, они охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.

Эта кукла называется «День-Ночь» (показ).

Вы видите, что на самом деле этих кукол две. Они связаны между собой ниточкой. Эта кукла оберегает смену дня и ночи, порядок в доме. Днем выставляют вперед светлую куколку, а ночью – темную».

Куколка «День» - живая, подвижная, работящая и веселая. Она хозяйка дня и следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились. А в праздник веселились, пели, плясали, играли; чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с пользой. Тогда и куколка довольна, и у людей все хорошо.

Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь – волшебница. Она меняет, и вещи, и людей. Она несет другой мир. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другими. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спасть, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Каждый день утром тот, кто раньше всех вставал – выставлял вперед светлую куколку и просил ее об удачном дне.

«Ночь прошла, и слава Богу,
Пусть добрым будет день.»

Вечером, последний, кто ложился спать – менял куколку на темную и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими.

«День прошел, и слава Богу,
Пусть спокойной будет ночь.»

Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год она оберегала хозяев дома.

Обсуждение условий, всевозможных и необходимых действий.

Воспитатель: Вам понравилась такая куколка? Давайте попробуем сделать такую. Да вот проблема: как мы будем изготавливать? Что нам нужно для этого?

Дети: лоскутки, нитки, вата.

Воспитатель: А вы заметили, что ни ножниц для вырезания, ни иголок у нас нет. Для этого мы будем сворачивать свой лоскуток. Чтобы все сделать правильно, нам нужен план или схема.

Предъявление плана работы.

Воспитатель: Посмотрите на доску. На ней вы видите план, по которому мы будем действовать. Давайте проговорим с чего вы начинаете? Смотрите на план и рассказываете.

Дети: Раскладываем один лоскуток прямо, другой по диагонали, в середину кладем шарик ваты, завязываем ниткой голову и ручки.

Воспитатель проговаривает с детьми каждый этап работы по схеме.

Работа по плану-схеме.

Воспитатель: Ребята, подходите к столам. Присаживайтесь, как вам будет удобно, выбирайте себе товарищей, с которыми вы будете работать.

Посмотрите на планы на столах. Чем они отличаются?

Дети: Цветом. На одних столах схемы изготовления из белой ткани, а на других столах из черной.

ПЛАН-СХЕМА

Воспитатель: Правильно. У нас получится две куколки. Белая «День», черная «Ночь», потом мы их свяжем. Приступайте к работе. Решите, кто будет держать лоскуток, кто будет делать голову из ваты, а кто будет завязывать.

Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя, оказание посильной помощи (связывание вместе двух кукол).

Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось сегодняшние занятие?

- Что вы делали на занятии? (куколку-оберег)

- Как вы ее делали? Что вам помогало? (план-схема)

- Давайте вспомним с чего вы начали? (разложили два лоскутка)

- Что делали потом? (положили шарики ваты в лоскуток по середине)

- Чем закончили свою работу? (завязали ниткой голову и ручки)

- Было трудно? Расскажите, у кого что вызвало затруднение.

- У вас все получилось? Давайте рассмотрим наших кукол-оберегов.

Вы все настоящие мастера-кукольники. Куколки похожи друг на друга? (нет). У каждого получилась своя неповторимая кукла.

Я кукла – кукла-оберег,
Твоя помощница на век,
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче.
Выставка детских работ.