Цели:
- формировать у детей интерес к традициям русского народа, его истории;
- показать значимость народной игрушки в воспитании детей на Руси;
- создать положительную эмоциональную среду общения;
- познакомить детей с приемами изготовления традиционной тряпичной куклы бесшовным способом;
- совершенствовать трудовые навыки (сворачивание, обматывание, завязывание), развитие мелкой моторики;
- вызвать интерес к совместной деятельности, чувство доброжелательного отношения;
- формировать у детей художественный вкус, развивать воображение;
- воспитывать познавательную активность и самостоятельность;
- развивать диалогическую речь. Обогащать словарный запас.
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетического развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Пропедевтика проектных и исследовательских понятий и умений: понятия: проблемная ситуация, проблема, схема – план, рефлексия; умение работать по плану при изготовлении поделки, рефликсировать.
Оборудование и материалы:
- Русский народный костюм для воспитателя,
- Стол,
- Набор современных игрушек (машина, кубик, мячик, мягкая игрушка),
- Сундук деревянный расписной,
- Набор «русских» игрушек (глиняная птичка-свистулька, деревянная коняшка, несколько тряпичных кукол),
- Подносы на каждый стол,
- Ножницы,
- Лоскуты ткани черного и белого цвета,
- Шерстяные нитки,
- «Шарики» ваты,
- Схемы изготовления на каждый стол.
Ход ООД
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы – самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М.Е.Салтыков-Щедрин
Погружение в тему
Дети сидят полукругом. На столе перед воспитателем выставлены игрушки.
Воспитатель: «Ребята, вы любите играть с игрушками?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Какие игрушки у вас самые любимые?»
Дети: «Машинки, кубики, куклы, мячики»
Воспитатель: «А откуда берутся все эти игрушки в нашем доме?»
Дети: «Из магазина»
Воспитатель: «Правильно. Сейчас большие магазины для детей. Там много разных игрушек, и для совсем маленьких детей, и для старших. Эти магазины называются «Детский мир».
А кто из вас знает, как игрушки попадают на полки в магазинах?»
Дети: «Игрушки делают на заводах и фабриках (если дети затрудняются с ответом, то воспитатель разъясняет сам)»
Воспитатель: «Да, есть такие фабрики. Вот было бы интересно туда заглянуть, правда?»
Дети: «Да, очень»
Воспитатель: «У меня на столе лежат разные игрушки. Давайте их рассмотрим»
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
- Это что?
- Машина.
- Из чего она сделана?
- Из пластмассы.
- Значит какая она?
- Пластмассовая.
(Аналогично проводится «вопрос-ответ» с резиновым мячиком, с деревянной пирамидкой, меховым зайчиком)
Предъявление проблемной ситуации
Воспитатель: «Вот такие замечательные игрушки делают для детей.
Но раньше, очень-очень давно, таких фабрик не было. Во что же играли дети? Ведь дети всегда любят играть, что сейчас, что давним-давно.
Как вы думаете? (проблемная ситуация)
Посмотрите, какой замечательный, расписной, красивый сундучок я принесла для вас. Давайте в него заглянем.
(Воспитатель достает глиняную птичку-свистульку, деревянную коняшку, тряпичную куколку.)
Ребята, это игрушки. Но все эти замечательные игрушки для своих детей делали взрослые своими руками.
Вот птичка - свистулька, она из глины, глиняная.
Эта лошадка – коняшка из дерева, деревянная.
А вот это куколка. Да не одна здесь.
(Воспитатель выставляет несколько тряпичных кукол для обозрения)
Сейчас я вам немного расскажу, как делали таких кукол.
Большую часть кукол изготавливали долгими зимними вечерами, чтобы скоротать время. Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным.
Куклы бережно складывались в сундук и передавались от бабушек внукам по наследству.
Делали таких кукол из тряпочек, поэтому они называются тряпичными. Тряпичная куколка – простая, милая и отчего-то очень-очень родная.
На первый взгляд они простоватые, но разные по форме и декоративному исполнению.
Для изготовления таких кукол ткань не резали ножницами, а рвали руками.
Крестьяне верили, что чем больше ребенок играет с такой куклой, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь.
Всех тряпичных кукол можно разделить на 3 группы:
- Обрядовые куклы (когда проходили какие-то праздники и кукла была главной героиней. Например: Масленица)
- Куклы-обереги (Зерновушка, Нянюшка, Кубышка-травница, Желанница, Многоручка, День-Ночь, Кукла-колокольчик, Женка)
- Игровые куклы (те, с которыми ежедневно играли дети) – Пеленашка.
Воспитатель: «Посмотрите повнимательнее на этих куколок. Что необычного вы замечатете в них?»
Дети: «У них нет лица».
Воспитатель: «Да, у всех народных кукол нет лица. Существует поверье: если у куклы будет лицо, в нее может вселиться злой дух.
Сегодня я расскажу вам об одной кукле обереге.
Оберег – от слова «оберегать».
Таких куколок-оберегов делали на удачу, носили с собой, дарили родным. О таких куклах сочиняли сказки, в которых кукол представляли волшебными помощницами, они охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.
Эта кукла называется «День-Ночь» (показ).
Вы видите, что на самом деле этих кукол две. Они связаны между собой ниточкой. Эта кукла оберегает смену дня и ночи, порядок в доме. Днем выставляют вперед светлую куколку, а ночью – темную».
Куколка «День» - живая, подвижная, работящая и веселая. Она хозяйка дня и следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились. А в праздник веселились, пели, плясали, играли; чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с пользой. Тогда и куколка довольна, и у людей все хорошо.
Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь – волшебница. Она меняет, и вещи, и людей. Она несет другой мир. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другими. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спасть, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Каждый день утром тот, кто раньше всех вставал – выставлял вперед светлую куколку и просил ее об удачном дне.
«Ночь прошла, и слава Богу,
Пусть добрым будет день.»
Вечером, последний, кто ложился спать – менял куколку на темную и молился о хорошей ночи для всех домочадцев, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и отдохнувшими.
«День прошел, и слава Богу,
Пусть спокойной будет ночь.»
Шили и дарили такую куколку на Новый год, и весь год она оберегала хозяев дома.
Обсуждение условий, всевозможных и необходимых действий.
Воспитатель: Вам понравилась такая куколка? Давайте попробуем сделать такую. Да вот проблема: как мы будем изготавливать? Что нам нужно для этого?
Дети: лоскутки, нитки, вата.
Воспитатель: А вы заметили, что ни ножниц для вырезания, ни иголок у нас нет. Для этого мы будем сворачивать свой лоскуток. Чтобы все сделать правильно, нам нужен план или схема.
Предъявление плана работы.
Воспитатель: Посмотрите на доску. На ней вы видите план, по которому мы будем действовать. Давайте проговорим с чего вы начинаете? Смотрите на план и рассказываете.
Дети: Раскладываем один лоскуток прямо, другой по диагонали, в середину кладем шарик ваты, завязываем ниткой голову и ручки.
Воспитатель проговаривает с детьми каждый этап работы по схеме.
Работа по плану-схеме.
Воспитатель: Ребята, подходите к столам. Присаживайтесь, как вам будет удобно, выбирайте себе товарищей, с которыми вы будете работать.
Посмотрите на планы на столах. Чем они отличаются?
Дети: Цветом. На одних столах схемы изготовления из белой ткани, а на других столах из черной.
ПЛАН-СХЕМА
Воспитатель: Правильно. У нас получится две куколки. Белая «День», черная «Ночь», потом мы их свяжем. Приступайте к работе. Решите, кто будет держать лоскуток, кто будет делать голову из ваты, а кто будет завязывать.
Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя, оказание посильной помощи (связывание вместе двух кукол).
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось сегодняшние занятие?
- Что вы делали на занятии? (куколку-оберег)
- Как вы ее делали? Что вам помогало? (план-схема)
- Давайте вспомним с чего вы начали? (разложили два лоскутка)
- Что делали потом? (положили шарики ваты в лоскуток по середине)
- Чем закончили свою работу? (завязали ниткой голову и ручки)
- Было трудно? Расскажите, у кого что вызвало затруднение.
- У вас все получилось? Давайте рассмотрим наших кукол-оберегов.
Вы все настоящие мастера-кукольники. Куколки похожи друг на друга? (нет). У каждого получилась своя неповторимая кукла.
Я кукла – кукла-оберег,
Твоя помощница на век,
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче.
Выставка детских работ.