Профессиональная ориентация учащихся является важным направлением учебно-воспитательной работы в школе. В нашей школе профориентационная работа ведётся с 1 класса. Мы считаем, что главными её задачами в начальной школе является ознакомление с миром профессий и формирование ценностного отношения к труду.
Более того, принятые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения указывают на обязательность проведения такой работы. Так, в общественном договоре, отражающем социальные запросы семьи, общества и государства, говорится о профессиональной успешности ученика и о его конкурентоспособности.
Отсюда вытекает актуальность проведения данной работы на первой ступени обучения.
Моя статья называется «опыт применения методов профориентационной работы в начальной школе на уроках окружающего мира, русского языка и математики», т.к. в своей работе я широко использую метод интеграции профориентационной работы с материалами учебных предметов. (Обучение ведётся по УМК «Начальная школа XXI века») На любом уроке можно найти ресурсы для проведения такой работы. Но мне хотелось бы остановиться подробнее на этих 3-х предметах.
Программа по окружающему миру содержит темы, напрямую относящиеся к профориентационной работе.
Вот некоторые из таких тем 2 класса:
- Физическая культура (спортсмен, тренер).
- Здоровье и питание (повар, диетолог).
- Мы пришли в театр (актёр, режиссёр).
- Что такое Родина? (военный).
- Зачем человек трудится?
- Хлеб-главное богатство России (хлебороб…)
- О труде фермера и экономиста.
- Древние города России (историк, археолог).
- Первое знакомство со звёздами (астроном).
- Человек и лес (лесник...).
- Природа и человек (ветеринар, зоолог и т. д.).
При изучении некоторых тем, в учебнике даётся информация о соответствующей профессии. А иногда перед учеником ставится проблемная ситуация. Например, при изучении темы «первое знакомство со звёздами» ученикам можно задать вопрос: «Кто занимается изучением звёзд и других космических тел?» Здесь необходима информация из дополнительных источников. Следует отметить, что учащиеся не только получают информацию от учителя, но и сами занимаются поисковой деятельностью в данном направлении. Например, пишут доклады по теме «Самая лучшая профессия», в которых раскрывают особенности одной из профессий. На презентации докладов коллективно делается вывод о том, что нет лучшей профессии, и каждый человек выбирает сам: кем ему стать в жизни.
На уроках русского языка во 2 классе подробно рассматривается состав слова. При изучении таких суффиксов как –щик-, -чик-, -ник-, -тель-, -ист-,-арь- нельзя не коснуться вопроса о профессиях, т.к. они обозначают людей по профессии и роду занятий.
На одном из уроков по обобщению знаний о суффиксах учащиеся выполняют следующее задание, класс распределяется по группам (4-5 человек).
Задание: придумать как можно больше профессий с этими суффиксами и рассказать, чем занимается человек данного рода деятельности. Например,
переводчик | испытатель |
грузчик |
писатель |
печник |
спасатель |
пожарник |
учитель и т.д. |
Побеждает та группа, которая придумает больше профессий и сумеет о них рассказать. Учитель корректирует рассказ детей о профессиях.
На уроках математики при решении сюжетных задач выявляется уровень представлений учащихся о мире профессий и, конечно, расширяется. В задачах встречаются такие профессии: строитель, продавец, контролёр, проводник, спортсмен, почтальон, портной, воспитатель и т.д. Привлекательность профориентационной работы при решении задач заключается в том, что учитель может сам составлять задачи или менять сюжет, и к 4 классу вводить в задачи более редкие и малоизвестные профессии. Здесь следует отметить, что до того как учащиеся приступят к решению задачи, у них уже должно быть ясное представление о ком эта задача и о чём. Не следует усложнять изучение нового вида задачи неизвестными профессиями в её тексте.
В заключение хочу сказать, что данная разнообразная работа по ознакомлению учащихся начальных классов с миром профессий носит системных характер и ведётся не только на уроках, но и во внеурочное время. Интеграция в учебную деятельность и учёт возрастных особенностей значительно повышают эффективность профориентационной работы. Учащиеся стали проявлять инициативу и интерес к дальнейшему изучению мира профессий.