1. Методика проведения теоретического занятия
Продумывая методику каждого занятия, учитель всегда должен основываться на его специфике, степени сложности, учебно-воспитательных задач и на многих других факторах, определяющих особенность урока в плане форм, методов и средств обучения. Как показывает практика, наиболее оптимальным в плане организации и проведения являются спаренные уроки по «Технологии», т.е. вначале проводится теоретический урок, а затем, как логическое продолжение практический урок. Эти уроки следует рассматривать во взаимосвязи, как единое целое, направленное на формирование знаний, умений, навыков учащихся. Каждый урок требует от учителя тщательной подготовки. Без продумывания его структуры, содержания методики проведения, подготовки оборудования, инструментов, материалов, технологической документации невозможно добиться высокого качества подготовки учащихся и избежать срывов в учебной работе.
Если в младших классах в разделе «Ремонтные работы в быту» учащиеся овладевают простейшими понятиями о санитарно-техническом оборудовании, то в более старших классах они знакомятся с системами водоснабжения и монтажа этой системы, сами находят причины неисправностей и т.д.
Особенно сложным для учителя при проведении темы: «Простейший ремонт санитарно-технического оборудования» является организация учебного процесса в зависимости от количества учащихся. Возникает необходимость создания новых рабочих мест, а в связи с этим новых производственных заданий.
Начальным этапом подготовки учителя к уроку является анализ учебной программы по предстоящему занятию. Учитель изучает теоретические сведения, характерные для изучения санитарно-технического оборудования, который необходимо сообщить школьникам на уроке. Отмечает новые понятия и термины, которые следует объяснить им, выделяет новые операции и приёмы. Для этого учитель должен вооружиться литературой по теме урока, изучить соответствующие методические разработки, рекомендации, знакомится с новейшими материалами, освещающими передовой педагогический и производственный опыт.
Кроме того, необходимо отметить существующую значимость анализа предшествующего урока, в процессе которого учитель устанавливает. Как была достигнута его цель и выполнен план, что проведено удачно и какие остались пробелы в знаниях и умениях учащихся. В зависимости от этого производится отбор учебного материала, который должен быть доступным и представлять собой законченное целое. В формулировке целей необходимо дать ответ на вопрос: «Чему предполагается научить школьников на предстоящем уроке, какие новые знания и умения они должны освоить»?
Следующим этапом является определение структуры урока. При этом учитель должен мысленно провести урок. Следует внимательно продумать все важнейшие моменты предстоящего урока: что и когда нужно объяснить, какие приёмы и в какой последовательности показать , кому и какие вопросы задать , когда и какие наглядные пособия использовать , как организовать упражнения , на какие моменты обратить внимание в процессе текущего инструктажа, как контролировать работу учащихся. Таким образом, готовясь к уроку, нужно продумать не только свою работу, но и работу своих учеников, чётко спланировать чем будут заняты их ум и руки.
Ответственным этапом подготовки учителя к уроку по теме: «Простейший ремонт санитарно-технического оборудования» является разработка методики инструктирования, пробного выполнения действий учащимися их рабочего упражнения. Учитель должен точно определить, какой вид инструктажа он применит, какие приёмы показа использует (показ в нормальном или замедлённом темпе, расчленённый показ и т.п.), как организует практическую работу (фронтально, по группам, индивидуально и т.п.).
Особого внимания требует от учителя подготовка дидактических и технических средств обучения. Это учебные пособия, альбом объектов труда, технологические карты, плакаты, чертежи и т.д. При необходимости нужно подготовить кинопроектор, кодоскоп и т.д., исходя из реальных возможностей мастерских. Наряду с дидактическими средствами особое значение имеет материально-техническое оснащение урока: оборудование, рабочие и контрольно-измерительные инструменты, приспособления, техническая документация, заготовки и т.д. При этом следует лично убедиться в исправности оборудования, приспособлений, инструментов, проверить качество материалов и соответствие заготовки требованиям чертежа и технической документации. При разборке и сборке вентилей и смесителей ученики не должны прикладывать слишком больших усилий. Неисправное оборудование и инструменты способствуют появлению у учащихся недоверия к технике, скептического отношения учителю, могут привести к несчастным случаям.
Одной из главных задач обучения технологии является формирование у учащихся правильных рабочих умений и навыков. Чтобы успешно решить эту задачу, необходимо, в первую очередь, правильно объяснить ученикам все те действия, которым они будут обучаться на уроке, так как если этого не сделать, у них будут закрепляться неправильные действия, а переучивать, как известно, значительно труднее, чем учить заново. Всё то, что показывает учитель, должно выполняться квалифицированно, правильно как в техническом, так и в методическом отношении. Поэтому, в процессе подготовки к уроку учителю важно, особенно если это молодой специалист, найти оптимальные формы, методы и последовательность показа.
Важно правильно подобрать учебно-производственную работу, которым учащиеся будут заниматься в течение практического занятия. Нужно также учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Опыт проведения занятий по данной теме позволяет сделать вывод о посильности для учащихся 8-го класса работы по устранению простейших неисправностей сливных бачков, вентильных головок, смесителей и т.п. Более того эти сведения вызывают у них большой интерес. Ведь в быту часто возникает потребность в устранении мелких неисправностей сантехники, доставляющих в обыденной жизни неприятности людям. Да и для самоутверждения подростка совсем не безразлично умение самостоятельно отремонтировать возникшие неисправности. «Наш мастер» - вполне серьёзный эпитет в кругу семьи и соседей по отношению к юному умельцу, и он немало добавляет к формированию у мальчика чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.
Очень важным элементом при подготовке учителя к уроку по теме: «Простейший ремонт санитарно-технического оборудования» является подготовка инструкционно-технологической карты выполнения ремонтных работ и графика передвижения по рабочим местам. Работы выполняемые в процессе урока должны соответствовать возрасту учащихся и укладываться в временные нормативы урока.
Следующим элементом подготовки учителя к уроку является определение критериев оценки деятельности учащихся на уроке. Критерии оценок - это исходные положения, учитываемые при определении оценки. Наличие таких критериев обеспечивает объективность и единство в подходе к оценке учащихся. Учитель постоянно решает вопросы: «Что именно следует проверять, что оценивать?» Здесь необходимо иметь в виду следующие моменты:
- знания по устройству вентилей и смесителей, материалов и инструментов;
- качество работы, соответствующее предъявляемым требованиям;
- соблюдение правил работы инструментами, правил техники безопасности и содержания рабочего места;
- умения применять знания на практике;
- степень самостоятельности в работе;
- выполнение учебных норм времени.
Как видно, на оценку влияет целый комплекс факторов.
При выборе типа урока нужно исходить из того, что в целом на изложение теоретических сведений отводится не более 25% учебного времени. Поэтому наиболее приемлемым типом урока при изучении темы: «Простейший ремонт санитарно-технического оборудования» в учебных мастерских является комбинированный урок.
При выборе методов обучения необходимо иметь в виду, что нужно обеспечить максимальную активизацию познавательной деятельности учащихся. С этой целью в каждый из них целесообразно включать элементы проблемности. Наиболее простой формой активизации учащихся на уроке является организация беседы при изучении нового материала. При этом учитель, путём постановки перед учащимися и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определённым выводам, составляющим сущность нового учебного материала. При этом учитель побуждает учащихся воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения, жизненный и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.
На занятиях в учебных мастерских используются различные формы организации учащихся: фронтальная, бригадная, индивидуальная. С учётом специфики темы: «Простейший ремонт санитарно-технического оборудования» наиболее оптимальным считается бригадная форма организации учебно-производственного труда учащихся, так как нет возможности обеспечить всех учащихся одинаковыми рабочими местами, инструментами и оборудованием. При бригадной форме обучения можно охватить более обширный круг трудовых операций (разборка и сборка вентильной головки, изготовление и замена резиновой прокладки и др.), благодаря чему повышается их интерес к деятельности на уроке, формируется правильное представление о современной организации труда в промышленности и сфере обслуживания.
Большое значение в подготовке учителя к уроку «Технологии» имеет подготовка рабочих мест учащихся. Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы можно было точно, качественно и без задержек выполнять рабочие упражнения. Рабочее место должно отвечать современным требованиям производственной культуры, эргономики, технической эстетике. Научная организация труда на рабочем месте предусматривает, прежде всего, рациональный трудовой процесс, снижение утомляемости учащегося, исключение лишних движений, обеспечение высокой производительности труда и качества работы. Организация рабочих мест оказывает непосредственное влияние на весь ход и результаты работы. Рабочим местом учащегося при изучении данной темы является слесарные верстаки со всеми необходимыми инструментами, приспособлениями, документацией и рабочий стенд. Стенд состоит из небольшой ёмкости для воды, отрезка трубы (бочонка), соединительной части труб (сгона), вентиля, крана, второй ёмкости для воды.
И последнее. Готовясь к уроку, учитель должен также продумать, в какой форме и какими методами наиболее эффективно решать воспитательные задачи. При этом важно умело подобрать примеры и факты, иллюстрирующие связь работы учащихся с общими задачами и деятельностью школы, продумать пути воспитания у учащихся аккуратности, бережливости, ответственности, культуры и дисциплины труда, творческого отношения к труду.
Итак, тема урока: «Простейший ремонт санитарно-технического оборудования».
Цели урока устанавливаются следующие:
- обучающие цели: формирование знаний учащихся по видам и назначению санитарно-технической арматуры, применяемому инструменту и оборудованию, технике безопасности и формирование практических умений по устранению неисправностей санитарно-технического оборудования.
- развивающие цели: развитие навыков работы с инструментами, скоординированности действий, выработка активности, самостоятельности.
- воспитательные цели: воспитание аккуратности, бережного отношения к инструментам и оборудованию, экономии, культуры и дисциплины труда.
Учителю следует иметь в виду, что учащимся сообщаются только учебные цели урока, т.е. чему они должны сегодня научиться. Развивающие и воспитательные цели подразумеваются учителем и реализуется в ходе урока.
Тип урока: комбинированный.
Из методов проведения и изложения нового материала наиболее целесообразным являются беседа и объяснение, наглядный метод. При выполнении задания используется практический метод. В ходе выполнения практического задания учащиеся будут заниматься разборкой и ремонтом вентильной головки, устранением неисправностей системы водоразбора.
Тему урока необходимо сразу написать на доске, чтобы у учащихся всегда сохранялся предмет изучения. Надпись на доске должна быть чёткой, в масштабе доски.
Начало урока характеризуется организационным моментом, где должна быть проведена проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих, назначение дежурного и т.д. Одежда учащихся должна соответствовать требованиям работы в мастерской.
Актуализацию знаний учащихся целесообразно организовать по карточкам заданиям или тестам с применением перфокарты, что позволит быстро выявить и оценить знания всех учащихся за время, отведённое на проверку. Проверку домашнего задания нужно делать обязательно и систематически, чтобы учащиеся чётко усвоили требования готовиться к уроку.
В то время, когда учащиеся отвечают на вопросы, нужно строго следить, чтобы каждый ученик работал с карточкой заданием индивидуально, без «переговоров» и списывания, иначе выявленный уровень знаний учеников не будет соответствовать действительности и оценка будет необъективной.
Изложение нового материала включает в себя, во-первых, сообщение темы урока и его целей. Цели должны быть сформулированы чётко и ясно, чтобы учащиеся твёрдо усвоили, чему они должны сегодня научиться, Если этого не сделать, учащимся будет не совсем ясен предмет изучения и его необходимость, что в конце концов ведёт к потере интереса и не усвоению урока. к моменту начала изложения технико-технологических сведений на рабочем столе учителя должны располагаться инструменты и приспособления и оборудования, предназначенные для показа (вентили, смесители, различные виды ключей и т.д.). Должны быть вывешены плакаты и наглядные пособия.
Учитель обращает внимание на технические данные водоразборной арматуры (различные виды кранов и смесителей холодного и горячего водоснабжения и др.). На подготовленном плакате учитель показывает школьникам виды смесителей и кранов, выпускаемые в нашей стране. Далее он называет узлы водопроводного крана (смесителя), который состоит из корпуса, вентильной головки, излива и добавляет к этому, что металлические детали арматуры изготавливают из латуни и бронзы. Указывает основные детали вентильной головки. Затем он предлагает учащимся ответить на вопрос, как работает водопроводный кран. Надо полагать, что с помощью соответствующего плаката они правильно объяснят принцип его действия.
Учителю необходимо сообщить ученикам некоторые сведения, которые не встречаются в учебной литературе (типы резьб, материал прокладок, ключи и т.д.).
При изложении нового материала следует помнить, что теоретические сведения по этой теме не представляют сложности для школьников, поскольку опираются на курс физики. Поэтому не следует увлекаться теорией, так как это будет идти в ущерб ученикам, сокращая время на практическое выполнение заданий - самое главное в деле формирования умений.
Учителю необходимо помнить самую распространённую ошибку, допускаемую при демонстрации: проделывая что-либо в сотый раз, нельзя забывать, что дети выполняют это впервые, и не пренебрегать мелочами.
С целью закрепления знаний целесообразно задать учащимся ряд вопросов по безопасности труда, принципу действия и устройству крана смесителя. В их числе могут быть следующие:
- Почему нужно отключать воду при ремонте сантехнической арматуры?
- Каков принцип работы крана, смесителя, вентиля?
- Какие детали изнашиваются чаще? Почему?
- Какой материал применяется для изготовления прокладок для вентильной головки?
В процессе закрепления при ответе одного ученика нужно вовлекать в обсуждение весь класс, чтобы ребята не бездельничали и не отвлекались. Для этого нужно предложить ребятам самим попытаться найти ошибки в ответе их товарища, дополнить или уточнить ответ. По ответам учащихся и активности класса можно будет судить о том, насколько ясно и правильно они усвоили новый учебный материал. Если будут выявлены проблемы в знаниях технико-технологического материала, их нужно ликвидировать дополнительными объяснениями, чтобы не было неясностей при выполнении практического задания.
2. Методика проведения практического занятия
Практическое занятие - это важнейший элемент каждого урока по «Технологии». От его правильной организации зависят формируемые у учащихся умения. Практические работы по теме: «Простейший рем онт санитарно-технического оборудования», организовать не просто. Для выполнения их приходится разделить учащихся на звенья. Первоосновой практического занятия является вводный инструктаж. Задача вводного инструктажа не только научить учащихся приёмам выполнения работы по ремонту вентилей, смесителей и другой водоразборной арматуры, но и подготовить их к сознательному, активному усвоению учебного материала, применению знаний на практике. Проводится в форме объяснения учителем выполняемых рабочих упражнений по ремонту смесителей и вентилей, по изготовлению прокладок. Учитель проводит инструктаж по выявлению неисправностей водоразборной арматуры и знакомит учащихся с инструкционной картой, которой им предстоит руководствоваться в практической работе. При разборе инструкционных карт по устранению недостатков в работе водоразборной арматуры, учитель разъясняет ребятам их необходимость и структуру, чтобы учащиеся могли ими воспользоваться как инструктивным руководством при выполнении задания. Карты должны быть в каждой бригаде, а ещё лучше если у каждого ученика. Важно специально обращать внимание учащихся на то, что необходимые указания о правильном выполнении изучаемых приёмов, записаны в инструкционной карте и к ней следует обращаться обязательно, если возникнут какие-либо неясности при выполнении упражнений.
Хорошо также, если учитель покажет учащимся как можно устранить повреждения временно до замены неисправного узла (элемента) или до привлечения сантехника.
Обязательным элементом вводного инструктажа как по теме «Простейший ремонт санитарно-технического оборудования» так и по другим является инструктирование учеников по технике безопасности. При этом рекомендуется, чтобы эти правила были всегда перед глазами учащихся, т.е. размещены также на стенде на стене.
При проведении практического занятия в бригадной форме необходимо разделить класс на бригады и определить график перемещения учащихся по рабочим местам.
В плане организации общественно полезного труда учащихся учитель предлагает изготовить по заказу ЖКХ или школы прокладки для вентильных головок. Учителю в данном случае необходимо заранее позаботиться об изготовлении достаточного количества пробойников, а непосредственно перед работой объяснить учащимся, как пользоваться этим инструментом.
Вводный инструктаж должен быть кратким, точным и убедительным. Излишние подробное описание приёмов работы снижает интерес к занятиям, сокращает время на практическую работу. Лучший показатель качества инструктажа – трудовая активность детей, их самостоятельная работа без спешки, без ежеминутного обращения за помощью к учителю или своему товарищу.
В целях руководства учебно-производственной деятельностью учащихся в процессе выполнения работ по ремонту вентилей и смесителей, предупреждения ошибок в выполнении трудовых приёмов и операций учитель осуществляет текущее инструктирование. Это основная форма обучающей деятельности учителя. Текущее инструктирование при изучении данной темы проводится бригадно или индивидуально если с работой не справляются только отдельно взятые члены бригады и нет необходимости отвлекать из-за этого остальных членов бригады. Основной формой текущего инструктирования являются целевые обходы учителем рабочих мест учащихся. При каждом обходе учитель ставит перед собой определённую цель инструктирования, следит за работой всех учащихся, даёт им по ходу наблюдения все необходимые замечания и указания, предупреждает и исправляет ошибки, обращает внимание на ошибки в работе, независимо от целей обхода. Но у каждой бригады и учащегося надо обязательно проверить ту сторону его работы, которая является целью обхода.
В процессе работ по ремонту санитарно-технической арматуры допускают такие ошибки : неправильно устанавливают пробойник при изготовлении прокладок, пытаются вытащить прокладку через нижнюю часть пробойника, вместо того, чтобы вытащить прокладку через отверстие на его боковой поверхности, пытаются отвернуть или завернуть вентильную головку не зажав корпус вентиля в тиски, используют плоскогубцы вместо ключа и др. Если такие ошибки возникают следует проинструктировать учащихся ещё раз.
Устанавливаются следующие целевые обходы учащихся:
- 1 обход: проверка правильности начала выполнения ремонтных работ в соответствии с инструкцией; проверка организации рабочих мест (распределение обязанностей членами бригады) и соблюдение приёмов работы специальными инструментами сантехника и соблюдения правил ТБ.
- 2 обход: проверка загруженности работой каждого члена бригады; проверка правильности выполнения трудовых приёмов сборки и разборки механизмов водоразборной арматуры; проверка соблюдения графика передвижения учащихся по рабочим местам; проверка работы бригадира по контролю за членами бригады; проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работ.
- 3 обход: проверка завершённости рабочих операций, приёмка и оценка работ.
Важно, чтобы каждая бригада успела выполнить основные виды ремонтных работ.
Наблюдение за учащимися в процессе их упражнений необходимо вести незаметно, так, чтобы они об этом не догадывались. В ходе текущего инструктирования учитель должен вникать в работу всего класса. Наблюдая за работой учащихся, важно правильно определить момент оказания помощи учащимся. Не следует вмешиваться в работу учащихся без необходимости, но и нельзя запаздывать с оказанием помощи ему. Большое значение для эффективности упражнений имеет характер указаний учителя. Оказывая помощь в работе не следует всегда давать готовые указания относительно того, как исправить ошибку, нужно всегда стремиться, чтобы учащиеся сами осознали ошибку и нашли способ исправления. Осуществляя текущее инструктирование в процессе работы нельзя допускать доделывание работы за учащегося, так как это приучает его к безответственности, не стимулирует в преодолении трудностей.
Учитель при проведении текущего инструктажа имеет возможность на основе непрерывного наблюдения за деятельностью учащихся вести точный учёт результатов работы. По результатам наблюдений накапливаются данные о каждом учащемся, характеризующие его достижения и улучшения, достоинства и недостатки.
Завершающим структурным элементом урока является заключительный инструктаж. Цель его - на основе анализа успехов и недостатков показать учащимся, чему они научились, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
На заключительный инструктаж урока выносятся следующие вопросы: сообщение о достижении цели урока класса в целом; подведение итогов и анализ выполненных учебно-производственных заданий по ремонту и сообщение оценок; разбор типичных ошибок и недостатков, рассмотрение путей их предупреждения и устранения; анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда и рабочих мест; выдаётся домашнее задание.
Учитель ведёт беседу со всем классом насколько достигнута цель урока. Для этого он вместе с учащимися сравнивает цели, поставленные в начале урока с результатами. Учитель даёт возможность бригадиру оценить работы каждого члена бригады, а затем на основе своих наблюдений во время текущего инструктирования за работой учеников и производственных результатов оценивает работу каждого ученика. При оценивании работы учитель должен исходить из следующих критериев:
- Оценка «5»: ставится за безошибочное и правильное в технологической последовательности ремонтных работ, правильную организацию рабочего места и выполнение требований техники безопасности.
- Оценка «4»: ставится за правильное в технологической последовательности ремонтных работ, при незначительных отклонениях (держание ключа за основание, захват плоскогубец в обхват всеми пятью пальцами, не оставляя возможности для разжимания), которые не привели к большой задержке при работе.
- Оценка «3»: ставится за выполнение работы с недостатками, устраняемых после указания учителя, которые не привели к браку и грубым нарушениям техники безопасности.
- Оценка «2»: ставится за применение не указанных в инструкционной карте операций, которые привели к грубому нарушению правил техники безопасности и к браку. Учащийся не выполняет указаний учителя, не стремится качественно освоить приёмы ремонта санитарно-технической арматуры, тормозит работу товарищей по бригаде.
Домашнее задание выдаётся по пройденному материалу. Вопросы, подлежащие закреплению на дому, следующие:
- порядок ремонта санитарно-технической арматуры;
- инструмент, применяемый при ремонте;
- техника безопасности при ремонте.
В заключительном инструктаже уместно отметить, что ремонтом сантехнической арматуры занимаются слесари-сантехники и что неспециалистам запрещается чинить всё оборудование, относящееся к газовой сети (приборы, газовые плиты, газопроводы и т.д.), а также к системе отопления. Надо напомнить, что даже малейшая ошибка при проведении подобных работ может принести большой ущерб.
Завершается заключительный инструктаж уборкой помещения и рабочих мест. Дежурные собирают и укладывают в шкаф инструменты. Ученики убирают рабочие места.
Для повышения эффективности заключительного инструктажа учителю необходимо соблюдать следующие рекомендации: на первый план всегда ставить подведение итогов выполнения учебных задач урока, т.е. чему научились учащиеся; стараться придавать инструктажу обучающий характер, т.е., чтобы ученики получили на нём что – то новое, закрепляли и расширяли свои познания и опыт; вовлекать всех учащихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока; анализ урока проводить всесторонне и объективно, выставляемые оценки аргументировать, не упрекать учащихся за допущенные ошибки, если их причиной является неопытность.
3. Методика создания и разработка инструкционных карт
Практическое овладение учащимися той или иной работой начинается с её выполнения. Нельзя научиться ремонтировать и устранять неисправности сантехнического оборудования без упражнений. В основе упражнения лежит целенаправленное, многократное. Сознательное повторение трудовых действий. Изучаемых по соответствующим правилам. Инструкционные карта, содержащие необходимые для выполнения работ сведения и рекомендации, позволяют повысить эффективность выполнения упражнений по ремонту оборудования.
Инструкционные карты являются документом письменного инструктирования. Пользуясь приведёнными инструкционными картами учащиеся могут проверить оснащение рабочего места необходимым оборудованием, приспособлениями. И вспомогательными инструментами и материалами. Приступая к выполнению приёмов работ, показанных учителем во вводном инструктаже. Учащиеся контролируют последовательность своих действий по инструкционной карте и как бы продолжают и совершенствуют приёмы работы.
Особо полезны будут указания инструкционной карты тем учащимся, которые медленно воспринимают комплекс приёмов, показываемых учителем.
При демонстрации приёмов работы учитель показывает предстоящие операции в соответствии с инструкционной картой, сопровождая это дополнительным объяснением.
Намного облегчает проведение занятия при бригадной форме обучения применение инструкционной карты и работу учителя. После каждого вводного инструктажа учителя учащиеся могут самостоятельно, используя карту, выполнять задания.
В задачу учителя входит контроль за деятельностью учащихся и определение характера их ошибок и затруднений. Если они обусловлены тем, что учащийся не руководствуется инструкционной картой, учитель должен напомнить ему об этом. Если учащийся плохо справляется с заданием, рекомендуется провести так называемую поэтапную отработку этого задания по карте, заключающуюся в следующем:
1) ученик должен прочесть вслух по инструкционной карте то, что предстоит сделать, затем под контролем учителя выполнить практически соответствующий приём;
2) ученик должен повторить выполнение приёма без карты, произнеся её содержание вслух.
Текущий инструктаж при такой организации урока носит более целенаправленный характер. На каждом этапе выполнения ремонтных работ учитель фиксирует внимание учащихся на недостатках и затруднениях характерных для данного этапа. В процессе заключительного инструктажа учитель наряду с оценкой работы учащихся, анализом ошибок и затруднений должен подчеркнуть значение инструкционной карты для выполнения задания и организации деятельности учащихся: перечислить ошибки, вызванные невнимательным отношением к указаниям, данным в инструкционной карте, чтобы у учащихся с первых же занятий закрепились навыки использования карты и другой технической документации.
Инструкционные карты, используемые при работе с шестиклассниками, должны содержать всю последовательность выполнения рабочих операций при выполнении ремонтных работ не исключая даже незначительные операции, так как они сталкиваются с этим впервые и могут привести к затруднениям в работе.
Предлагаемые в данной курсовой работе инструкционные карты позволяют направить учащихся к правильному выполнению рабочих операций по ремонту сантехнического оборудования с учётом неисправностей и применяемыми инструментами. Также в данной курсовой работе представлена технологическая карта на изготовление прокладки клапана, применяемого при ремонте сантехнического оборудования.
Список использованной литературы
1. Лында А.С. Методика трудового обучения. – М.: Просвещение, 1997.
2. Муравьёв Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск; издательство Брянского государственного педагогического университета им. Акад. И.Г. Петровского, НМЦ «технология», 2000.-235 с.
3. Занятия по техническому труду в школьных мастерских/ Под ред. А.Г.Дубова, - М.: Просвещение, 1975.
4. Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки / Институт общего среднего образования РАО, Ред. Сост.: Г.Ю.Семёнова; Под ред. В.М.Казакевича. -М., 1996.
5. Умелец в доме. Энциклопедия для всех. - М.:Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» издательство АСТ 1998. 138-152 с.
6. В.И.Горбунов. Эксплуатация и ремонт бытовой санитарно-технической арматуры. // - Журнал «Школа и производство» 1987, №5 - 22-24 с.
7. Г.И.Кругликов, зав. Кафедрой методики психологии труда Курского госпедуниверситета. Методика изучения раздела «Строительные ремонтно-отделочные и санитарно-технические работы». // - Журнал «Школа и производство», 2001, №1 - 23-28 с.