Разработчик:
Овчинникова В.В. – заведующий
Составители:
Гаврилова Г.А. – воспитатель
Бедрягина Н.В. – воспитатель
Оглавление
I. Целевой раздел |
|
|
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Цели и задачи реализации Программы |
4 |
1.3 |
Принципы и подходы к формированию Программы |
4 |
1.4 |
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы |
5 |
1.5 |
Планируемые результаты Программы |
10 |
II. Содержательный раздел |
||
2.1. |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях |
11 |
2.2. |
Вариативные формы, методы и средства реализации программы дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников |
22 |
2.3. |
Образовательная деятельность разных видов и культурных практик |
24 |
2.4 |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
25 |
2.5. |
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников |
26 |
2.6. |
Иные существенные характеристики Программы |
29 |
III. Организационный раздел |
||
3.1. |
Материально-техническое обеспечение Программы |
32 |
3.2. |
Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания |
36 |
3.3. |
Режим дня в детском саду, тематическое планирование |
44 |
3.4. |
Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий |
67 |
3.5. |
Организация развивающей предметно-пространственной среды |
70 |
Приложение |
77 |
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Теремок» города Белово» (далее - Программа, Учреждение) - нормативно-управленческий документ Учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации образовательной деятельности, характер оказываемых образовательных услуг. Программа cформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего и дошкольного возраста.
Программа разработана:
- в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО);
- в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (далее - Порядок);
- Постановлением главного государственного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изменениями от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- c учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
- на основе образовательной программы дошкольного образования «Радуга». Проект С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Дороновой и др.; науч. рук. Е.В.Соловьева. 2014 г.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие воспитанников в возрасте от 2 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, ведётся на русском языке.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
Срок реализации Программы 1 год.
1.2 Цели и задачи Программы
Программа направлена на достижение следующих целей:
- повышения социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение равенства возможностей для каждого воспитанника в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы, её структуре и результатам её освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Программа направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами построения Программы являются:
- полноценное проживание ребёнком этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом).
1.4 Значимые для разработки Программы
Ранний возраст
«Думаю, действуя»: воспитанники 2-3 лет
Ключ возраста. До 5 лет все основные психические процессы – внимание, память, мышление носят у воспитанника непроизвольный характер. Это означает, что он не может по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает, то, что «само запоминается» и т.п. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых с детьми методических приёмов.
Эмоции. Ребенок проявляет свои эмоции, немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Причины негативных эмоций у воспитанников часто связаны с физическим состоянием. Все чаще педагоги отмечают, что воспитанники реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, полнолуние, новолуние и другие природные факторы. После начала кризиса 3 лет вспышки негативных эмоций сопровождаются попытками взрослых навязать воспитаннику свою волю. Положительные эмоции также связаны с сенсорными впечатлениями: вкусная любимая еда, приятные запахи, приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, легкая музыка и др. Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.
Восприятие. Для воспитанников третьего года жизни восприятие еще не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач.
Восприятие характеризуется:
- во-первых тем, что оно ориентировано на смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так, рассматривая фигуру оленя, выделяет только большие рога, и не ориентируется на другие признаки;
- во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т.д.). Очень важным, хотя внешне малозаметным, является появление взаимодействия в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений, слух – при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Постепенно увеличивается острота зрения и различение цветов.
Внимание. У детей третьего года жизни внимание очень похоже на то, которое наблюдается у взрослых. Воспитанники просто не понимают, что это значит - заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на объекте. Они внимательны не потому, что хотят, а потому, что объект приковал их внимание к себе. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле, воспитанники могут сосредотачиваться до 20–25 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его путем словесного «посмотри» или «послушай» очень трудно. Переключить на другой предмет с помощью словесной инструкции можно только при условии её многократных повторений. Именно поэтому воспитанникам так сложно немедленно выполнить просьбу принести что-либо, убрать игрушки и т.п. Объем внимания очень невелик.
Память. В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально, воспитанники запомнить не могут. И в тоже время они прекрасно запоминают то, что им понравилось. Воспитанник может наизусть знать «Телефон» К. Чуковского и не в состоянии запомнить простое поручение – положить карандаш на стол в другой комнате.
Он запоминает то, что запомнилось само.
Речь. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем, речь воспитанников ситуативная. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т.е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас на этот год должен значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет примерно 270 слов, а в 2,5 года – 450, то в 3 года – это уже 800, а у хорошо развитых воспитанников – более 1000 слов.
Мышление воспитанника данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Полноценное развитие предметно-манипулятивной игры имеет большое значение для развития воображения воспитанника, которое является основой творческих способностей. Умение комбинировать необходимо во многих видах художественного творчества, в том числе таких как, дизайн, архитектура, моделирование.
Деятельность. Целеполагание. Важнейшим психическим новообразованием данного возраста является становление целеполагания. У воспитанника появляется желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, - катать, бросать, стучать и т.д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое – забор из кубиков, поезд из стульев и т.п. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в своих мыслях в течении всего времени, необходимого для её достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование которое должно появиться у ребенка к 3 годам.
Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности. Важно помнить, что цели деятельности взрослых ребенок понимает ещё не отчетливо. Начальная орудийная деятельность способствует развитию мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации.
Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, воспитанник учиться выполнять точные, контролируемые движения.
Третий год жизни лучшее время для формирования хороших привычек. К их числу относятся навыки самобслуживания, культурно-гигиенические навыки.
В игре воспитанник также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого предметы-заместители.
Воспитанники этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и туже сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.
Сознание. Сознание как высший уровень психического отражения человеком действительности в виде обобщенных образов и понятий только начинает формироваться у воспитанников третьего года жизни. Содержание сознания в значительной мере заполняется в результате сенсорного опыта воспитанника.
Становление сознания тесно связано с развитием его речи. Речью воспитанник овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ним. При этом речь воспитанник воспринимает в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит на него в момент речи на него.
В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин – его вводят также взрослые.
Личность. Отношение к взрослому. Взрослый необходим воспитаннику в первую очередь как источник помощи и защиты.
Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом воспитанник подражает всему, что делает взрослый – и хорошему и плохому; и правильному и неправильному. Воспитанники начинают ценить себя, если их ценят другие. Если взрослые относятся к воспитанникам с уважением, они быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения.
Для этой возрастной группы развитие происходит из опыта, который поддерживает инициативу, творчество и самоуважение. Воспитанники борются за независимость и уважение к себе, и всё же они нуждаются в направлении и поддержке.
Несмотря на то, что воспитанники рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других.
Личность. Отношение к сверстникам. Сверстник еще не представляет для воспитанника данного возраста особого интереса и рассматривается часто, как еще один предмет. Воспитанники играют «рядом, но не вместе». Друг для друга воспитанники нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Заняться общим делом воспитанникам данного возраста еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.
Дошкольный возраст
«Я сам!»: 3–4 года
Ключ возраста. В период 2,5–3,5 года воспитанник переживает так называемый кризис трех лет. Он начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Воспитанники данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле.
Эмоции детей сильны, но поверхностны. Воспитанник ещё не умеет скрывать свои чувства. Он по-прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослыми по поводу волеизъявлений воспитанника, или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками. Воспитанники получают большое удовольствие от продуктивной деятельности.
Восприятие. При восприятии предметов и явлений у воспитанников продолжает развиваться взаимодействие в работе разных органов чувств. Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения. Предметы и явления воспринимаются в основном целостно. Однако некоторые сенсорные признаки предметов (цвет, форма, величина и др.) начинают выделяться как отдельные. Появляется способность зрительно разделить предмет на части.
Внимание. Способность у воспитанников управлять своим вниманием невелика. Направление их внимания на объект путем словесного указания продолжает составлять трудности. Объем внимания, измеряемый стандартизированными способами, не превышает одного объекта. Устойчивость внимания возрастает, но по - прежнему зависит от степени заинтересованности воспитанника. На занятии интересном, воспитанники могут сосредоточиваться до 50 минут. На занятии неинтересном, выполняемом индивидуально по заданию и в присутствии взрослого, воспитанник может сосредоточиваться до 25-30 минут с перерывами.
Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Воспитанники хорошо запоминают то, что им интересно.
Речь воспитанников в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. В речи воспитанников четвертого года жизни имеется ещё одна особенность. Занимаясь каким-либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью. Такие «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития воспитанника. С их помощью воспитанник пытается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строит новые планы. В возрасте 3 лет у воспитанника увеличивается внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения.
Мышление воспитанника старше 3 лет носит наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами воспитанник может перейти к манипулированию представлениями о них.
Деятельность. Трехлетний воспитанник – неутомимый деятель. Он постоянно готов что-то строить. С удовольствием будет заниматься любимым продуктивным делом – клеить, лепить, рисовать.
Целеполагание. У воспитанника формируется способность заранее представлять себе результат, который он хочет получить, и активно действовать в направлении достижения этого результата. Любые усилия, направленные на получение результата, должны приносить удовлетворение. И по отношению ко многим целям, которые начинает ставить перед собой воспитанник, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым.
Оценка результата. К 3 годам у воспитанника появляется способность оценивать результаты. И если раньше воспитанник был доволен любым результатом, то теперь, приглядываясь к тому, что получается у других, и, составляя для себя более ясный образ конечной цели, воспитанник начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому воспитанники уже могут огорчаться из-за того, что у них что у них не получается задуманное.
Овладение способами деятельности. Интерес к средствам и способам практических действий создает уникальные возможности для становления ручной умелости. Воспитаннику следует помогать овладевать практическими средствами и способами их достижения. Только так можно сохранить и укрепить его веру в свои силы и избавить от огорчений по поводу его неудач.
Сознание. Накопленный сенсорный опыт воспитанника, позволяет ему строить обобщения этого чувственного опыта. Обобщения содержания познавательно–исследовательской деятельности позволяет воспитаннику узнать новые свойства окружающих его предметов. Поскольку речь воспитанника находиться в стадии становления, педагог еще не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Педагог не должен требовать от воспитанников развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует воспитанников.
Личность. Никогда не забывайте, что торжественное заявление «Я сам!» приводит воспитанника на развилку, где он оказывается в ситуации, не менее драматичной, чем та, в которой оказался сказочный Иван-царевич. Поддержка и одобрение взрослых порождают у воспитанников радостное ощущение их компетентности, способствуют формированию представлений о самих себе как о могущих и умеющих.
Отношение к себе. Стремление к самостоятельности сопровождается еще одним изменением в психике воспитанника. Появляется короткое и значительное слово «я». Это значит, что воспитанник начал осознавать себя как человека, отдельного от всех остальных, в том числе и от взрослых. У него в сознании появилось то ядро, к которому он может относить различные характеристики – мальчик, со светлыми волосами и т.д.
Личность. Отношение к взрослому. Ведущим типом общения становиться ситуативно - деловое. Это означает, что взрослый привлекает воспитанника как партнер по интересной совместной деятельности.
Личность. Отношение к сверстникам. Все больший интерес для воспитанника приобретает его сверстник. Из занимательного объекта он начинает превращаться в многообещающего партнера. Вместе с тем, именно в этом возрасте взаимоотношения воспитанников в детском саду подвергаются серьезным испытаниям. Между воспитанниками появляются трудности и конфликты. Одна из причин - возникшая к этому времени самостоятельная, целенаправленная деятельность. Социальный опыт воспитанника и их речевые возможности явно не достаточны для самостоятельного достижения разумных компромиссов.
Основная самостоятельная деятельность воспитанника - игра. Она носит преимущественно индивидуальный характер. Игровые компании, в которые объединяются, как правило, не более чем два ребенка, неустойчивы и быстро распадаются. Вместе с тем, воспитанник, скорее под влиянием оценок взрослого, неизбежных при групповом воспитании, впервые начинает сравнивать себя со сверстниками. И появляются индивидуальные симпатии.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка.
Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий при реализации основных образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.);
- проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности;
- соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи»;
- имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;
- владеет активной речью, включенной в общение;
- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает название окружающих предметов и игрушек.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу;
- проявляет интерес к сверстникам, к совместным играм;
- проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;
- проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
- с пониманием следит за действиями героев кукольного театра, проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх;
- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация);
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.