Мы живём в эпоху глобальной информатизации, пользуемся гаджетами, покоряя просторы интернета. В современных условиях мало просто владеть знаниями, необходимо еще умение добывать эти знания самостоятельно. Эксперимент для этого подходит идеально. Как гласит китайская народная мудрость:
"Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму".
Эксперимент - это самый главный метод познания окружающего нас мира в большинстве наук. Провести эксперимент - значит выполнить определенные действия с предметом исследования и определить самостоятельно, что изменилось в ходе процесса.
На уроках в начальной школе, а также во внеурочной и в рамках проектной деятельности можно заинтересовать детей физическими, химическими экспериментами. Ученики будут в восторге от подобного времяпровождения. И главное, это не пустая трата времени. Наблюдая за опытами, дети изучают простые законы физики и химии на привычным им языке игры.
Цель эксперимента - понять и попытаться самостоятельно объяснить, в чём причина именно такого результата эксперимента.
Ребёнок в процессе грамотно выстроенной деятельности должен научиться самостоятельно проводить эксперименты; проводить сравнительный анализ: что должно происходить в обычных условиях и что произойдёт в условиях эксперимента; пробовать находить примеры этих явлений в окружающем нас мире (где ещё так бывает?); узнать о природе каждого явления.
Дети встречаются с экспериментами с самого раннего детства: когда – то они впервые наблюдали, как сахар растворился в воде, а камень, наоборот, остался на дне, как растаял снег после того, как они бережно принесли его домой в руках, а вода на улице в морозную погоду замерзла. Но тогда ученики не называли все это экспериментами.
Со своими детьми в 1 классе я выехала в музей наук «Экспериментаниум», где каждый школьник попробовал себя в роли экспериментатора. После краткого лекционного курса о том, что такое эксперимент, в музее можно было провести множество опытов: с водой, воздухом, звуком. Дети узнали определение понятия, как проводить эксперименты, какие условия нужны, для проведения того или иного опыта.
Уже в школе мы выяснили, что проводим эксперименты постоянно и всегда узнаем что-то новое. Коллективно пробовали найти площадь класса и коридора, измеряя длину и ширину шагами, проводили лингвистические эксперименты над звуками и буквами исследовали популярные слова - синонимы в толковых словарях и искали слова, в которых часто ошибаются. Самые подходящие эксперименты для младшего школьного возраста – это варианты получения игрушки – антистресса опытным путем, выращивание кристаллов.
Совсем недавно дети решили проводить эксперименты в домашних условиях - хотят все время что-то исследовать. Самые простые эксперименты для домашнего обучения мы подбирали вместе. Решили начать с простого и знакомого всем - эксперименты с водой. В конце урока окружающего мира дети задали мне вопрос: «Как и почему распускаются цветы?». Я предложила провести элементарный эксперимент дома. И они согласились. Эксперимент называется «Бумажные цветы». Для него детям потребуется ровная поверхность стола, ёмкость с водой и бумажные заготовки.
Сначала мы:
1. Вырезаем цветы из бумаги, используя заготовки.
2. Потом наливаем воду в открытую емкость (тарелку).
3. Затем помещаем цветы с закрытыми лепестками в воду.
4. Через несколько секунд цветы распускаются.
Юные исследователи поняли, что для создания каждого эксперимента необходимы определенные знания и умения. Всю последовательность работы они определяли сами.
На следующий день я спросила: «Получилось ли у вас провести эксперимент?»
В чем же секрет? Почему цветы распустились только в воде. Бумага состоит из волокон древесины. Они напоминают очень тонкие трубочки. По тоненьким трубочкам вода поднимается, впитывается волокнами. Когда бумага намокает, трубочки волокон наполняются водой и бумага разбухает. Лепестки поднимаются и цветы распускаются. Что-то подобное происходит и в природе: вода в клетках растений находится под давлением и благодаря ему поднимается от корня наверх по стеблю к лепесткам.
В период каникул практически все мои ученики проводят время на море. Самый главный вопрос: «Почему мы не тонем?»
Эксперимент и для этого вопроса был найден. Возьмём сырое яйцо. Кладем его в стакан с водой. Вы увидите, что оно опустится на дно. Затем выньте яйцо и растворите туда 2- 3 ложки соли. Снова опустите его теперь уже в стакан с соленой водичкой. Вы увидите, что яйцо плавает на водяной поверхности. Отсюда вывод, что плотность воды повышается с помощью соли и поэтому сложнее утонуть в соленой воде. Например, в Мертвом море вода слишком соленая, следовательно, человек может лежать на морской поверхности и не утонуть.
Самой сложной темой на уроках окружающего мира стала тема: «Строение рыбы». Рыбы привлекли внимание детей, так как они часто встречаются с ними во время отдыха или имеют дома аквариумы. Возможность перемещаться под водой рыбам даёт плавательный пузырь. Главная его задача заключается в стабилизации положения в разных условиях под водой: в момент активного погружения тело сжимается вместе с пузырем, а при совершении всплытия, напротив, расправляется. Так как опыты с водой стали для нас уже привычным делом, я решила найти опыт, позволяющий увидеть основную функцию плавательного пузыря на практике. И я нашла его.
Эксперимент «Картезианский водолаз»
Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту (по-латыни его фамилия - Картезий). Опыт был так популярен, что на его основе создали игрушку, которую и назвали «Картезианский водолаз».
Ход эксперимента
1. Наполняем бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка.
2. Берём пипетку, набираем в нее немного воды и опускаем в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке.
3. Теперь, закрутив бутылку пробкой, нажимаем на боковые стенки бутылки. Пробирка пойдет на дно бутылки. Ослабляем давление пальцев или ладони - она снова всплывет.
Роль плавательного пузыря выполняет бутылка, рыба - пробирка. При сжатии бутылки – пузыря, пробирка – рыба идёт на дно, при прекращении – всплывает. Все сложное оказалось таким простым и понятным.
В ходе проделанных нами экспериментов, стало очевидно, что на практике намного легче понять природные явления.
Сейчас дети уже в 4 классе и опыты к сложным темам подбирают сами, проводят мастер-классы, самостоятельно составляют инструкции по проведению опытов и по технике безопасности во время экспериментов. Горжусь!
Таким образом, эксперимент – это обучение, лучшее, на мой взгляд, получение информации об окружающем мире. Вдвойне успешнее, если он придуман и выбран самим ребенком под чутким руководством педагога, разумеется.
Литература
- Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / О.М. Газина, В.Г.Фокина. - М.: МПГУ; Издательство «Прометей», 2013.
- Русакова Т.Г. Обучение и воспитание в период детства: духовно-нравственный аспект. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013