Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 3


Предмет: русский язык.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели: отрабатывать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова.

Планируемые результаты:

  • Личностные: нести ответственность за собственные поступки и решения; адекватно оценивать свои действия; формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
  • Предметные: закреплять умения правильно подбирать проверочные слова, решать практические и учебные задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.

Форма проведения урока: комбинированный.

Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.

Оборудование: Русский язык. 3 класс.- Учеб. для общеобразоват. организаций В 2 ч. Ч. 1 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 4-е издание М. : Просвещение, 2015. (Школа России), мультимедийная учебник «Кирилл и Мефодий. Начальная школа. Русский язык. З класс», таблички, картинки и фотографии, аудиофайл «Добрый ёж»

Ход урока

Организационный момент

- Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок!
Слушаем внимательно,
Делаем старательно!

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и приготовьтесь к письму! Вспомните и выполните все правила пишушего человека:

  • Посадка: спина, плечи, ноги, голова
  • Положение тетради;
  • Локоть пишущей руки, положение ручки в пальцах;

  - А теперь запишите в тетрадях «Число. Классная работа» и приготовьтесь к минидиктанту.

Словарный диктант

(Читается загадка, дети отгадывают и записывают слово в тетрадях, а учитель помещает на доску картинку с отгадкой):

  • Длинноухий озорник
    В огород ходить привык.
    Он по грядкам прыгать стал,
    Всю капусту потоптал. (Заяц)
  • Хозяин лесной,
    Просыпается весной.
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)
  • Всю ночь летает –
    Мышей добывает.
    А станет светло –
    Спать ложится в дупло. (Сова)
  • Сероспинный, красногрудый,
    В зимних рощах обитает.
    Не боится он простуды,
    С первым снегом прилетает. (Снегирь)
  • Трав копытами касаясь,
    Ходит по лесу красавец.
    А на лбу-то красота:
    Два развесистых куста. (Олень)

- Внимательно посмотрите на записанные вами слова и определите, что у них общего? (Все слова имеют безударный гласный звук)

- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Безударная гласная в корне слова)

Учитель вывешивает на доску таблички с названием темы урока.

- А что это за гласные такие – безударные, и чем они опасны? (Стоят без ударения, пишутся не так как слышатся)

- А теперь еще раз внимательно посмотрите на эти слова и скажите мне, чем же они отличаются и на какие две группы их можно разделить?  (Проверяемые и непроверяемые)

Учитель вывешивает на доску еще две таблички «проверяемые» и «непроверяемые» и вместе с ребятами распределяет картинки на две группы

- Что значит «проверяемая»/»непроверяемая»? (Проверяемый гласный можно проверить, подобрав проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Непроверяемый гласный проверить нельзя.)

- Что делать, если гласный нельзя проверить? (Запоминать и смотреть в орфографическом словаре). Как называются такие слова? (Словарные слова)

- Внимательно посмотрите на словарные слова. А все ли из них такие уж словарные?

Дети работаю со словом «медведь» и этимологическим словарем.

- Сегодня у нас с вами еще два новых словарных слова «север» и «пороша» (Карточки с новыми словарными словами помещаются на доску в группу со словарными словами. Дети записывают слова в тетрадь после совместного проговаривания, подчеркивают и выделяют орфограмму).

- Ну вот, с непроверяемыми гласными мы разобрались. Пришло время вспомнить, что делать с проверяемыми. А поможет нам вспомнить мастер Ёжик. (Работа с мультимедийным учебником «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс. Урок 02. Задание 5.)

- Запишите эту чистоговорку, исправив все ошибки. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

- В какой части слова были допущены ошибки?

- Давайте подберём проверочные слова.  (у доски работает другой ученик, остальные – в тетрадях)

- Посмотрите внимательно на проверочные слова для слов с безударным гласным в корне. Что вы можете о них сказать? (Что слова для проверки мы подбираем либо среди однокоренных слов, либо изменяя форму слова)

На доске появляются еще две таблички:

Дети объясняют схемы и размещают их в общую схему на доске

Физминутка

Танцевальные движения под песенку «Добрый ёж».

Работа с учебником: с 105 № 196. Если слово проверяемое, то после него в скобках указать проверочное и отработать карандашом.

  • Вспомнить правила пищущего человека
  • Выполнить упражнение
  • Взаимопроверка в парах

Разноуровневые задания

- У вас у всех на столах лежат конверты с индивидуальными заданиями от мастера Ёжика. В каждом конверте три вида задания: первое задание – самое простое, второе – чуть потруднее, а третье – самое сложное. Внимательно все их просмотрите и выберите задание, которое вам по силам.

I уровень

  • Есть  б…лезнь  –  есть  и  л…карство.
  • Пч…ла    д…леко  за  мёдом  л…тает.
  • Умён  на  сл…вах,  да  глуп  на  д…лах.
  • Н…га  спотыкается,  а  г…ловушке  достанется..

Спиши поговорки и вставь пропушенные буквы.

II уровень

  • Скр…пить  бумаги  степлером   -   скр…петь  дверью
  • Поси…деть  на  диване   –   пос…деть  от  страха
  • Ув…дал  издалека   –   цветок   в  вазе  ув…дал
  • Пол…скать  бельё  -  пол..скать   ребёнка
  • Прим…рять  драчунов  -  прим…рять платье

 Спиши. В скобках укажи проверочное слово.

III уровень

Найди в тексте слова с безударным гласным, выпишите их, в скобках подберите проверочное.

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы, поля, простор привольный
И колокольный певучий звон
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Богом хранимый,
Мой край родимый, Любовь моя. 
(М.Пожарова)

Рефлексия

Самооценка: В конвертах детей лежать три вида смайликов:

  • Зелёный, улыбающийся: мне было легко и интересно на уроке.
  • Желтый, - у меня были трудности на уроке и в заданиях, но я со всем справился.
  • Красный, грустный – мне было очень трудно на уроке.

Фотографии с урока