Предмет: русский язык.
Класс: 3 класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели: отрабатывать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова.
Планируемые результаты:
- Личностные: нести ответственность за собственные поступки и решения; адекватно оценивать свои действия; формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
- Предметные: закреплять умения правильно подбирать проверочные слова, решать практические и учебные задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.
Форма проведения урока: комбинированный.
Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: Русский язык. 3 класс.- Учеб. для общеобразоват. организаций В 2 ч. Ч. 1 / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 4-е издание М. : Просвещение, 2015. (Школа России), мультимедийная учебник «Кирилл и Мефодий. Начальная школа. Русский язык. З класс», таблички, картинки и фотографии, аудиофайл «Добрый ёж»
Ход урока
Организационный момент
- Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок!
Слушаем внимательно,
Делаем старательно!
- Откройте, пожалуйста, свои тетради и приготовьтесь к письму! Вспомните и выполните все правила пишушего человека:
- Посадка: спина, плечи, ноги, голова
- Положение тетради;
- Локоть пишущей руки, положение ручки в пальцах;
- А теперь запишите в тетрадях «Число. Классная работа» и приготовьтесь к минидиктанту.
Словарный диктант
(Читается загадка, дети отгадывают и записывают слово в тетрадях, а учитель помещает на доску картинку с отгадкой):
- Длинноухий озорник
В огород ходить привык.
Он по грядкам прыгать стал,
Всю капусту потоптал. (Заяц)
- Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ложится в дупло. (Сова)
- Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает.
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
А на лбу-то красота:
Два развесистых куста. (Олень)
- Внимательно посмотрите на записанные вами слова и определите, что у них общего? (Все слова имеют безударный гласный звук)
- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Безударная гласная в корне слова)
Учитель вывешивает на доску таблички с названием темы урока.
- А что это за гласные такие – безударные, и чем они опасны? (Стоят без ударения, пишутся не так как слышатся)
- А теперь еще раз внимательно посмотрите на эти слова и скажите мне, чем же они отличаются и на какие две группы их можно разделить? (Проверяемые и непроверяемые)
Учитель вывешивает на доску еще две таблички «проверяемые» и «непроверяемые» и вместе с ребятами распределяет картинки на две группы
- Что значит «проверяемая»/»непроверяемая»? (Проверяемый гласный можно проверить, подобрав проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным. Непроверяемый гласный проверить нельзя.)
- Что делать, если гласный нельзя проверить? (Запоминать и смотреть в орфографическом словаре). Как называются такие слова? (Словарные слова)
- Внимательно посмотрите на словарные слова. А все ли из них такие уж словарные?
Дети работаю со словом «медведь» и этимологическим словарем.
- Сегодня у нас с вами еще два новых словарных слова «север» и «пороша» (Карточки с новыми словарными словами помещаются на доску в группу со словарными словами. Дети записывают слова в тетрадь после совместного проговаривания, подчеркивают и выделяют орфограмму).
- Ну вот, с непроверяемыми гласными мы разобрались. Пришло время вспомнить, что делать с проверяемыми. А поможет нам вспомнить мастер Ёжик. (Работа с мультимедийным учебником «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 3 класс. Урок 02. Задание 5.)
- Запишите эту чистоговорку, исправив все ошибки. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
- В какой части слова были допущены ошибки?
- Давайте подберём проверочные слова. (у доски работает другой ученик, остальные – в тетрадях)
- Посмотрите внимательно на проверочные слова для слов с безударным гласным в корне. Что вы можете о них сказать? (Что слова для проверки мы подбираем либо среди однокоренных слов, либо изменяя форму слова)
На доске появляются еще две таблички:
Дети объясняют схемы и размещают их в общую схему на доске
Физминутка
Танцевальные движения под песенку «Добрый ёж».
Работа с учебником: с 105 № 196. Если слово проверяемое, то после него в скобках указать проверочное и отработать карандашом.
- Вспомнить правила пищущего человека
- Выполнить упражнение
- Взаимопроверка в парах
Разноуровневые задания
- У вас у всех на столах лежат конверты с индивидуальными заданиями от мастера Ёжика. В каждом конверте три вида задания: первое задание – самое простое, второе – чуть потруднее, а третье – самое сложное. Внимательно все их просмотрите и выберите задание, которое вам по силам.
I уровень
- Есть б…лезнь – есть и л…карство.
- Пч…ла д…леко за мёдом л…тает.
- Умён на сл…вах, да глуп на д…лах.
- Н…га спотыкается, а г…ловушке достанется..
Спиши поговорки и вставь пропушенные буквы.
II уровень
- Скр…пить бумаги степлером - скр…петь дверью
- Поси…деть на диване – пос…деть от страха
- Ув…дал издалека – цветок в вазе ув…дал
- Пол…скать бельё - пол..скать ребёнка
- Прим…рять драчунов - прим…рять платье
Спиши. В скобках укажи проверочное слово.
III уровень
Найди в тексте слова с безударным гласным, выпишите их, в скобках подберите проверочное.
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы, поля, простор привольный
И колокольный певучий звон
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Богом хранимый,
Мой край родимый, Любовь моя.
(М.Пожарова)
Рефлексия
Самооценка: В конвертах детей лежать три вида смайликов:
- Зелёный, улыбающийся: мне было легко и интересно на уроке.
- Желтый, - у меня были трудности на уроке и в заданиях, но я со всем справился.
- Красный, грустный – мне было очень трудно на уроке.