Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые педагогические технологии: обучение в сотрудничестве (групповая работа); исследовательские методы в обучении.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Цели урока:
- Закрепление знаний о свойствах параллелограмма.
- Формирование новых знаний о геометрических фигурах: прямоугольник, ромб, квадрат.
- Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
- Развитие умения самостоятельно добывать информацию и формулировать основные понятия, свойства.
- Воспитание умения планировать сотрудничество со сверстниками, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
- Рефлексия степени усвоения материала.
Задачи урока:
- Формирование умения давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат.
- Формирование знаний об особых свойствах прямоугольника, ромба, квадрата.
- Развитие умения самостоятельно обобщать приобретенные знания и применять их для решения задач.
- Развитие познавательных метапредметных УУД (логических действий как основы исследовательской деятельности).
- Повышение мотивации к обучению посредством применения современных образовательных технологий (в том числе, исследовательские методы в обучении).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Умение давать определение геометрических фигур: прямоугольник, ромб, квадрат; формулировать особые свойства каждого четырехугольника.
- Развитие навыков применения свойств четырехугольников при решении задач.
Метапредметные:
- Умение определять понятия.
- Умение создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, делать выводы.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Умение применять теоретические знания на практике.
Личностные:
- Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
- Развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли и понимать смысл поставленных задач.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:
- Презентации в MS PowerPoint;
- Универсальные средства (мультимедийный компьютер, проектор, интерактивная доска);
- Печатные текстовые материалы для работы на уроке и домашнее задание в MS Word;
- Лист-самоконтроля.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин.)
Цель: включение в учебную деятельность.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку проводится с помощью игры «Ветер дует». Учитель задает вопросы, если у учащихся положительный ответ, то поднимают руки вверх и инсценируют дуновение ветра, если отрицательный – руки вверх не поднимают.
Вопросы:
- Ветер дует для тех, кто готов к уроку?
- Ветер дует для тех, кто настроен поработать на уроке продуктивно?
- Ветер дует для тех, у кого хорошее настроение?
(Слайд 1)
Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с притчи.
«Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
- Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты?
Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
- Что видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
- На самом деле перед тобой – записка греческого купца, - а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
- Я желаю вам не бояться признаваться себе в том, что вы чего-то не знаете и желаю, чтобы вы восполняли свои знания постоянно и с успехом! (Слайд 2)
2. Этап постановки цели и задач урока (3 мин.)
Цель: сформулировать тему урока, цели, задачи.
Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемый результат |
||
Мы сегодня продолжаем изучение темы: «Четырехугольники». Вы уже знакомы с параллелограммом, трапецией. Послушайте внимательно сказку – загадку. Во время чтения вы должны делать пометки на листочках, если это вам необходимо. Собрались все четырехугольники (параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат) на лесной поляне и стали решать, кто будет их королем. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте все отправимся в царство четырехугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно перебрались на тот берег и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала: «Я пропущу только тех, у кого диагонали равны». Вопросы: 1. Кто стал королем? 2. Кто был основным соперником? 3. Кто первым выбыл из соревнования?
|
Учащиеся записывают в тетради свои ответы по ходу прочтения текста учителем. |
- Фиксируют проблему, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
||
- На все ли вопросы вы смогли ответить? - Что мешает вам выполнить работу полностью? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, указывая, что их знаний не хватает для того, чтобы узнать, кто же стал королем. |
- Умение самооценки имеющихся знаний. |
||
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? |
Учащиеся отвечают на вопрос. |
|
||
3. Изучение нового материала (15 мин.)Цель: получить новые знания о четырехугольниках и выявить различия между трапецией, параллелограммом, прямоугольником, ромбом и квадратом. |
||||
- Место, в котором занимаются исследованием какого-либо объекта или явления, называют научно-исследовательский институт. Вот и я приглашаю вас в НИИ, которые изучает свойства четырехугольников. Слайд 5 - В каждом отделе выбран старший научный сотрудник, заведующий лабораторией. (Назначаются учителем)
Слайд 6 |
Планируют работу, выполняют поставленные задачи |
- Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля. - Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. |
||
- После проведения исследований и открытия новых фактов, ученые становятся знаменитыми и для них организуются пресс – конференции.
Слайд 7 |
Слушают представителей групп, выполняют записи в тетрадях, заполняют таблицу (Приложение 2), защищают свою работу, задают вопросы, оценивают работу других групп. По мере выступления представителей групп заполняется схема Слайд 8 |
- Умение давать определение геометрических фигур (определение понятий): прямоугольник, ромб, квадрат. |
4. Физкультминутка (1 мин.)
Цель: обеспечение здоровьесбережения учащихся (Слайд 9)
- Если предложение ложно, то вы наклоняетесь влево, если верно – вправо.
- Параллелограмм – это четырехугольник (и)
- Диагонали параллелограмма равны (л)
- В любой трапеции основания параллельны (и)
- В параллелограмме противоположные углы равны (и)
- Диагонали параллелограмма перпендикулярны (л)
- У квадрата диагонали равны (и)
5. Этап применения знаний и умений в новой ситуации (17 мин.)
Цель: Проверка правильности и осознанности темы «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». Выявление пробелов первичного осмысления материала, коррекция выявленных пробелов. Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы, свойств, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.
Слайд 10
Учитель применяет структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
- Первый участник отвечает на первый вопрос и передаёт лист второму обучающемуся, тот отвечает на второй вопрос и передаёт лист третьему и т.д. (Приложение 3).Та команда, которая первая ответила на все вопросы получает дополнительный “+”. Та команда, которая ответила правильно на большее количество вопросов, получает ещё “+”. Одновременно вы выполняете индивидуально теоретическую самостоятельную работу. Необходимо заполнить таблицу. При наличии данного свойства у фигуры поставьте + (да), при отсутствии – (нет). (Приложение 4)
а) Закончите предложение, либо впишите пропущенные слова.
1. Параллелограмм - это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны ________________.
2. Диагонали параллелограмма пересекаются и ____________________________________.
3. У параллелограмма противоположные стороны и противоположные углы ____________.
4. Прямоугольник - _____________________, у которого все углы_____________________.
5. Диагонали прямоугольника_____________________________.
6. Ромб - это__________________, у которого все стороны______________.
7. Диагонали ромба пересекаются под___________________________.
8. Диагонали ромба являются_________________________________________________.
9. Квадрат - это_________________, у которого все стороны______________________.
10. У квадрата все углы_________.
11. Диагонали квадрата пересекаются__________________.
12. Диагонали квадрата являются______________________________________________.
б) Теоретическая самостоятельная работа. (ученики должны отметить свойства: «+» или «-»)
Применяем структуру СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ.
Самостоятельную работу выполняют на отдельных листочках.
Самостоятельная работа.
|
Параллелограмм |
Прямоугольник |
Ромб |
Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны |
|
|
|
|
Все стороны равны |
|
|
|
|
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 |
|
|
|
|
Все углы прямые. |
|
|
|
|
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам |
|
|
|
|
Диагонали равны |
|
|
|
|
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов |
|
|
|
|
- Поменяемся листами с выполненными заданиями с соседними командами и проверим правильность ответов, представленных на интерактивной доске.
|
Параллелограмм |
Прямоугольник |
Ромб |
Квадрат |
Противолежащие стороны параллельны и равны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Все стороны равны |
- |
- |
+ |
+ |
Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180° |
+ |
+ |
+ |
+ |
Все углы прямые. |
- |
+ |
- |
+ |
Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам |
+ |
+ |
+ |
+ |
Диагонали равны |
|
+ |
- |
+ |
Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов |
_ |
_ |
+ |
+ |
Слайд 9.
- 25-28 правильных ответов – “5”,
- 20-24 правильных ответов – “4”,
- 15-19 правильных ответов – “3”,
- менее 15 – “2”.
Итог. Листочки сдаются учителю. Как гласит народная мудрость: “Доверяй, но проверяй”.
Решение задач на готовых чертежах.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемый результат |
На столах в каждой группе лежат задачи на готовых чертежах. Учитель предлагает каждому ученику взять задачу, решить, затем сверить ответ (ответы в конвертах запечатанных лежат на столах также). Правильное решение задачи оценивается баллами. (Приложение 5) |
Учащиеся решают задачи, сверяют с ответами. Если ученик решил одну задачу, может взять еще одну из предложенных и т.д. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
6. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка ее результатов.
- Вернемся к началу урока
Читаю сказку еще раз.
Изменилось ли ваше мнение, ответ на конец урока?
- Кто стал королем? (квадрат)
- Кто был основным соперником? (прямоугольник)
- Кто первым выбыл из соревнования? (трапеция)
Заполнить лист самооценки (Приложение 6)
Лестница успеха.
- «Ветер дует» для тех, кто в начале урока узнал, кто стал королем.
- Для тех, кто нарисовал себя на нижней ступеньке лестницы.
- Для тех, кто нарисовал себя на второй ступеньке.
- Для тех, кто нарисовал себя на самой высокой ступеньке.
7. Домашнее задание (2 мин.)
Cостоит из двух частей.
Часть 1
Задача 1. Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О, АВО = 36°. Найдите АОD.
Задача 2. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.
Задача 3. Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.
Задача 4. В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.
Задача 5. Найдите периметр ромба ABCD, если В равен 120°, а BD=8 см.
Любые две задачи на «3», любые три задачи на «4», любые четыре или все пять задач на «5».