Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире информации» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы «Основы информационной грамотности школьника» [Текст]: программа, занятия с учащимися 5-6 классов/авт.-сост. И.Б.Горшкова, Л.Н.Захарова, Г.В.Ежкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254с.
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный внеурочный курс по развитию информационной культуры школьников и предназначена для реализации в 5-7 классах. Рассчитана на 3 года, из расчета 18 часов в год, 1 час в неделю. Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Программа представлена в общекультурном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения. Субъект реализации - библиотекарь.
Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, литературы, мировой и художественной культуры и др.
Актуальность программы
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры учащихся. Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать функциональной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития личности.
В рабочей программе представленного курса книга – это объект изучения в неразрывной связи формы и содержания. Изучение исторического процесса формирования облика книги вызывает интерес к книге как продукту многовековой человеческой деятельности. Она хранит накопленный людьми опыт и является средством передачи интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, накопленных человечеством, не только через содержание, но и её форму.
Понимание школьниками закономерности этого единства, характерного для книги, создаёт эмоциональный настрой, необходимый для её полноценного восприятия, возникает необходимость думать над книгой не только в процессе чтения, но и до чтения, и после того, когда книга прочитана. Таким образом, формируется осознанное умение полноценной работы с книгой.
Реализация программы способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, вооружает их приемами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, способствует воспитанию трудолюбия, ответственности, целеустремленности, коммуникабельности.
Цель программы: Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии посредством книги. Социализация и развитие творческих способностей школьников во вне учебное время.
Задачи программы:
- раскрытие роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
- представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры;
- формирование умений работы с книгой;
- формирование основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
- развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
- развитие творческой и познавательной активности;
- воспитание бережного отношения к книге;
Сроки реализации программы: Программа внеурочной деятельности «В мире информации» рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 18 часов в год.
Формы реализации программы: Познавательная беседа, тематический час, беседа-практикум, видео просмотр, групповая проблемная работа, поисковая работа, экскурсия, выставка-обзор, выставка работ.
Форма контроля: Интеллектуальная игра, литературная викторина, творческая работа, защита проекта.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
- Формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения.
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные результаты:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение понятиями, отражающими существование связи между объектами и процессами: общение, культура, творчество, книга, автор, содержание, художественный текст и др.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её существования.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
К концу освоения данного курса обучающиеся должны:
- знать основные этапы развития библиотек, библиотечного и книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
- понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
- вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись;
- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;
- обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;
- уметь создавать «библиотечный продукт» - дайджест, буктрейлер.
Учебно-тематический план 5 класс
Номер занятия |
Название разделов, тем занятий |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Дом, в котором живут книги |
1 |
1 |
|
Раздел 1. История возникновения письменности |
||||
2-3 |
Древние способы передачи информации. Древние книги |
2 |
1 |
1 |
4-5 |
Русская рукописная книга |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2. История появления библиотек |
||||
6 |
Библиотеки Древнего мира |
1 |
1 |
|
7 |
Книжные собрания Древней Руси |
1 |
1 |
|
8 |
Современные библиотеки. Библиотеки нашего города |
1 |
|
1 |
9 |
Эрудит-шоу |
1 |
|
1 |
Раздел 3. Изобретение книгопечатания |
||||
10 |
Книга и ее создатели. Книгопечатание на Руси. |
1 |
1 |
|
Раздел 4. Бережное отношение к книге |
||||
11-12 |
Правила обращения с книгами. |
2 |
1 |
1 |
13-14 |
Ремонт книг. |
2 |
|
2 |
Раздел 5. Путешествие по книжному морю |
||||
15 |
Литературный календарь. Книги-юбиляры |
1 |
1 |
|
16 |
Литературный календарь. У наших авторов-юбилей! |
1 |
1 |
|
17 |
Путешествие в Читайград |
1 |
|
1 |
Раздел 6. Итоговое занятие |
||||
18 |
Юный эрудит |
1 |
|
1 |
ИТОГО: |
18 |
9 |
9 |
Содержание программы
Тема: Дом, в котором живут книги (1 час).
Основные понятия и термины в библиотечном деле (библиотека, книга, фонды и др.). Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки (абонемент, читальный зал) книжный фонд, каталоги и картотеки.
Формы работы: познавательная беседа.
Раздел 1: История возникновения письменности (4 часа).
Тема: Древние способы передачи информации. Древние книги.
Древние способы передачи информации (сказители, сигналы, узелковое письмо и др.). Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса, книга-кодекс из пергамента. Основные понятия: кипу, вампумы, пиктография, папирус, пергамент, манускрипт и др. Творческий процесс создания «наскальных» рисунков.
Формы работы: познавательная беседа, видео просмотр, практикум.
Тема: Русская рукописная книга.
Основные понятия: буквица, вязь, заставка. Творческий процесс создания рукописной книги.
Формы работы: беседа - практикум, групповая работа, проект, выставка работ.
Раздел 2: История появления библиотек (4 часа).
Тема: Библиотеки Древнего мира.
Библиотеки древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашшурбанипала. Александрийская библиотека. Монастырские, частные и публичные библиотеки.
Формы работы: тематическая беседа, виртуальная экскурсия.
Тема: Книжные собрания Древней Руси.
Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях.
Формы работы: тематическая беседа, виртуальная экскурсия.
Тема: Современные библиотеки. Библиотеки нашего города.
Многообразие современных библиотек (школьные, публичные, электронные и др.).
Формы работы: Экскурсия в ЦДБ.
Тема: Эрудит-шоу.
Закрепление пройденных тем в игровой форме.
Формы работы: интеллектуальная игра.
Раздел 3: Изобретение книгопечатания (1 час).
Тема: Книга и ее создатели. Книгопечатание на Руси.
Деревянная печатная форма. Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом. Первопечатник Иван Федоров. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь» Кариона Истомина.
Формы работы: познавательная беседа, просмотр отрывка фильма «Друкарь Иван Москвитин».
Раздел 4: Бережное отношение к книге (4 часа).
Тема: Правила обращения с книгами.
Ознакомление с правилами пользования книгой. Чего боится книга. Понятия: твердый и мягкий переплет, обложка, суперобложка, ляссе. Изготовление закладок. Суперобложка своими руками.
Формы работы: беседа, практикум, выставка работ.
Тема: Ремонт книги.
Обучение простейшему ремонту книг: обертывания книги, подклеивание разорванных страниц, склеивание книжного блока.
Формы работы: трудовой практикум, выставка работ.
Раздел 5: Путешествие по книжному морю (3 часа).
Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.
Книги – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!
Детские писатели и поэты – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Путешествие в Читайград.
Виртуальное путешествие по «литературным станциям».
Формы работы: литературная игра.
Раздел 6: Итоговое занятие (1 час).
Тема: Юный эрудит.
Повторение и закрепление тем, пройденных на занятиях.
Формы работы: интеллектуальная игра.
Учебно-тематический план 6 класс
Номер занятия |
Название разделов, тем занятий |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
Раздел 1. Все о книге. |
||||
1-2 |
Как устроена книга. Структура книги. Справочный аппарат книги |
2 |
1 |
1 |
3 |
Искусство художественного оформления книги. Художники - иллюстраторы |
1 |
1 |
|
4 |
Писатели и художники в одном лице |
1 |
0,5 |
0,5 |
5 |
Я – художник - иллюстратор |
1 |
|
1 |
6 |
Экслибрис – книжный знак. Экслибрисы великих людей |
1 |
1 |
|
7 |
Экслибрис для библиотеки |
1 |
|
1 |
Раздел 2. Поиск информации в библиотеке |
||||
8 |
Библиотека - информационный центр |
1 |
0,5 |
0,5 |
9-10 |
Справочно-библиографический аппарат библиотеки |
2 |
1 |
1 |
11 |
Справочный фонд библиотеки |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Следствие ведут знатоки |
1 |
|
1 |
Раздел 3. Периодические издания |
||||
13 |
Новости со всей планеты. Детские периодические издания |
1 |
1 |
|
14 |
Что принес нам почтальон |
1 |
0,5 |
0,5 |
Раздел 4. Путешествие по книжному морю |
||||
15 |
Литературный календарь. Книги-юбиляры |
1 |
1 |
|
16 |
Литературный календарь. У наших авторов-юбилей! |
1 |
1 |
|
17 |
Книжный город |
1 |
|
1 |
Раздел 5. Итоговое занятие |
||||
35 |
Юный эрудит |
1 |
|
1 |
ИТОГО: |
18 |
9 |
9 |
Содержание программы
Раздел 1: Все о книге (7 часов).
Тема: Как устроена книга. Структура книги. Справочный аппарат книги.
Элементы книги:переплёт, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, авантитул, контртитул, шмуцтитул, аннотация, предисловие, послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии, указатели, иллюстрации.
Чтение титульного листа. Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре.
Формы работы: познавательная беседа, деловая игра.
Тема: Искусство художественного оформления книги. Художники-иллюстраторы.
Основные элементы оформления книги. Виды иллюстраций. Художники-иллюстраторы книг.
Формы работы: тематический час, видеообзор.
Тема: Писатели и художники в одном лице.
Знакомство с художниками-иллюстраторами: Е.Чарушин, В.Сутеев, Э.Сетон-Томпсон и др.
Формы работы: тематический час, просмотр мультипликационных фильмов.
Тема: Я – художник-иллюстратор.
Творческий процесс иллюстрирования произведения.
Формы работы: проект, групповая творческая работа, выставка работ.
Тема: Экслибрис – книжный знак. Экслибрисы великих людей
История появления экслибриса. Его назначение. Экслибрисы А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, В.Брюсова и др.
Формы работы: познавательная беседа, видео просмотр.
Тема: Экслибрис для библиотеки.
Творческий процесс создания экслибриса для школьной библиотеки, для личной библиотеки.
Формы работы: проект, групповая и индивидуальная творческая работа, выставка работ.
Раздел 2: Поиск информации в библиотеке (5 часов).
Тема: Библиотека – информационный центр.
Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Поиск литературы в фонде.
Основные понятия: читатель, читательский формуляр, абонемент, читальный зал, открытый доступ.
Формы работы: тематическая беседа, поисковая работа.
Тема: Справочно-библиографический аппарат библиотеки.
Виды каталогов: алфавитный, систематический, электронный. Систематизация книг по отраслям знания. Полочные разделители. Электронные носители. Поисковые системы. Поиск необходимой информации.
Формы работы: тематическая беседа, библиографическая игра.
Тема: Справочный фонд библиотеки.
Энциклопедии, словари, справочники. Структура справочных изданий. Поиск информации в справочных изданиях.
Формы работы: беседа-консультация, видеообзор, групповая проблемная работа.
Тема: Следствие ведут знатоки
Поиск литературы в фонде
Формы работы: библиоквест.
Раздел 3: Периодические издания (2 часа).
Тема: Новости со всей планеты . Детские периодические издания.
Газеты и журналы как печатные издания. Основные понятия: периодика, статья, заметка, журналист, редакция. Популярные детские и юношеские газеты и журналы. Электронные варианты детских журналов.
Формы работы: познавательная беседа, презентация детских периодических изданий.
Тема: Что принес нам почтальон.
Периодические издания школьной библиотеки. Поиск информации в школьной периодике. Презентация любимого журнала.
Формы работы: выставка-обзор, поисковая работа, индивидуальная творческая работа.
Раздел 4: Путешествие по книжному морю (3 часа).
Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.
Книги – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!
Детские писатели и поэты – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Книжный город.
Игровая программа по книгам писателей - юбиляров.
Формы работы: литературный аукцион.
Раздел 5: Итоговое занятие (1 час).
Тема: Юный эрудит.
Повторение и закрепление тем, пройденных на занятиях.
Формы работы: интеллектуальная игра.
Учебно-тематический план 7 класс
Номер занятия |
Название разделов, тем занятий |
Кол-во часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
Раздел 1. Работаем с книгой. |
||||
1 |
Читаем книгу |
1 |
1 |
|
2 |
Анализируем книгу |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Оформляем книгу |
1 |
0,5 |
0,5 |
Раздел 2. Книжный ориентир |
||||
4-5 |
Книжная выставка |
2 |
1 |
1 |
6-7 |
Книжный буклет. Книжный дайджест |
2 |
1 |
1 |
8-10 |
Буктрейлер |
3 |
1 |
2 |
Раздел 3. Путешествие по книжному морю |
||||
11 |
Литературный календарь. Книги-юбиляры |
1 |
1 |
|
12 |
Литературный календарь. У наших авторов-юбилей! |
1 |
1 |
|
13 |
По страницам прочитанных книг |
1 |
|
1 |
Раздел 4. Реклама книги |
||||
14-18 |
Проект «Моя любимая книга» |
5 |
1 |
4 |
ИТОГО: |
18 |
8 |
10 |
Содержание программы
Раздел 1: Работаем с книгой (3 часа).
Тема: Читаем книгу.
Понятие о целях и способах чтения: досуговое и деловое чтение, выборочное и сплошное чтение.
Формы работы: тематическая беседа.
Тема: Анализируем книгу.
Анализ и оценка полученной информации. Записи о прочитанном. Основные понятия: выписка, цитата, план, тезис, конспект, отзыв на книгу.
Формы работы: беседа-практикум, групповая работа.
Тема: Оформляем книгу.
Библиографическая запись. Оформление цитат и списка литературы.
Формы работы: беседа-практикум, групповая проблемная работа, индивидуальная работа.
Раздел 2: Книжный ориентир (7 часов).
Тема: Книжная выставка.
Книжные выставки: виды и формы организации. Цель организации книжной выставки. Этапы разработки и оформления книжной выставки. Творческий процесс оформления книжной выставки.
Формы работы: тематическая беседа, групповая творческая работа, организация выставки.
Тема: Книжный буклет. Книжный дайджест
Основные понятия: «книжный буклет», «книжный дайджест». Этапы создания. Творческий процесс создания книжного буклета, книжного дайджеста.
Формы работы: тематическая беседа, групповая творческая работа, выставка работ.
Тема: Буктрейлер.
Понятие «Буктрейлер», этапы создания. Просмотр буктрейлеров. Творческий процесс создания собственного буктрейлера.
Формы работы: тематическая беседа-консультация, видео просмотр, индивидуальная творческая работа, презентация работ.
Раздел 3: Путешествие по книжному морю (3 часа).
Тема: Литературный календарь. Книги-юбиляры.
Книги – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: Литературный календарь. У наших авторов-юбилей!
Детские писатели и поэты – юбиляры года.
Формы работы: обзор выставки, беседа.
Тема: По страницам прочитанных книг.
Увлекательная литературная игра.
Формы работы: литературный марафон.
Раздел 4: Реклама книги (5 часов).
Тема: Проект «Моя любимая книга»
Выбор формы представления (рекламы) книги. Творческий процесс создания проекта. Защита проекта.
Формы работы: практикум, индивидуальная работа, проект.
Литература
- Абрамов, Ю.А., Демин, В.Н. Сто великих книг. – М.: Вече, 2009. – 480с. – (100 великих).
- Астафьева, Н.В. Звездный час: игра// Библиотека школы. – 2013. - №7. – С.35-37.
- Бединская, Е.А. История возникновения информационных ресурсов общества / Е.А.Бединская // Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
- Брейн-ринг. Путешествие по энциклопедиям. 8 класс. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru
- Встречи в школьной библиотеке: тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества/ авт.-сост. Н.Г. Растегаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158с.
- Выбор книг в библиотеке : [5-6 классы] Библиотечные уроки в школе Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
- Герасина, О.Е. Сначала Аз да Буки, а потом науки// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.7-9.
- Гуллер, Юрий. Я дружу с книгой// Детская энциклопедия. – 2009. - №3. – С.1-67.
- Дьяченко, Н.П. Рождение книги. – М.: Просвещение, 1990. – 111с.
- Записи о прочитанном. План чтения. Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
- История средних веков: школьная энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 831с.
- Карпова, Д.С. Предметно-тематическая картотека : [как ориентироваться в библиотеке, урок для 5-6 классов] // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 2. – С. 100-102
- Каталог, каталожная карточка. Урок с презентацией. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru
- Конкурс на лучший экслибрис для школьной библиотеки// Школьная библиотека. – 2004. - №2. – С.38-39.
- Крюкова, Н.С. История развития детской периодической печати в России// Досуг в школе. – 2008. - №2. - С.9-11.
- Крюкова, Н.С. Как появилось письмо// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.5-7.
- Кузякина, Н.Е. Любите книгу и цените библиотеку: методическое пособие для школьных библиотекарей// Библиотека в школе. – 2004. - №13. – С.4-64.
- Куликова, Н.П.: «Что такое книга, для чего она…»: [устный журнал, посвящённый Дню книгопечатания для 5-6 кл.] / Н.П.Куликова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 4. – С. 83-84
- Магистры информационного поиска : [библиотечный урок, 7 класс] // Читаем, учимся, играем.- 1998.- № 4. - С. 31-34.
- Нурлыгаянова, С. Г. Структура книги: [библиотечный урок в 5, 7 кл.] / С.Г.Нурлыгаянова // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 4. – С. 20-21.
- О библиотеке. О книге. Элементы книги. - Режим доступа: ПроШколу.ру: Бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/
- Пальчиевская, Е.Н. Книжная выставка и её назначение: библиотечный урок// Библиотека школы. – 2015. - №5. – С.29-31.
- Пантюхова, Т. В. Юный издатель: [библиотечный урок] / Т, В. Пантюхова// Читаем, учимся, играем. – 2008.– №10. – С. 73-75.
- Периодические издания – одно из главных средств массовой информации школьников : урок для 5-8 классов. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
- Подкопай, Е.А., Щербак, С.И. Литература по естественным наукам: совместный урок для 5-х классов// Библиотека школы. – 2015. - №5. – С.32-334.
- Пучкова, И. М. Периодические издания – одно из главных средств массовый информации школьников Библиотечные уроки в школе. - Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
- Рыжов, В.А. По станицам любимых книг: викторина// Последний звонок. – 2008. - №5. – С.8-9.
- Самостоятельная работа с книгой : [второй вариант] Библиотечные уроки в школе. Режим доступа http://www.klass.by/biblio_urok.html
- Словарь юного книголюба/ сост. И.Я. Линкова. – М.: Книга, 1987. – 303с.
- Старинная изба-читальня : урок-путешествие. // ПроШколу.ру. Бесплатный школьный портал. - Режим доступа http://www.proshkolu.ru/
- Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия/ сост. Т.Р. Цымбалюк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135с.
- Терехова, Н.Л. Книжная палата// Досуг в школе. – 2008. - №2. – С.17-21.
- Фроликова, Т. У. Основы информационной культуры и грамотности в школьной библиотеке. / Т.У. Фроликова // Школьная библиотека. – 2012. – № 1. – С. 28.
- Энциклопедия для детей. Т.5. История России: ч.1: От древних славян до конца XVII в./ гл. ред. М. Аксёнова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2009. – 512 с.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство: ч.1/ гл. ред. М. Аксёнова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2010. – 592 с.