В последнее время в стране произошло множество перемен в политике, в экономике, в искусстве, в образовании. Изменилось отношение к обучению и получению знаний. Если раньше книга и чтение находились на особом положении, то сейчас они уходят на второй план. Мириться с этим трудно, потому что в истории человечества чтение всегда играло важную роль: чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Актуальность обращения к чтению как к междисциплинарному предмету обусловлена введенными в педагогическую практику стандартами второго поколения. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного учебного предмета способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Как с помощью литературного текста помочь ученику не только разбудить чувства, но и расширить границы сознания, развить мышление, активизировать творческую деятельность, формировать читательскую компетенцию? На эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.
Цель своей деятельности я определила следующим образом: создать условия, необходимые для обучения стратегиям эффективного чтения.
Из поставленной цели вытекают задачи педагогической деятельности:
- Провести анализ актуальной литературы по поставленной проблеме.
- Отобрать и апробировать на практике формы и методы обучения чтению, которые позволяют эффективно осуществлять развитие читательских компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.
- Разработать собственную систему учебных заданий, направленных на развитие читательской грамотности через моделирование.
Сначала я проанализировала литературу по интересующей теме. Моё внимание привлекли труды современных педагогов Т.Г.Галактионовой и Г.В.Королёвой.
Книга для учителя «Учим успешному чтению» под общей научной редакцией Т.Г.Галактионовой – д.п.н., профессор кафедры РГПУ им. Герцена - позволяет в формате читательского клуба «Хорошее время читать» комплексно реализовывать междисциплинарную учебную программу начальной школы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Новизна опыта заключается в совокупности как элементов известных методик, так и инновационных форм работы. Одним из инновационных методов, обеспечивающих качественный рост эффективности чтения, и будет являться метод обучения стратегиям чтения. В книге Галактионовой Т.Г. данная проблема представлена, как мне кажется, в более теоретизированном виде.
Книга же Г.В.Королёвой «Технология эффективного чтения» имеет явную практическую направленность: пошагово объясняются методы и приёмы эффективного чтения с применением дифференциального и интегрального алгоритмов в их неразрывном взаимодействии.
Метод эффективного чтения создан с использованием достижений исследователей, посвятивших свои труды проблемам повышения качества чтения (О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов, О.А.Андреев и др.).
Найти в тексте действительно нужное, ценное, отобрать необходимое – данную задачу решает дифференциальный алгоритм чтения. Он состоит из трех блоков.
- Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие.
- «Опорная сеть» состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов.
- Третий блок алгоритма отражает заключительный процесс перекодирования — выявление «ядерного» значения содержания текста. Доминанта — главная смысловая часть текста. «Мешочек со смыслом» - это название хорошо тем, что, во-первых, отражает суть и результат процесса поиска доминанты, а во-вторых, подсказывает, что отыскать в тексте «смысл» - не такое простое дело. Зрительный образ смысловой доминанты – «мешочка со смыслом» - может быть и ещё более конкретным: доминанта (основная мысль, идея) – это золотая рыбка, пойманная опорной сетью. Перевод словесной информации в модель происходит у Г.В.Королевой через обращение к «закону ассоциаций».
Для того чтобы сохранить информацию, нам поможет интегральный алгоритм чтения. Он называется так, потому что его действие распространяется на весь текст в целом. Если дифференциальный алгоритм чтения создает своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, то основное назначение интегрального алгоритма чтения – обработка значимой информации, ее сортировка и хранение.
Семь блоков интегрального алгоритма чтения:
1. Наименование
2. Автор
3. Герои
4. События
5. Новизна
6. Непонятное (слова и понятия)
7. Идея
(По примерно такой схеме построен «Дневник юного читателя» О.В.Узоровой-Нефедовой, которым пользуюсь на уроках внеклассного чтения).
Для составления полной универсальной схемы по алгоритму чтения учащиеся должны свободно владеть следующими понятиями:
• опорное слово;
• «опорная сеть»
• «портретные слова» (слова, использованные при описании внешнего облика героя);
• оценочные слова;
• слова эмоционального состояния героя («слова настроения и самочувствия»);
• «метафорные слова» (слова в переносном значении, придающие повествованию яркость и образность, т.е. метафора в самом широком смысле);
• сравнение (прямое — при помощи слов «как», «словно» и косвенное, скрытое);
• «мешочек со смыслом» (смысловая доминанта текста, идея).
Для создания зрительного образа алгоритма можно использовать, например, звезду, у которой столько лучей, сколько героев в тексте. Позже, когда все действия по алгоритму для одного героя будут отработаны и закреплены, учитель может дать задание проделать подобную работу со всеми героями текста.
Попробовав элементы «Технологии эффективного чтения» на практике, я пришла к определенной методике работы, и мне бы хотелось кратко представить результаты своего опыта.
Одним из наиболее перспективных способов реализации поставленной цели является моделирование, поскольку мышление младшего школьника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Моделирование – метод познания интересующих нас объектов через модели.
Модель – это результат знаково-символической деятельности, дающий возможность представить словесное произведение искусства в других формах, открывающая новое знание о нем.
Проблема использования моделирования в обучении разрабатывается в психолого-дидактических исследованиях в последние 20-30 лет В.А.Ступаковым, А.И.Айдеровой, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, М.И.Фридманом и др.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером).
Моделирование на уроках увлекало меня давно. Использование моделей не является только прерогативой точных наук, но все-таки уроки литературного чтения требуют своеобразного подхода, поскольку на них главная цель – воспитание словом. В отличие от работы с готовой моделью, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого произведения. Метод наглядного моделирования на уроках литературного чтения применяется как один из способов работы с текстом. Моделирование в литературном чтении – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов, моделей обложек книг.
Вместе с тем ряд учёных выступают против использования моделей на уроках чтения и литературы, ссылаясь на то, что моделирование может уничтожить эмоции. Считаю обоснованным применение метода моделирования на уроках обобщения и систематизации знаний, анализа персонажей, на уроках по сравнительному анализу героев, произведений.
Я определила механизм моделирования при работе с прозаическим художественным текстом следующим образом.
1 этап. Для постижения темы и идеи любого эпического произведения необходима глубокая работа над образами главных персонажей. Выделяем главных и второстепенных героев и вписываем в цветовой круг знак или символ. Каждому герою соответствует определенный цвет.
2 этап.
1 вариант работы. Определяем характеристику и качества героев, фиксируем их письменно рядом с кружочком. Выделяем главное качество.
2 вариант работы. Дети учатся давать характеристику героя, используя кластер, останавливаемся на следующих моментах: место действия, жилище, возраст, внешний вид героя, род деятельности, язык и т.д. Проведя анализ персонажа с помощью кластера, рядом с кружочком резюмируем опорные слова (письменно в прямоугольник). Приводим доказательства (цитируем текст).
Предварительная работа ведется в группе, разновидностью групповой формы является кооперировано-групповая работа – это такая форма организации труда, при которой разные группы учеников выполняют отдельные части общего задания, каждой группе соответствует определенный герой и определенный цвет. При анализе персонажа ребята работают маркерами своего цвета, выделяют в тексте основные моменты характеристики героя.
3 этап. С помощью стрелок устанавливаем причинно-следственные связи в отношениях, действиях, поступках всех героев. Приводим цитаты, их выписываем на доску или вывешиваем заранее напечатанные слова («опорная сеть», по Г.В. Казаковой).
Каждая группа анализирует взаимоотношения двух героев, затем соединяем все в одну общую мозаику. Ребята работают цветными или простыми карандашами, подчеркивают в тексте главные моменты.
4 этап. Определяем, какое качество героя повлияло на совершение того или иного действия. Качество выделяем знаком, подчеркиваем.
5 этап. Оцениваем события, героев с точки зрения моральных и этических норм. (Очень помогает при оценивании прием критического мышления «Прием шести шляп»)
6 этап. Делаем вывод. Заполняем письменно или устно «Мешочек со смыслом».
7 этап. Опираясь на модель, пересказываем текст устно, составляем рассказ о героях и их взаимоотношениях.
Введение наглядного моделирования в процесс ознакомления детей с содержанием художественного произведения может привести к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. С другой стороны, использование наглядных моделей – это путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными (обобщенными) представлениями, ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности, что и способствует формированию читательской компетенции.
Впереди у меня 1-й класс. Хотелось бы попробовать свои силы и силы своего нового коллектива по той же проблеме немного в другом направлении, а именно, хочется принять участие во всероссийском проекте «Читающая мама – читающая страна». Как отмечает И.И.Тихомирова, главный разработчик программы «Читающая мама», особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читательская среда, ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых. Поэтому данный проект призван объединить российские традиции привлечения к чтению. Необходимо отметить, что еще сто лет назад идею обучающей практики материнского чтения реализовал известный педагог и главный редактор журналов «Детское чтение» и «Воспитание и обучение» Виктор Петрович Острогорский (1840–1902). Во время кризиса детского чтения и преподавания литературы в школе, который наблюдался в конце XIX века в России, он взялся за организацию материнских чтений. Через свои журналы он направлял матерям обучающего характера письма, как в домашних условиях помогать детям в литературном воспитании.
Цели проекта:
- Обеспечить право ребёнка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери.
- Популяризовать лучший педагогический опыт воспитания детей в семье средствами книги и чтения.
Список литературы
- Базик И. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание, 1984, №11
- Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению: пособие для учителя / Т.Г.Галактионова, Е.М.Красновская, Я.Г.Назаровская, С.А.Ширяева - М.: Просвещение, 2013, стр.10, 21 (Работаем по новым стандартам).
- Королёва Г.В. Технология эффективного чтения\. – Ростов н\Д: Феникс, 2009. – 307 с.: ил.
- Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове): методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И.И.Тихомирова. – Москва : РШБА, 2015. – 344 с. – (Прил. к журн. "Школьная библиотека". Серия "В помощь педагогу-библиотекарю").
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание №6, 1984.