Открытое логопедическое занятие «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Весна»

Разделы: Логопедия

Классы: 1, 2

Ключевые слова: весна, звук [л]


Цель: продолжать автоматизировать умение правильно и чётко произносить звук [л], расширить и активизировать словарь детей по теме «Весна».

Задачи:

  • автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах, предложениях.
  • развитие артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;
  • развитие навыка звукового анализа.
  • воспитывать желание говорить красиво и правильно;
  • воспитывать активность и внимательность на занятии.

Оборудование: схема артикуляции звука [л], схема характеристики звука, карточки для артикуляционной гимнастики, картинки со звуком [л].

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы позаниматься и вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давай Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне.

2. Массаж лица

Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо поглаживание
Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание

3. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Мы расселись по порядку,
Вместе делаем зарядку,
Не руками, не ногами
А своими языками.

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес.

Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме, чтобы рассказать ей о весне.

4. Сообщение темы занятия

Логопед: Отгадай пожалуйста загадку, о ком она?

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
(С.Мельников)

- Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [л] и поговорим о весне.

5. Анализ артикуляции звука и его характеристика

В зеркало на звук [л] вы посмотрите.

Все о звуке расскажите.

Логопед: - Что вы еще можете сказать о звуке [л]?

(Звук [л] — согласный (не тянется), звонкий (голосовые связки работают), твердый (спинка языка опущена).

Упражнение «Дорожка» - многократное произнесение звука.

6. Работа по развитию фонематического слуха

Как услышишь звук [л]
Хлопни в ладоши.
Л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л;
Ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-лы-ка-лы
Лампа, мама, лошадь, нога, кукушка, гусь, лужа.

7. Автоматизация в слогах

Ла-ла-ла-к нам идёт весна.
Ло-ло-ло-на улице тепло.
Лу-лу-лу-встречаем мы весну.
Лы-лы-лы-долго не было весны.
Ла-ла-ла-хороша весна.

8. Определение положения звука в слове, обозначение на схеме (по картинкам)

9. Автоматизация в словах

Дидактическое упражнение «Подскажи словечко».

Логопед: - Сейчас я буду называть тебе слова-действия, а ты подбирать соответствующую картину:

Весной пригревает…. (солнце), у него яркие ….(лучи), тает снег и под ногами появляются ….(лужи), по небу плывут… (облака), за домом зеленеет …(луг), из тёплых стран прилетают….(ласточки).

10. Физкультминутка

Солнце, солнце, выходи шагают на месте
И всю землю освети! Круги руками
Чтоб весна скорей настала, остановиться и опустить руки вниз
Чтобы нам теплее стало, потереть плечи
Чтоб капели звонко пели, движение кистей рук, имитирующие падение капель
Чтоб весной ручьи звенели, волнообразные движения руками
Чтоб цветочки распускались, имитируют движения руками
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками
Солнце, солнце, землю грей! Хлопки в ладоши на каждое слово
Пусть весна придёт быстрей!

11. Актуализация знаний

Логопед: - А ты знаешь, сколько месяцев длится весна?

- Сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко. Я тебе прочитаю стихотворение, а ты должна угадать, какое слово пропущено.

Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай,
Как называется он… (май)

- А какие признаки весны ты знаешь?

Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

12. Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Логопед: - Я буду читать предложения, и если в нем есть ошибки, ты их исправишь!

Стол положил ложку на Володю. Велосипед сел на Михаила. Футбол поехал на Володю. Жук стучал по коре и искал дятла. Стул сел на Михаила. Полы мыли Милу. Гол забил Володю. Шоколад положил на стол Ладу. Лопатка взяла Лушу. Молочная лапша сделала маму.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Скажи, с каким звуком мы сегодня работали? Что тебе запомнилось больше всего?… Ты очень постаралась, молодец!

13. Рефлексия

Логопед: Ты сегодня молодец! Занятие сегодня было интересным? А оно тебе понравилось? (На столе лежат лучики и капельки, на доске – солнышко и тучка)

Если все понравилось, прикрепи к солнышку лучи, если не понравилось - капельки.