Программа элективного курса «Черчение»

Разделы: Технология, МХК и ИЗО

Классы: 8, 9


Пояснительная записка

Приоритетной целью элективного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Данный курс помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование у учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нем те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

Огромную роль в обучении учащихся играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.

Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.

Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.

Новизна данной программы состоит в том, чтобы помочь учащимся лучше освоиться в системе высшего образования и современного производства. В программу введены элементы начертательной геометрии, позволяющие более корректно подойти к изучению черчения на теоретической основе. Знание методов построения и преобразования изображений имеет большое значение для развития пространственного мышления.

Цель курса: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:

  • ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;
  •  научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
  •  научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
  •  сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
  •  формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
  •  развивать образно-пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся;
  •  научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

Продолжительность курса

Курс рассчитан на 67 учебных часов (34 часа в 8 классе и 33 часа в 9 классе по 1 часу в неделю) 

Содержание учебного предмета

Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  • Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
  •  Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
  •  Обучение черчению базируется на  принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
  •  При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.
  •  На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
  •  Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждениях учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.

Рекомендации к методике преподавания

Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:

  • Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.
  • Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и пр.
  • Не обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методу проекций.
  • При проведении и оценке первых графических работ уделять внимание качеству их выполнения, стремясь поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
  • В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.
  • Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
  • При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовывать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
  •  Формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и аксонометрических проекциях следует осуществлять с минимальным разрывом во времени.
  • Обучение аксонометрическим проекциям (диметрии и изометрии) проводить одновременно в плане их сравнения, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
  • При обучении выполнению разрезов и сечений использовать подход, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различие между ними, сравнит их возможности, он сможет сознательно пользоваться такими изображениями.

В основу упражнений, графических и практических работ должны быть положены разноплановые графические задачи:

  • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
  • построение третьей проекции по двум заданным;
  • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
  • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением; 
  • реконструкция изображений;
  • построение изображений в аксонометрии с вырезом;
  • выполнение различных разрезов и сечений;
  • занимательные задачи;
  • преобразование формы и пространственного положения объектов;
  • с творческим содержанием.

Творческие задачи подразделяются на два вида. Пропедевтические творческие задачи не имеют проектного содержания. Их решение учащимися предусматривает применение знаний по пройденному разделу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, архитектуры, дизайна). Для урочных заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у школьников имеется наибольшая предварительная подготовка. Объекты для задач с элементами конструирования желательно выбирать вместе с учителем труда.

Работа с учебником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.

При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями: плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.

Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.

Основное содержание

8-й класс

Введение. Учебный предмет черчение

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приѐмы работы инструментами. Организация рабочего места.

Правила оформления чертежей

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

Геометрические построения

Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

Способы проецирования

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

Чтение и выполнение чертежей деталей

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение. Учебный предмет « Черчение»

1

2

Правила оформления чертежа.

8

3

Геометрические построения.

3

4

Способы проецирования.

14

5

Чтение и выполнение чертежей деталей.

8

 

Итого

34

Обязательный минимум графических и практических работ

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)

  1. Линии чертежа.
  2. Чертеж «плоской» детали.
  3. Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
  4. Моделирование по чертежу (из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов).
  5. Построение третьей проекции по двум данным.
  6. Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).
  7. Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
  8. Устное чтение чертежей.
  9. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).
  10. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
  11. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).

9-й класс

Обобщение сведений о способах проецирования

Повторение материала по темам: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции».

Сечения и разрезы

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графические обозначения материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

Решение графических задач, в том числе творческих.

Сборочные чертежи

Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий. Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.

Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Чтение строительных чертежей

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.

Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах.

Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Общие сведения о способах проецирования

1

2

Сечения и разрезы

19

3

Сборочные чертежи

11

4

Чтение строительных чертежей

2

 

Итого

33

Обязательный минимум графических и практических работ

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)

  • Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.
  • Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали).
  • Устное чтение чертежей.
  • Эскиз с натуры (с применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений).
  • Чертеж резьбового соединения.
  • Чтение сборочных чертежей (с выполнением технических рисунков 1-2 деталей). 
  • Деталирование (выполняются чертежи 1-2 деталей).
  • Чтение строительных чертежей (с использованием справочных материалов).
  • Выполнение чертежа детали по сборочному чертежу (контрольная работа).

Учебно-методическое обеспечение

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения

  • доска чертежная ученическая с рейсшиной (под формат А4);
  • готовальня школьная;
  • чертежные угольники с углами: 90°, 45°, 45°; и 90°, 30°, 60°;
  • масштабная линейка;
  • транспортир;
  • трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
  • карандаши «Т» и «ТМ»;
  • ластик для карандаша (мягкий);
  • бумага: чертежная; миллиметровая; калька;
  • тетрадь в клетку;
  • инструмент для заточки карандаша. 

Учебные таблицы

  • Макарова М. Н. Таблицы по черчению, 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987.
  • Макарова М. Н. Таблицы по черчению, 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1987.

Методическая литература

  1. Ботвинникова А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. сред. общеобразоват. шк. – 5-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. Черчение в средней школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Ботвинников А. Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. – М.: Педагогика, 1979.
  4. Ботвинников А. Д. Пути совершенствования методики обучения черчению: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Бриллинг Н. С. Строительное и топографическое черчение. – М.: Просвещение, 1980.
  6. Будасов Б. В., Каминский В. П. Строительное черчение. – М.: Стройиздат, 1991.
  7. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Василенко Е. А., Коваленко Л. Н. Задания по черчению на преобразования. – Минск: Народна асвета, 1989.
  9. Вышнепольский И. С. Техническое черчение (с элементами программированного обучения). – М.: Машиностроение, 1988.
  10. Гервер В. А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение, 1991.
  11. Карточки-задания по черчению для 8 класса/Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение, 1990.
  12. Методика факультативных занятий по черчению в школе: Пособие для учителя/Под ред. В. Н. Виноградова. – М.: Просвещение, 1979.
  13. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению. – М.: Просвещение, 1991
  14. Повышение эффективности и качества преподавания черчения: Сб. статей/ Сост. А. Д. Ботвинников. – М.: Просвещение, 1981.
  15. Преображенская Н. Г. Сечение и разрезы на уроках черчения в школе. – М.: Просвещение, 1986.
  16. Сальников М. Г., Бровко И. Г. Задания на чтение и деталирование сборочных чертежей. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Севастопольский Н. О. Уроки черчения в школе. – М.: Просвещение, 1981.
  18. Словарь-справочник по черчению: Кн. для учащихся/ В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко, А. А. Альхименок и др. – М.: Просвещение, 1993.

Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся 8-го класса должны:

знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;
  • простейшие геометрические построения;
  • приемы построения сопряжений;
  • основные сведения о шрифте;
  • правила выполнения чертежей;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
  • принципы построения наглядных изображений.

уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
  • анализировать графический состав изображений;
  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

Учащиеся 9-го класса должны:

знать:

  • основные правила построения линий пересечения простейших геометрических образов;
  • основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных чертежах;
  • условные обозначения материалов на чертежах;
  • основные типы разъемных и неразъемных соединений (на уровне знакомства);
  • условные изображения и обозначения резьбы на чертежах;
  • особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; условности и способы упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
  • особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
  • основные условные обозначения на кинематических и электрических схемах;
  • место и роль графики в процессе проектирования и создания изделий (на пути «от идеи – до изделия»).

уметь:

  • правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
  • выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и деталей;
  • выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех–шести деталей;
  • ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
  • читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;
  • читать несложные архитектурно-строительные чертежи;
  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной литературой;
  • выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
  • применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).