Цифровые технологии в обучении: приемы использования на уроках в основной школе. Урок географии по теме "Своеобразие органического мира сельвы Южной Америки". 7-й класс

Разделы: География

Ключевые слова: Южная Америка


1. Краткая аннотация работы

Урок географии в 7 классе «Своеобразие органического мира сельвы Южной Америки». Урок разработан с использованием кейс- метода. Форма представления кейсов: печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации) что делает его более наглядным. Кейс знакомит учащихся со своеобразием амазонского леса. Учащимся предлагается 3 кейса, в группах работают не более 5 человек. Формируем 6 групп.

Материал урока может быть использован при изучении данной темы в курсе географии 7 класс «Материки и океаны. Страны и народы». Цель метода кейс-стади - совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

2. Содержание

2.1. Введение

Одним из прогрессивных методов обучения, способных сформировать ключевые компетентности или универсальные учебные действия, является кейс-метод, который позволяет перейти к ситуационной методике обучения. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Деятельностный подход - требование времени. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие. Кейс-технология - это обучение действием. Формирование умений и усвоение знаний являются результатом активной самостоятельной деятельности учащихся по поиску решения проблемы, в результате чего происходит овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, творческих качеств учащихся и коммутативных навыков.

Технология кейс-заданий реализует множество задач педагогики. В первую очередь, данная технология способствует повышению мотивации в обучении и самостоятельной учебной деятельности. У учащихся развиваются способности к аналитическому, критическому мышлению, принятию разных точек зрения, происходит актуализация системы имеющихся знаний и формирование компетенций. Данная технология создает условия для развития исследовательских способностей учащихся через исследование предложенной проблемной ситуации, анализ различных вариантов развития ситуации, поиск путей и способов ее решения. В ходе реализации кейс-технологии происходит развитие коммуникативных умений у учащихся, способности аргументировано излагать свою позицию, доказывать правильность своей точки зрения.

Дождевой лес Южной Америки: рай или ад?

Лес дождя. На земном шаре существует три массива вечнозеленых влажных тропических лесов (их называют еще дождевыми и экваториальными). Самый большой из них расположен в Новом Свете - в бассейнах рек Амазонки и Ориноко. В Африке дождевые леса занимают бассейн реки Конго и нижнее течение реки Нигер. Третий лесной массив находится в Южной и Юго-Восточной Азии, на Больших Зондских островах и на острове Новая Гвинея.

Все эти леса носят еще одно общее имя - гилеи. Так их назвал известный ученый и путешественник XIX века Александр Гумбольдт, который изучал природу этой зоны в Южной Америке. Гилеи растут в условиях избытка тепла и влаги. Южная Америка богата лесами, основную часть которых составляют экваториальные леса. Экваториальные леса Южной Америки называют «сельвой», что в переводе с португальского означает «лес». Сельва отличается огромным разнообразием видов растений.

Польский же путешественник А. Фидлер писал так: «Кто-то метко заметил, что человек, попавший в этот лес, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослеплённый сказочными богатствами Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он наконец удирает из этого «зелёного ада».

Представьте себе, безбрежный океан гигантских деревьев, опутанных лианами и образующих непроходимую чащу и огромное количество упавших и наклонившихся деревьев. Деревья достигают высоты до 60 метров. Цветы встречаются редко и раскрываются на высоких кронах. Зато листья своей формой и цветом (прозрачные, серебристые, лимонные, толстые, тёмно - зелёные, багряные) напоминают гигантские цветки. Есть красиво цветущие орхидеи, которым необходима высокая влажность воздуха.

"Самая страшная из всех опасностей - заблудиться в лесу. Ни один индеец не рискнет отправиться в глубь леса не оставив за собой нити Ариадны - отметки на деревьях. Без таких отметок ему не выбраться из лесу" - писал Фидлер.

Значение этих лесов громаднейшее для всей Земли - они дают атмосфере много кислорода, обладают огромным количеством видов растений и животных. Вопросами охраны природы на материке стали заниматься сравнительно недавно, в начале 20 века. В сельве созданы крупные национальные парки (Жау, Канайма и др.), в которых проводятся научные исследования по изучению отдельных видов растений, животных и ландшафта.

Вопросы:

  1. На территории каких государств есть естественный ландшафт дождевого леса?
  2. В каких условиях произрастают эти леса.
  3. Какие опасности могут встретиться? (примерные ответы: болота, хищники, ядовитые змеи, неизвестные растения, можно запутаться в лианах, муравьи).
  4. Какие же меры предосторожности необходимо соблюдать в таком лесу? (Учащиеся рассуждают: иметь проводника, вглубь не заходить, аптечка, компас….)
  5. Дождевой лес Южной Америки: рай или ад?

Многоярусность и буйство красок Амазонии

Экваториальные леса Южной Америки называют сельва, что в переводе с португальского означает « лес». Экваториальные, или дождевые, леса отличаются наибольшим на Земле разнообразием растений и животных. Такого разнообразия растительного и животного мира нет больше нигде на Земле.

Влажные экваториальные леса многоярусны. В этом лесу растут не только самые высокие, но и самые длинные растения лианы (более 100 м). Они, словно зеленые канаты, переплетают древесные стволы и создают ту прочную и почти сплошную стену растений, сквозь которую трудно и проникнуть в лес, и перемещаться внутри его. Среди лиан есть, которые получают питательные вещества через ствол или корневую систему другого растения. В многочисленных пойменных озерах пышно развиваются плавающие растения, например ряска, виктория амазонская, красная кувшинка. Исключительно высокая влажность позволяет многим растениям поглощать влагу из воздуха. Растения-эпифиты поселяются высоко на стволах деревьев, имеют воздушные корни и запасают воду и питательные вещества в утолщенных побегах или листьях.

Влажнотропические леса настолько густы, что деревьям приходится бороться за место под солнцем. Они вырастают очень высокими и раскидывают во все стороны свои верхние ветви, чтобы захватить как можно больше солнечного света. Выше всех поднимаются к солнцу пальмы и сейба (хлопковое дерево, из плодов которого получают волокно). Много деревьев с ценной древесиной: красное дерево (махагони и паубразил), розовое, оранжевое и многие другие. Дерево бальса отличается легчайшей древесиной, из него был построен плот «Кон-Тики» знаменитого путешественника Тура Хейердала. Под пологом высоких деревьев произрастают шоколадное дерево (какао), каучуконос-гевея, хинное дерево. На стволах и ветвях деревьев селятся эпифиты. Самые красивые из них - орхидеи. В тихих заводях рек растет гигантская кувшинка виктория-регия. Листья ее выдерживают вес до 50 кг.

На сравнительно большом участке леса не встретишь двух одинаковых видов растений. Огромные деревья со стволами- колоннами выносят к свету кроны с широкими листьями. Для защиты от ожогов листья имеют или блестящую отражающую лучи поверхность, или восковой налет, или опушение. Чтобы удержать такие колонны в рыхлом размокающем грунте, деревья обладают выступами на стволах или корнях, увеличивающими площадь опоры, или воздушными корнями-подпорками, помогающими к тому же получать кислород, которого недостаточно в мокрой земле. Среди эпифитов преобладают орхидеи. Они поселяются на ветвях или стволах как растущих, так и упавших деревьев.

Между гигантами растут более низкие деревья, они обвиты гибкими стволами лиан, пробирающимися вверх - к свету. На ветвях деревьев поселяются эпифиты - растения, которые могут получать воду и пищу прямо из воздуха. . Гилеи растут в условиях избытка тепла и влаги. Внутри гилей темно, сыро, на почве вьются корни, лежат поваленные стволы и ветви, почти нет трав и кустарников. Опавшие листья, стволы, ветки, плоды не лежат долго. Они моментально разлагаются армией насекомых, других беспозвоночных.

Животные находят в гилеях обильную пищу и густо населяют все лесные этажи. Особенно много таких, которые населяют кроны деревьев и практически не спускаются вниз. Они приспособлены к лазанию - имеют цепкие лапы и хвосты. Среди них много самых разных обезьян - от миниатюрных американских игрунок до крупных африканских шимпанзе и азиатских орангутангов (местные жители называют их «лесными людьми»), гиббонов. Встречаются цепкохвостые еноты, лемуры, дикобразы. Есть и хищники - леопарды, ягуары и другие, более мелкие.

Млекопитающие чаще имеют небольшие размеры, но иногда можно встретить и крупных - лесных слонов и окапи в Африке, тапиров в Америке и Азии.

Очень много птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых. Многие из них ведут древесный образ жизни. Некоторые лягушки откладывают икру в воду, скапливающуюся в розетках листьев.

У водоемов обитают копытные - тапиры и самый крупный грызун - водосвинка-капибара весом до 50 кг. В кронах деревьев живут обезьяны (капуцины, паукообразные, ревуны и др.). Американские ленивцы всю жизнь висят на ветвях спиной вниз, медленно перехватывая сучья когтистыми лапами. В их шерсти поселяются мельчайшие водоросли.

Животные скрываются в густой листве, и лес мог бы показаться пустым, если бы не громкие крики, которые издают почти все живые существа.

Крупным наземным животным трудно передвигаться в густых зарослях. Экваториальные леса - идеальное место обитания для тех, кто способен лазать по деревьям и питаться их листьями и плодами. В кронах деревьев живут насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие и птицы. Не спускаясь на землю, они без труда перебираются с дерева на дерево. Лягушки, ящерицы, змеи и птицы и по форме тела, и по окраске сливаются с растениями и становятся почти незаметными. В воздушном пространстве над пологом леса парят хищные птицы - грифы в Южной Америке. Они высматривают мелких обезьян и других млекопитающих.

В дождевых лесах протекают ручьи и мелкие речки, над которыми смыкаются кроны деревьев. Лишь над большими реками «крыша леса» расступается. Вода в них, как правило, мутная, но кишит многочисленными насекомыми, рыбами, земноводными, млекопитающими. Растения и животные влажного экваториального леса имеют очень яркую окраску. Теряя леса, мы теряем и их многочисленных обитателей.

Воросы:

  1. Чем вы можете объяснить самое большое на Земле разнообразие растений и животных в сельве?
  2. Как вы думаете, почему голоса большинства обитателей гилей отличаются пронзительно громкими звуками?
  3. Почему многие млекопетающие имеют цепкий хвост?
  4. Почему окраска многих обитателей дождевого леса яркая?
  5. В нижнем ярусе растут теневыносливые деревья и кустарники, в нем нет травы. Как это объяснить?

Почему вырубка Амазонских лесов - проблема для всего мира?

Рассматривая влияние природы на человека,
надобно видеть и действвие человека на природу.

В.О Ключевский

Дождевые леса Амазонии, которые по справедливости называют «легкими планеты», производят 20% процентов кислорода земной атмосферы. Этот регион включает территорию, принадлежащую девяти странам. Амазонские тропические леса имеют беспрецедентное биоразнообразие: один из десяти известных в мире видов обитает в тропических лесах Амазонки - это самая большая «коллекция» живых растений и животных в мире. И именно этим лесам отводится большая роль в спасении планеты от глобального потепления. Но все идет к тому, что теперь самой Амазонке требуется спасение.

Гилеи растут в условиях избытка тепла и влаги. Такого разнообразия растительного и животного мира нет больше нигде на Земле.

На сравнительно большом участке леса не встретишь двух одинаковых видов растений. Огромные деревья со стволами-колоннами выносят к свету кроны с широкими листьями. Для защиты от ожогов листья имеют или блестящую отражающую лучи поверхность, или восковой налет, или опушение. Чтобы удержать такие колонны в рыхлом размокающем грунте, деревья обладают выступами на стволах или корнях, увеличивающими площадь опоры, или воздушными корнями-подпорками, помогающими к тому же получать кислород, которого недостаточно в мокрой земле.

Между гигантами растут более низкие деревья, они обвиты гибкими стволами лиан, пробирающимися вверх - к свету. На ветвях деревьев поселяются эпифиты - растения, которые могут получать воду и пищу прямо из воздуха. Внутри гилей темно, сыро, на почве вьются корни, лежат поваленные стволы и ветви, почти нет трав и кустарников. В жарком и влажном климате отмершие части растений быстро перегнивают. Опавшие листья, стволы, ветки, плоды не лежат долго. Они моментально разлагаются армией насекомых, других беспозвоночных.

Густые и мелкие корни растений, расположенные у самой поверхности, быстро поглощают питательные вещества. С ежедневными ливнями вымывается в глубь почвы оставшаяся часть органических питательных веществ. Поэтому перегной не накапливается и почвы влажных экваториальных лесов отличаются низким плодородием. Если уничтожить лес (вырубить, сжечь), вода быстро вымывает все, что было в почве. Верхний слой почвы начинает размокать и течь вниз по склонам. В таких условиях гилея не может восстановиться в своем первоначальном виде. Здешние почвы содержат соединения железа и имеют красно-желтый цвет. Их называют красно-желтые ферралитные.

Деятельность людей в лесу может нанести ему непоправимый урон. Редкое население - племена индейцев в, пигмеев в котловине Конго, лесных жителей на островах Малайского архипелага и Новой Гвинеи - не причиняет лесам большого вреда. Люди приспособились к жизни в условиях влажнотропических лесов (селясь, как правило, по берегам рек), получают от леса все необходимое для жизни и всегда относятся к нему с уважением, как к своему дому и кормильцу. Однако таких племен становится все меньше.

Человек начал изменять природу сельвы с глубокой древности, но особенно хищническое отношение проявилось с 16 века с приходом европейцев на материк, которые хищнически вырубали леса и использовали эти земли под пастбища с целью разведения крупного рогатого скота. На этих землях основали гигантские животноводческие фермы. Большие площади расчищаются под пашню, но бедные минеральными веществами и вымываемые ливнями почвы уже через 2-3 года оказываются непригодными и забрасываются и плантаторщики начинают тогда осваивать новые площади леса для выращивания кофейного дерева, какао. В начале 70-х годов 20 века в Амазонию властно вторглась мощная техника для строительства Трансамазонского шоссе длиной 5600 км. Лесные территории все больше и больше осваиваются. Современная техника проникает в некогда девственные леса. Люди добывают ценную древесину, лесные плоды, смолы и многое другое, изменяя состав леса, нарушая, а порой и разрушая весь природный комплекс.

Человек постепенно наступает на леса, и их площадь неуклонно сокращается. Ученые утверждают, что амазонские леса близки к точке невозврата. Гибель лесов может нарушить состояние вод, атмосферы далеко за пределами их распространения. Это может сказаться на природе всего земного шара. Деятельность человека в тропических лесах должна быть взята под строгий контроль.

Вопросы:

  1. Справедливо ли утверждение, что почвы влжных экваториальных лесов неплодородны? Ведь эти леса поражают богатством органического мира.
  2. . Почему дождевые леса можно сохранить лишь на большой площади, а не на маленьких участках?
  3. На вырубленном участке дождевого леса уже через 2-3 года урожай становится настолько низким, что это поле забрасывается и расчищается новое. В тропиках даже существует понятие кочевое земледелие. Почему так происходит?
  4. Каковы экологические последствия уничтожения дождевых лесов и можно ли сократить их вырубку?

2.2. Формирование личностных универсальных учебных действий

Кейс технологии формируют у учащихся следующие универсальные учебные действия (УУД):

- в сфере личностных УУД:

  • широкая мотивация учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения учебных задач;
  • способность к принятию решений с учетом конкретных условий и наличия фактической информации;
  • уверенность в своих силах;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной работы;

2.3. Формирование регулятивных универсальных учебных действий

- в сфере регулятивных УУД:

  • принимать решения с учетом конкретных условий, то есть умение оценить альтернативы и выбрать оптимальный вариант;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы;
  • использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и чувств, а также представлять информацию в виде таблицы, схемы, конспекта, плана, текста;
  • осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

2.4. Формирование познавательных универсальных учебных действий

Кейс технологии формируют у учащихся следующие универсальные учебные действия (УУД):

- в сфере познавательных УУД:

  • выделять в тексте кейсов главную и второстепенную информацию, главную идею текста, анализировать и находить проблему, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию,
  • объяснять явления, процессы, связи в отношении информации, представленной в кейсе;
  • рассуждать логически, включая установление причинно следственных связей;
  • проводить сравнение и классификацию, выбирая критерии для указанных логических операций.

2.5. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Результаты применения кейса, как качественные, так и количественные, доказывают эффективность кейс-технологии для развития коммуникативных универсальных учебных действий. После применения кейс-технологии, в классе, как правило, нет «изолированных учеников», что показывает, что дети лучше находят общий язык, снижается рациональность при выборе партнера, взаимодействие выходит на новый, более высокий качественный уровень. Становится больше предпочитаемых учеников, что также свидетельствует о качественных изменениях во взаимоотношениях в классе. Одним из основных достижений стало то, что ранее изолированные учащиеся стали полноправными членами школьного коллектива. Для обучающихся становится возможным:

  • делать умозаключения и выводы, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию
  • соотносить свою позицию с мнениями партнеров, сотрудничать с партнерами при выработке общего решения проблемы;
  • способность к принятию решений с учетом конкретных условий, то есть умению оценить альтернативы и выбрать оптимальный вариант;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы;
  • использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и чувств, а также представлять информацию в виде таблицы, схемы, конспекта, плана, текста;
  • осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

2.6. Заключение

Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. В определённой мере такой приём помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником. учителя должны учить не тому, что должны думать ученики, а тому, как они должны думать.

«Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим». Луи Паскаль

3. Список использованных источников и литературы

  1. Крылова О.В. Материки и океаны: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ О.В.Крылова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002, -303 с.: ил., карт.
  2. Душина И.В. Учебник для 7 кл. (Земля - планета людей) - М.: Баласс, 21008 с., ил. (Образовательная система «Школа 20100»)
  3. Рис.1. Экваториальные леса.
    http://ruslo.info/wp-content/uploads/2018/04/karta-vlazhnyh-ekvatorialnyh-lesov.png
  4. Рис.1 Уровни влажного тропического леса
    https://touristam.com/wp-content/uploads/2019/07/ekvatorialnye-lesa-5.jpg
  5. Влажные экваториальные леса Южной Америки» https://pandia.ru/text/77/487/3045.php
  6. Влажные экваториальные леса. Плодородие почв.
    https://mega-talant.com/uploads/files/497041/93528/98723_images/5.jpg
  7. Критерии оценивания кейса https://sites.google.com/site/kejstehnologiivrabote/kriterii-ocenivania-kejsa
  8. «Метод case study (разбор конкретных ситуаций) - Технология, реализующая системно- деятельностный подход в преподавании географии» https://www.institute-of-education.com/system/mfiles/mattaches/000/025/713/original/0000fb41-25a60c3c.pdf?1598989178
  9. Технология кейсов и её значение в формировании универсальных учебных действий при изучении английского языка
    https://infourok.ru/tehnologiya__keysov__i__ee__znachenie__v__formirovanii__universalnyh_uchebnyh__deystviy__pri_-137590.htm
  10. Использование кейс-технологии для развития универсальных учебных действий на уроках английского язык
    http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-inostr-iazyku/ispolzovanie-keis-tekhnologii-dlia-razvitiia-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-angliiskogo-iazyk.html
  11. Насанова, Д.Б. Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка / Д.Б.Насанова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 52 (342). - С. 429-431. - URL: https://moluch.ru/archive/342/77139/