В настоящее время проблема толерантности среди подростков и молодежи, является, на мой взгляд, особенно значимой и актуальной. Это связано с мультикультурностью России, высокими темпами перемещения и миграции населения, расслоением российского общества по экономическим, социальным и другим признакам. В подростковом периоде развития наблюдаются самые яркие проявления интолерантности. Именно тогда интолерантное отношение начинает приобретать социально значимую окраску, и проблема толерантности выходит на первый план. У подростков чаще, чем у других возрастных групп, проявляются такие признаки интолерантности, как обесценивание или унижение культурных, национальных особенностей других групп; высмеивание или прямое оскорбление других моделей поведения; проявление предубеждений и стереотипов в отношении отдельных людей или целых групп; обвинение конкретного человека или конкретной группы в существовании социальных проблем; способность к прямому или косвенному нанесению ущерба конкретному человеку или группе, осквернение культурных и религиозных символов.
Это связано с особенностями подросткового возраста, для которого вообще свойственна нетерпимость, поэтому очень важно в педагогическом процессе делать особый акцент на формировании толерантности у обучающихся данного возраста.
Я работаю педагогом-психологом в сельской общеобразовательной школе около 5 лет. Образовательное учреждение находится в многонациональном сельском регионе, поэтому перед педагогическим коллективом стоит серьезная задача: научить жить учеников в мире и согласии с другими культурами, научить принимать, а значит, понимать и уважать Другого. Традиционно в начале ноября в нашей школе проводится ряд мероприятий, посвященных Международному Дню толерантности. Часть этих мероприятий в виде цикла развивающих занятий с разными возрастными группами провожу я, как педагог-психолог. Одним из занятий, которое я разработала и использую в работе с младшими подростками (7 класс), хочу поделиться с коллегами.
Посвящено оно Стереотипу, как основе интолерантного поведения.
Цель: способствовать развитию толерантного отношения к различным социальным группам.
Задачи:
- познакомить участников с понятием «стереотип»;
- сформировать навыки распознавания стереотипов в себе и обществе;
- способствовать развитию эмпатического восприятия других людей;
- инициировать поиск возможностей противостоять стереотипизации.
Целевая аудитория: подростковый возраст
Время проведения: 40 минут.
Содержание занятия
1. Приветствие
(если занятие проводится с незнакомыми детьми рекомендую эту часть оформить в виде знакомства)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня Международный День толерантности и мы с вами проведем одно очень интересное занятие! Как вы думаете о чем будет это занятие? (обычно ответы детей касаются термина «толерантность»)
- Сколько интересного вы рассказали, спасибо.
2. Обсуждение правил работы в группе
- Для успешной работы на занятии нам с вами необходимо соблюдать некоторые правила.
Я сейчас вам о них расскажу (список правил крупными буквами на ярких листках помещен на доску).
- Правило одного микрофона. Одновременно говорит только один человек. Не перебиваем, внимательно друг друга слушаем.
- «Здесь и теперь». На занятии обсуждается только то, что происходит в группе в каждый конкретный момент; не вспоминаем того, что было когда-то давно и не заглядываем далеко в будущее.
- Правило я-высказывания. Свою точку зрения излагаем от первого лица: «я считаю, я думаю, я чувствую…». Не следует говорить за всю группу.
- Правило личной активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Недостаточно посмотреть, как это делают другие. Важно сделать самому.
- Правило конфиденциальности. Любые обсуждения людей и событий в группе не выносятся за пределы группы.
- Правило доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам уважительно и доброжелательно, критика излагается в корректной форме.
Всем понятны наши правила?
Прекрасно. Тогда приступаем к работе.
3. Введение в тему занятия
- Слышали ли вы такие выражения «Одним миром мазаны», «Чесать под одну гребенку», «Одного поля ягоды». Как вы думаете, что они означают? (большинство учеников отвечали: оценивать всех людей одинаково)
- Хорошо. Я вас выслушала и теперь, для более полного понимания смысла этих выражений, предлагаю вам выполнить небольшое, но очень интересное упражнение-опыт.
Упражнение «Под одну гребенку»
Необходимые материалы: 6-8 изображений людей, подходящих внешне под какой-либо стереотип (например, блондинка, пожилой человек, человек иной религиозной конфессии), но их биографические данные разрушают стереотип; коробка; карточки с прилагательными, которые описывают состояние, характер людей (приложение 1).
Изображения я нахожу по-разному: часть беру фотографии публичных людей, но заранее уверена, что мои дети не слышали об этом человеке (н-р 90-летний норвежский миллиардер и филантроп Олав Тон); часть беру фотографии незнакомых людей, чей внешний образ подходит к любому стереопипу (н-р блондинка, знающая 6 языков, старушка, которая объездила весь мир).
Ход упражнения
Все изображения помещены на доску.
1. Ребята вслепую, по очереди выбирают, по три карточки с определениями из коробки и крепят их по своему усмотрению к изображениям. Допускается прикрепить все три карточки к одному изображению.
2. Изображения и прикрепленные к ним характеристики внимательно просматриваются учениками. При этом не надо обсуждать, кто прикреплял какие карточки и куда.
3. Далее обсуждаются следующие вопросы:
- Есть ли фотографии, только с негативными или только позитивными характеристиками?(как правило они есть)
- С чем может быть связан такой подбор? (частые ответы детей: с внешним видом, с выражением лица)
- Действительно ли прикрепленные характеристики отражают то, что изображено на фотографии? (когда обсуждается этот вопрос зачастую дети уже более вдумчиво рассматривают фотографии и находят в облике показанных людей новые нюансы, их первоначальные мнения меняются).
- Есть ли возможность подобрать позитивные определения для тех изображений, к которым прикреплены одни негативные характеристики? (Да, дети с интересом продолжают изучать изображенных людей).
- Есть ли изображения без характеристик? Почему? (В моей работе еще не было такого случая).
- Попробуйте поставить себя на место людей с негативными характеристиками? Согласились бы вы с такими подписями? (После ответов учащихся психолог раскрывает личности людей, изображенных на фотографиях).
Примечание. При раскрытии личностей все ученики, участвующие в занятии, испытывают подлинное удивление, которое часто выражается в искренних возгласах и сопровождается мини-дискуссией о том, как легко ошибиться в человеке.
- Вот сейчас мы познакомились с тем, как действует это выражение «Чесать под одну гребенку». Я вижу перед собой разных ребят, но какие похожие характеристики вы дали этим людям.
В науке это явление называется СТЕРЕОТИП.
4. Работа с темой занятия
Для того чтобы лучше понимать суть данного термина, давайте обратимся к его лексическому значению.
А где мы можем посмотреть толкование этого слова? (ответы учащихся: в толковом словаре) Правильно. Молодцы.
Упражнение «Сравни определения»
Необходимые материалы: карточки с 2-3 определениями термина «стереотип», взятыми из различных словарей (приложение 2).
Карточки крепятся к доске.
- Перед вами статьи из разных словарей. Прочитайте внимательно данные определения и давайте вместе с вами их обсудим.
- Как вы думаете, в чем сходство и отличия этих определений?
- Какое вам более понятно? (Как правило дети считают более понятным определение из Толкового словаря Ефремовой).
- Теперь своими словами попробуйте сформулировать так что же такое, по-вашему, «стереотип»? (ответы детей - образец, которому не нужно доверять, оценка человека по внешнему виду, не думаем, а говорим, скорее всего будет неправда)
Сейчас, когда вы слышите «стереотип», какие слова-ассоциации, приходят вам на ум? (ответы – мнение других, неправда, агрессия, вред людям, ограничивают дружбу).
А с какими стереотипами вы возможно сталкивались или слышали? (женщина за рулем опасно, все подростки агрессивные).
- Вы правы - людей можно рассматривать обладающими разными положительными, нейтральными и отрицательными характеристиками. Навешивая ярлыки на других людей, мы теряем ясное видение самих себя и мира, принимаем ошибочные решения. Использование стереотипов - это нежелание думать и размышлять. Штампы и ярлыки играют роль питательной среды для возникновения предрассудков, разжигают межнациональные конфликты.
5. Рефлексия
- Ребята. Наше занятие подошло к концу. Мне с вами очень интересно и комфортно работалось. Понравилось ли вам занятие? Что понравилось больше всего? Какую идею, мысль вы унесете с собой после нашего занятия? (наиболее распространенные ответы учеников можно сформулировать так – чтобы составить полное мнение о человеке нужно его получше узнать и доверять только своему мнению; оценивать человека нужно по поступкам, а не по национальности, внешности, полу или религии)
- Смотрите - перед вами лежит смайлик, но он непростой. На нем совсем нет эмоций. Нарисуйте на этом смайлике свое настроение в данный момент и наклейте его на доску.
- Я замечаю, что вы выходите с позитивными чувствами. Надеюсь, этот опыт научил вас распознавать стереотипы в себе и других, понимать их причины и вред, который они приносят обществу и каждому из нас.
Спасибо за участие!
Литература
- Анн Л.Ф.Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер. 2007. 271с.
- Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Уч. пособ. М.: Флинта. 2017. 120 с.
- Ефимкина И.Н. Возрастные особенности толерантности и этнических стереотипов подростков. https://elibrary.ru/item.asp?id=18029217.
- Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М.: Астрель. 2006. 976 с.
- Кравцов О.Г. Роль толерантности в личностном развитии ребенка. Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. №7. 2009. С. 189-199.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. –– СПб.: Прайм-Еврознак. 2004. 672 с.
- Немов Р. Словарь основных психологических понятий. М.: Владос. 2007. 560 с.
- Психологическое сопровождение поликультурного образования: Монография// Н.В.Ткаченко. Москва. МПГУ. 2016. 78 с.
- Тудупова Т.Ц. Этнические стереотипы современных подростков и их нивелирование средствами тренинговых занятий. Вестник бурятского государственного университета. №5. 2015. С: 34-42.