Цель урока: Формирование личности ребенка с гуманистическим мировоззрением, с развитыми творческими способностями, человека, которому присуще культурное речевое поведение, уважение к людям, который способен грамотно высказать собственное отношение к окружающему миру, воспитание любви к родному языку.
Основные задачи урока
Обучающие: научить:
- знанию живописных, изобразительных возможностей звуков и слов русской речи, умению и навыкам их использования;
- определять признаки качественного текста;
- что доказательствами часто выступают различные описания;
- что такое описательность в текстах разных стилей;
- составлять сложные описания объектов, явлений, ситуаций в состоянии статики и в динамике;
- что мир вокруг непрерывно изменяется, и уметь это показать в тексте-описании;
- владеть изобразительными средствами: эпитетом, сравнением, олицетворением и метафорой.
Развивающие:
- помочь ребенку развить в себе эмоциональную отзывчивость – основу культуры чувств;
- развить, ощутить в себе способность понимать искусство, поэзию, художественную прозу;
- развить способность к творчеству, желание создать свой текст, свой образ; желание и возможность внести творческое начало в любое дело; повысить уровень креативности;
- развить фантазию и воображение.
Воспитательные:
- воспитать потребность в чувстве прекрасного;
- сформировать у ребят определенное представление о ценностях нашего мира;
- реально воздействовать на практическую сторону жизни учеников, на формирование их жизненных целей;
- расширить круг знаний ребят в области этики, эстетики, логики, психологии восприятия и сделать эти знания частью повседневного поведения;
- воспитать человека с высокой степенью речевой культуры.
Таким образом, в ходе занятия формируются все текстовые умения, предусмотренные методикой:
1. Умение понять тему, вдуматься в неё, осмыслить её границы; умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения в соответствии с типом текста.
2. Умение подбирать материал, который непосредственно относится к теме сочинения.
3. Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, то есть правильно выражать свои мысли в соответствии с типом планируемого текста.
4. Умение писать сочинение, составлять письменный текст заданного типа, то есть подводить итог всей подготовительной работы.
5. Умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст.
Ход урока
Учитель: Наша тема: творческая работа «Смотрю внимательно».
Начнем с игры – она в стихотворении английского поэта Уолтера де ла Мэра «Стрекоза»:
«Нам представляется большим
Всё малое порой,
Так иногда нам кажется
Горошина – горой.Огромным садом кажется
Букетик скромных роз,
Дремучим лесом кажется
Копна густых волос.По ручейку листок плывет,
Мы смотрим – пароход.
Летает в небе стрекоза –
Мы видим самолет.Горчица кажется огнем,
Оса – волчицей злой.
А крошка соли так бела,
Что кажется овцой».
Учитель: Почитаем вместе вслух. Интересно?
А теперь прочитаем еще раз – ярче, выразительнее – и одновременно запомним образы из текста при помощи мнемонического приема «9 клеток».
Кто так играл в детстве? Возникали ли у вас ситуации, когда вы на что-то смотрели долго и внимательно, при этом многое видели и даже немного фантазировали?
Расскажите о своих впечатлениях.
Обучающиеся: Короткие рассказы, впечатления (в рассказах детей упоминается иней, ракушки, камешки, мыльные пузыри, снег под фонарем, лист старой бумаги сквозь лупу).
Учитель: Вернемся к стихотворению. Чем же оно необычно?
Обучающиеся: Его тема – о том, что мы можем фантазировать, воображать. А основная мысль такая: когда что-то маленькое представляется нам большим другим объектом, нам это интересно, это нравится и увлекает.
Учитель: Да, связано такое необычное восприятие предметов может быть с нашим воображением и с тем, что человек может посмотреть на мир глазами, например, муравья. Когда это происходит? Возможно, тогда, когда мы на что-то смотрим внимательно.
Вот еще два рассказа. Давайте почитаем вслух, по очереди. С.Георгиев, «Ежик-непоседа»:
Обучающиеся: «Спозаранку Ежик отправился путешествовать по свету. Уже через пятнадцать шажков он увидел заросли костяники.
На широком зеленом листе прилепились четыре крупные прозрачные капли росы.
Ежик подошел к листику совсем близко и сразу же отразился в каждой из четырех капель. Стало похоже, будто на резном листе расположилось дружное ежиное семейство.
– Привет вам, маленькие ежики! – радостно воскликнул путешественник. – Вот это начало! Сколько же необычного и чудесного у меня впереди!»
Учитель: А.Усачев, «Сбежавший рассказ».
Обучающиеся: «Сидел я за столом и думал, о чем бы мне написать рассказ. И вдруг ко мне на подоконник вспрыгнула кошка.
– Ага! – обрадовался я. – Сочиню-ка я рассказ про эту кошку!
Стал я разглядывать ее с разных сторон. Кошка как кошка: серая, пушистая, лапы, уши, хвост – в общем, ничего особенного.
И вдруг я заметил, какие у кошки удивительные глаза – круглые, желтые, как Луна. Точнее, как две Луны.
Пригляделся я к одной и увидел на ней разные темные крапинки – прямо настоящие лунные кратеры. А между ними лунная пустыня простирается...
Посмотрел я еще внимательнее и вижу – в центре Луны, там, где у обычных кошек зрачок, ракета стоит. Большая такая, блестящая, из неизвестного сплава...
«Вот это да!» ‒ думаю. Надел я очки, смотрю: неподалеку от ракеты какие-то совсем маленькие точки шевелятся... Присмотрелся – а это самые настоящие марсиане, идут к ракете и в щупальцах несут что-то...
– Эй, марсиане! – закричал я им. – Вы что там делаете?
А кошка испугалась и выпрыгнула на улицу.
Я прождал ее у окна до самого вечера, но она больше не вернулась. Так что я не знаю, чем закончилась эта история с марсианами. Но если вы случайно встретите на улице кошку, обыкновенную серую кошку, посмотрите в правый глаз. Может быть, вам удастся узнать, что они все-таки там делали?»
Учитель: Тема нашего урока «Творческая работа «Смотрю внимательно». Внимание – помощник нашей речи, как и воображение с фантазией.
А что еще помогает нам создавать красивые тексты?
Обучающиеся: Наша память, мышление и чувство.
Наши знания о том, как строится красивый, правильный текст.
Учитель: Конечно. О построении текста поговорим позднее, а о внимании – сейчас. Оно – главный герой нашего урока. Давайте запишем некоторые слова и попробуем дать им объяснение.
Обучающиеся: Внимание – внимать (слушать внимательно, вникать) – понимать;
внять – понять (проникнуть в суть события, явления).
Внимать – воспринимать (когда работают все органы чувств и ум, мышление) ‒ воспринять (принять существование события, явления, может, даже полюбить его).
Учитель: Вот какое глубокое слово «внимание». И оно может нас научить видеть окружающее, находить в нем красоту, добрые чувства, новые смыслы и ценности. Оно приближает нас к миру и раскрывает перед нами мир.
Я хочу прочитать вам отрывок из воспоминаний о своей бабушке Ольги Ивановой.
Источник: Составители Людмила Улицкая, Дмитрий Быков. О бабушках и дедушках. Ольга Иванова. Наследство бабушки Ани. Издательство АСТ. Москва. 2018 год.
«В первом классе я научилась самостоятельно добираться из Кунцево до Рогожской заставы — автобус, метро, автобус. Каждые субботу и воскресенье я приезжала к бабушке и мы вели разговоры — это было единственное, что я и бабушка могли тогда делать вместе. Видимо, из-за ограниченных впечатлений у бабушки обострилось внимание к мелочам, а ее память стала удерживать многочисленные детали и факты, увиденные в окно и услышанные по радио. Ее неспешные и долгие рассказы о новостях прошедшей недели рисовали в моем воображении замысловатые картины и даже создавали целые фильмы!
Когда ее «новости» заканчивались, она просила меня рассказать о том, что произошло за неделю в моей жизни. Сначала мне хотелось быстренько перечислить все события тогда еще шестидневной школьной недели, но бабушка требовала от меня деталей — красок, интонаций, эмоций и действий, описания моих чувств и чувств моих друзей, соседей по коммунальной квартире, и всех людей, кто встретился на моем пути. Я быстро поняла, что надо внимательнее смотреть и слушать, запоминать как можно больше деталей и нюансов, чтобы потом как можно более красочно передать все это бабушке».
Учитель: Чему же научила бабушка свою внучку?
Обучающиеся: Видеть красоту и разнообразие окружающего мира в простых, обычных вещах, в обыкновенном течении жизни.
Научила желанию рассказать о мире как можно ярче, интереснее, подробнее.
Внучка любила свою бабушку, и эта любовь научила ее быть внимательнее.
Учитель: Да, это так. И эта внимательность очень помогла ей потом в жизни. Она пробудила любознательность, и это наполнило смыслом не только школьные годы, но и всю жизнь.
А теперь давайте вернемся к теме нашей работы и поговорим о первой слове – «смотрю...»
Обучающиеся: У человека есть пять органов чувств, при помощи которых он воспринимает все вокруг: смотрит, слышит, ощущает вкусы, запахи и осязает кожей.
Учитель: Правильно. Но мы не просто смотрим, мы еще и чувствуем что-то при этом. Причем каждый – по-своему. Думаем что-то, глядя на одну и ту же картину, причем каждый – свое.
Почему?
Обучающиеся: Потому что каждый из нас – особый человек, единственный.
- У каждого из нас свои впечатления.
- У каждого из нас свой опыт.
- У каждого из нас свое отношение.
- У каждого своя внимательность.
Учитель: Очень хорошо. А теперь я познакомлю вас еще с одним героем. Это главный герой романа Гузель Яхиной «Дети мои» школьный учитель Якоб Бах. В этом отрывке автор рассказывает о том, что Бах очень любит прогулки по окрестностям. Он называет их визитами. Что означает слово «визит»?
Обучающиеся: Прийти с визитом – значит прийти в гости, проведать кого-то.
Учитель: Да. Бах ходит в гости к природе вокруг его городка. А теперь закройте глаза и попробуйте представить все, о чем я буду читать, как можно ярче, как будто это вы идете рядом с Якобом Бахом. Мы будем развивать свое воображение.
Источник: Гузель Яхина. Дети мои. Редакция Елены Шубиной. Издательство АСТ. Москва. 2018 год.
«...наступало самое напряженное время дня: час визитов.
Тщательно причесавшись и повторно умывшись, Бах спускался с крыльца шульгауза и оказывался на центральной площади Гнаденталя, у подножия величественной кирхи серого камня, с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Выбирал себе направление — по четным дням в сторону Волги, по нечетным от нее — и торопливым шагом направлялся по главной улице широкой и прямой, как раскатанный отрез доброго сукна. Мимо аккуратных деревянных домиков с высокими крыльцами и нарядными наличниками (что-что, а ужналичники у гнадентальцев всегда глядели свежо и весело — небесно-синим, ягодно-красным и кукурузно-желтым). Мимо струганых заборов с просторными воротами (для телег и саней) и низехонькими дверцами (для людей). Мимо перевернутых в ожидании паводка лодок. Мимо женщин с коромыслами у колодца. Мимо привязанных у керосиновой лавки верблюдов. Мимо рыночной площади с тремя могучими карагачами посередине. Бах шел так быстро, так громко хрустел валенками по снегу или хлюпал башмаками по весенней грязи, что можно было подумать, у него имеется с десяток безотлагательных дел, и каждое непременно следует уладить сегодня. Так оно и было.
Сначала — подняться на Верблюжий горб и окинуть взглядом простиравшуюся за горизонт Волгу: каковы нынче цвет волны и ее прозрачность? Нет ли над водой тумана? Много ли кружит чаек? Бьет ли рыба хвостом на глубине или ближе к берегу? Это если дело было в теплое время года. А если в холодное: какова толщина снежного покрова на реке — не подтаял ли где, открывая солнцу блескучий лед?
Затем — пройти суходолом, перебраться через Картофельный мост и оказаться у не замерзающего даже в лютые морозы Солдатского ручья, глотнуть из него: не изменился ли вкус воды? Заглянуть в Свиные дыры, где добывали глину для знаменитых гнадентальских кирпичей.
<...>
Если во время визитов Бах замечал какой-то непорядок — порушенные бураном вешки на санном пути или покосившуюся опору моста, — тотчас начинал страдать этим знанием. Необычайная внимательность делала жизнь Баха мучительной, ибо волновало его любое искажение привычного мира: насколько равнодушна к ученикам была его душа на школьных уроках, настолько страстна и горяча становилась к предметам и деталям окружающего пространства в часы прогулок. Бах никому не говорил о своих наблюдениях, но каждый день с беспокойством ждал, когда ошибка исправится и мир придет в исходное — правильное — состояние. После успокаивался.
<...>
После визитов (порой к закату, а иногда уже в густых сумерках), усталый и преисполненный удовлетворения, брел домой. Ноги часто бывали мокры, обветренные щеки горели, а сердце билось радостью: он заслужил ежедневную награду за труды — час вечернего чтения».
Учитель: Расскажите о ваших впечатлениях от героя.
Обучающиеся: Он – очень интересный человек. Очень любит природу и понимает ее.
Он не просто внимателен, он живет своим вниманием, оно в нем главное.
Главная его радость и смысл жизни – в погружении в природу.
Он очень одинокий человек, но при этом его нельзя назвать несчастным.
Когда человек внимателен к окружающему, он умеет наблюдать, и ему открывается многое.
Он много знает, может быть, не только о природе.
Учитель: Очень интересные ответы. Получилось мысленно в воображении пройтись вместе с героем?
Обучающиеся: Получилось. Это было очень красивое путешествие.
Мы не только смотрели, но и чувствовали прохладу, свежий ветер, холодную воду, мокрую траву.
Учитель: Люди творческие: писатели, художники – обладают особым вниманием.
Есть замечательный русский художник Валентин Сидоров. Он долго жил в деревне Коровино Тверской области. Давайте посмотрим на его картины, посвященные реке в разные времена года.
Презентация картин В.Сидорова:
- «Подол. Осеннее утро»,
- «Река стынет»,
- «Ясный день осени»,
- «Ранее утро. Утки летят»,
- «Осень. Рыжая кобыла»,
- «Не дай бог все забыть».
Учитель: Расскажите о ваших впечатлениях.
Обучающиеся: Река видна издали и немного сверху, поэтому картины как бы просторные.
Река в разное время разная: осенью всё яркое – и вода ярко-синяя, зимой всё застывшее, тусклое – и река такая же.
Художник чувствовал состояние природы, чувствовал, как изменяется река.
Ему не было скучно жить в деревне, всё вокруг изменялось, и ему было интересно за этим наблюдать и писать об этом картины.
Учитель: Мне хочется прочитать вам не очень простое стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого. Мы не будем его объяснять, мы попробуем его прочувствовать. Лирический герой этого стихотворения смотрел очень внимательно:
Н.Заболоцкий
Всё, что было в душеВсё, что было в душе, всё как будто опять потерялось,
И лежал я в траве, и печалью и скукой томим,
И прекрасное тело цветка надо мной поднималось,
И кузнечик, как маленький сторож, стоял перед ним.И тогда я открыл свою книгу в большом переплёте,
Где на первой странице растения виден чертёж.
И черна и мертва, протянулась от книги к природе
То ли правда цветка, то ли в нём заключённая ложь.И цветок с удивленьем смотрел на своё отраженье
И как будто пытался чужую премудрость понять.
Трепетало в листах непривычное мысли движенье,
То усилие воли, которое не передать.И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно проснулась,
И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книге моей шевельнулось
Так, что сердце моё шевельнулось навстречу ему.
Учитель: У вас, судя по тому, что вы рассказывали, были очень интересные жизненные впечатления на тему «Смотрю внимательно». А теперь попробуем их записать. Какой у нас будет тип текста? Какой стиль мы будем использовать?
Обучающиеся: Тип нашего текста – описание.
Главное в нем: общее, детали, свое отношение.
Стиль – художественный. Главное – создать свой образ.
Нам помогут в этом изобразительные средства – определения – эпитеты и сравнения.
Учитель: Вспомним рассказы А.Усачева и С.Георгиева.
Во-первых, надо указать время (например, спозаранку), место (за столом) и назвать того, от чьего имени и, соответственно, с чьей позиции будет идти разговор. Обычно это «Я». Вы себя делаете героем своего рассказа. Хотя это может быть кто угодно, даже кот на подоконнике или сорока на ветке, например.
Во-вторых, ежик сначала увидел кусты, а потом только листик с четырьмя росинками. От общего – переход к единичному, к объекту, к одной детали. Андрей Усачев сначала нам рассказывает про кошку целиком, а потом – про глаза, а потом про левый глаз и так далее.
И очень важны детали: четыре маленьких ежика в росинках, вертикальный зрачок кошки, как ракета. Эти детали авторы как бы видят, а ведь можно и слышать, и чувствовать. Вспомним, что восприятие и картины в целом – общего плана, и деталей – связано с работой наших органов чувств.
И, в-третьих, мы ведь о чем-то думаем, разглядывая наши объекты, у нас появляются какие-то чувства. Об этом тоже надо обязательно сказать.
Запись в тетради:
План текста-описания:
I. Вступление. Место, время, герой.
II. Основная часть. Планы (общий, дальний, ближний). Детали (от органов чувств). От общего → к единичному.
III. Заключение. Мои (героя) чувства и мысли.
Учитель: А теперь вместе давайте повторим самое главное: Я точно знаю,
Oбучающиеся: что замечательный текст получится только тогда, когда я буду любить, уважать, ценить то, о чем пишу или рассказываю. Только тогда я буду внимателен, наблюдателен и МНОГОЕ увижу, услышу и почувствую. Во мне живет ДОБРЫЙ взгляд на все: на грозу и на море, на старое и на новое, на страшного волка и трогательного птенчика.
IV. Написание творческой работы на тему «Смотрю внимательно»
V. Заключительный этап.
Самостоятельная проверка.
Проверяем три раза:
I раз – соблюдение формы текста и содержание, обращаем внимание на красные строки в начале каждой части.
II раз – пунктуация.
III раз – орфография (от последнего слова к первому).
Сдача рабочих тетрадей.
Учитель: Ребята, поднимите, пожалуйста, руки те, кому было интересно создавать свой текст.
Большое спасибо.
Кому свой текст понравился?
Я очень рада.
Домашнее задание:
Учитель: Скажите, ребята, если подойти к окну и начать называть все объекты, которые мы видим за окном, да еще и с определениями, например, асфальтированная дорожка, черемуха без листьев с коричневым мокрым стволом, темно-желтый двухэтажный дом, круглое окошко на втором этаже и так далее, то наше внимание будет развиваться?
Обучающиеся: Конечно.
Учитель: Это упражнение и будет вашим домашним заданием. Из окна в комнате, из окна на кухне, из окна школьного коридора, из окна в гостях у бабушки, из других окон многое можно увидеть.
До встречи.