Тип урока: урок открытия нового знания.
Используемые технологии: здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, информационно-коммуникативные, развития исследовательских навыков, деятельностного подхода в обучении.
Цели: сформировать представление о животном мире России.
Формируемые УУД: предметные: объяснять значение понятий: природная зона, заповедник, заказник; называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы; доказывать, что все компоненты природной зоны связаны между собой; метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества; планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом; работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; проводить исследования и давать описания; личностные: формирование познавательного интереса.
Оборудование: презентация, видеоматериалы, таблицы «Животный мир России».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
На доске: «Животный мир России разнообразен?»
Что мы можем сказать о животном мире России? (животный мир страны разнообразен, т.к. большая площадь территории, различные природные условия, различные типы растительности; различные природные условия в разных уголках нашей страны, поэтому каждый вид приспособился к определённым условиям существования).
Распространение животных зависит от:
- климатических условий,
- растительности,
- почв.
Все эти компоненты природы между собой взаимосвязаны.
Изменение климатических условий на определённой территории определяет смену растительности и почв, а с изменением растительности видоизменяются и животный мир и почвы.
Групповая работа «Животный мир России».
Какие животные для каждой природной зоны мы узнаем на нашем уроке.
3. Работа по теме урока
Заполнение таблицы.
Климатический пояс | Природная зона |
Животный мир |
Работа в группах.
1 группа «Животный мир арктических пустынь»
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику животного мира арктических пустынь, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия Арктики.
- Объясните, как влияет покровное оледенение на рельеф, растительность на животный мир арктических островов.
- Объясните, почему большинство наземных животных Арктики имеют белую окраску, густой мех и оперение?
2 группа «Животный мир тундры, лесотундры»
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику животного мира тундры и лесотундры, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия тундры, лесотундры. Объясните температурные различия в январе между западными и восточными районами в тундре Архангельской области.
- В чем своеобразие животного мира тундры, лесотундры?
- Почему животный мир тундры летом значительно разнообразнее и богаче, чем зимой?
3 группа «Животный мир лесов»
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику животного мира лесов, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия тайги.
- В чем своеобразие животного мира тайги?
- Какие экологические условия благоприятные и неблагоприятые для животных формируются в тайге?
- Какое значение имеют животные лесов для человека?
4 группа «Животный мир степей»
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику животного мира степей, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия степи.
- В чем своеобразие животного мира степи?
- Какие благоприятные и неблагоприятные экологические условия для животных формируются в степи?
- Какое значение имеют животные степей для человека?
5 группа «Животный мир пустыни»
Используя текстовый материал, карты атласа составьте характеристику животного мира пустынь, заполнив столбцы таблицы.
- Охарактеризуйте природные условия пустыни.
- В чем своеобразие животного мира пустыни?
- Какие экологические условия благоприятные и неблагоприятые для животных формируются в пустыни?
- Какое значение имеют животные пустыни для человека?
6 группа «Охрана природы Архангельской области»
Используя текстовый материал, карты атласа расскажите о Пинежском заповеднике, Кенозерском национальном парке, заказниках области.
4. Первичная проверка знаний (выступление групп, заполнение таблицы на доске)
«Охрана природы Архангельской области» (видеоматериал, презентация)
5. Закрепление изученного материала
Задание. Определите по описанию животного мира, о какой природной зоне идёт речь.
Задание. В чем отличие заповедника от заказника?
6. Рефлексия учебной деятельности
- Я понял тему урока
- Как я оцениваю свою деятельность на уроке
- У меня были проблемы на уроке
7. Домашнее задание
Сообщение о «Редкие и исчезающие животные Архангельской области».