В современном школьном образовании уделяется большое внимание по совершенствованию форм, методов, технологий и средств обучения.
Хочу поделиться опытом своей работы групповым методом на уроках географии. Пробудить у всех обучающихся интерес к работе и активность - цель групповой работы на уроке. Она эффективна потому, что в работу включаются все категории обучающихся.
Учитывая интересы ребят и особенности их характера стал объединять в группы по четыре человека. Группы формировал с учётом успеваемости и их активности. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, активные и пассивные. Члены группы сами выбирают старшего, который возглавляет общую работу, выбирает форму выполнения заданий, а в конце работы ставит оценки каждому в соответствии с его участием в общей работе. Задания предлагаю или одинаковые для всех групп или дифференцированные для каждой группы (карточки).
Приведу пример проведения групповой работы в 5 классе по теме «Литосфера». На уроке ребята пишут и запоминают конспект по теме «Движения земной коры. Вулканы». Затем они находят по карте пять вулканов.
В начале следующего урока ребята пытаются воспроизвести конспект. Каждая группа, проговаривая вполголоса весь конспект, вспоминает последовательность записей и сообща восстанавливает в памяти рисунки. В заключении старший по группе ставит оценки каждому в зависимости от его участия в восстановлении конспекта. Моя же роль сводится к наблюдению за работой групп.
Во второй части урока провожу конференцию. Каждый ряд выдвигает своих «знатоков». Опережающее задание: используя различные источники информации, а также Интернет, составить интересный рассказ по теме урока. Начинается соревнование между «знатоками» - представителями каждого ряда. В конце урока вместе подводим итог, я отмечаю лучших учеников и ставлю в журнал оценки за наиболее интересные рассказы.
Работу группами хорошо применять и при изучении карты. В 5 классе при прохождении «Рельеф Земли. Горы» на уроке ребята составляют конспект и запоминают его. Потом они находят на карте горы, упоминаемые в тексте параграфа, которые надо запомнить и уметь показывать.
Первая часть следующего урока отводится групповому восстановлению конспекта, а вторая часть - работе с контурными картами. Каждая группа получает контурную карту полушарий. На доске в столбик под определёнными порядковыми номерами я записываю все вулканы и горы, которые мы изучали раньше. Даю задание: учащимся всех групп найти в атласах и приложениях данные объекты и на контурной карте простым карандашом поставить соответствующий номер в том месте, где находится данный объект. В контурную карту ребята вкладывают листок с фамилиями работавших с этой картой т оценками их труда, выставленными старшим по данной группе.
В начале следующего урока я для разминки опять раздаю всем группам их контурные карты и даю новое задание: по порядковым номерам в контурных картах восстановить, какие горы и вулканы «прячутся» за этими цифрами. Работают ребята без атласов. Те ученики, которые ещё нетвёрдо знают карту, получают задание поработать с ней ещё раз. К доске вызываю только желающих, остальные следят за их ответами по карте и запоминают.
Опыт групповой работы позволил сделать следующие выводы:
- На уроке работают все учащиеся.
- Все важные вопросы проговариваются каждым учеником группы.
- У слабых учеников развивается интерес к предмету и активность, они стараются не подводить свою группу.
- У ребят развивается чувство коллективизма. Ученики каждой группы вместе думают над вопросами, стараются дать правильный ответ.
- Все ученики получают оценки. Оценка каждого зависит от работы в целом.
- Отсутствует проблема дисциплины: в классе стоит деловой шумок, учащиеся работают без особого напряжения, поэтому не устают, а урок проходит незаметно и быстро.
- Учитель во время такой работы является лишь консультантом и советчиком.