Урок русского языка в 5-м классе на тему «Здравствуй, предложение!»

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык, предложение


Цели урока:

  • Развитие у учащихся общеучебных умений:
    • определять и делить понятия;
    • обобщать и ограничивать понятия;
    • сравнивать понятия, выделяя общее, единичное;
    • формулировать проблемные вопросы.
  • Применение опорных понятий: предложение, простое и сложное предложение, члены предложения, однородные члены предложения.
  • Развитие у учащихся специальных умений:
    • различать простые и сложные предложения; осложненные и неосложненные предложения.
    • определять виды простого предложения; члены предложения.

План урока

1. Организационный момент

Для работы на уроке учащиеся разбиваются на 3 групп. На столе у каждой группы лежит карточка, в которую арбитр группы заносит набранные баллы каждого участника группы.

Ф.И.

вопрос-понятия

вопрос-суждения

лото

обоб-
щение

лишнее понятие

возражения

дополнения

схемы

другое

Всего

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За работой всех групп следит взрослый арбитр, который в конце урока подводит итоги работы групп.

Запись на доске

Заявка на оценку:
Гении – 62–58 баллов
Таланты 57–53 баллов
«5» - 52–39 балла
«4» - 38-30 баллов
«3» - 29-16 баллов
Обоснование ответа – 2 балла.
Дополнение, возражение – 1 балл.
Вопрос- понятие – 1б
Ответ на вопрос-понятие – 1б
Вопрос- суждение – 1б
Ответ на вопрос-суждение – 2б
Выступление за группу – 1 б

  1. сложное предложение.
  2. дополнение.
  3. распространенное предложение
  4. однородные члены предложения
  5. обстоятельство
  6. обращение
  7. сказуемое
  8. вопросительное предложение.

 

Оборудование урока:

2. Работа над темой урока

Деятельность учителя

Цена ответа

Ответы учащихся

1. Вступительное слово учителя
- Ребята, почему я таким образом сформулировала тему урока? К кому мы обращаемся с приветствием «Здравствуй»?
  К самым близким знакомым, друзьям, тем, с кем мы хотим общаться.
Что называется предложением?
     

Сформулируйте вопрос-понятие к теме урока.

Ответьте на данный вопрос.

Сегодня на уроке мы с вами побываем в гостях у предложения, еще ближе познакомимся с ним, чтобы оно на всю жизнь стало вам самым близким другом и чтобы на каждом уроке вы могли говорить ему «Здравствуй!!!» как самому доброму знакомому.

 

Предложение – основная единица языка, имеющая грамматическую основу и служащая для передачи мысли или чувства.

2. Понятийное лото.
Учитель диктует определение понятий, дети, отыскав соответствующий номер понятия на доске, закрывают его на лото:
   
1. Предложение, в котором говорящий спрашивает о чем-либо и в конце которого ставится вопросительный знак.
Вопросительное предложение
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей и служащий для распространения простого предложения.
Дополнение
3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета и входящий в состав грамматической основы.
Сказуемое
4. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения.
Однородные члены предложения
5. Простое предложение, которое имеет в своем составе грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
Распространенное предложение
6. Основная единица языка, которая имеет две или несколько грамматических основ и служит для передачи речи.
Сложное предложение

Проверяют по ключу

Итого: 8б

Ключ:
2 7 8 6
5 3 4 1

3. Обобщите понятия:    
дополнение, определение
Второстепенные члены предложения
обстоятельство, сказуемое
Члены предложения
распространенное предложение,
нераспространенное предложение
Простое предложение
союзное сложное предложение,
бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение
подлежащее, сказуемое.
Главные члены предложения
6. простое предложение,
Сложное предложение
предложение

(Каждая группа после обсуждения обосновывает ответ в строчке, соответствующей номеру группы)

Итого:

 

4. «Третий лишний»:    
дополнение, определение, сказуемое
1–2 б
Сказуемое, т.к. определение и дополнение являются второстепенными членами предложения, а сказуемое главным.
подлежащее, обстоятельство, сказуемое
1–2 б
Обстоятельство, т.к. сказуемое и подлежащее являются главными членами предложения, а обстоятельство второстепенным.
союзное сложное предложение, бессоюзное сложное предложение, сложное предложение
1–2 б
Сложное предложение, т.к. данное понятие является родовым по отношению к двум остальным.
повествовательное предложение, вопросительное предложение, восклицательное предложение
1–2 б
Восклицательное предложение, т.к. «повествовательное» и «вопросительное» являются характеристиками предложения по цели высказывания, а «восклицательное» по интонационной окраске.
распространенное простое предложение, нераспространенное простое предложение,
повествовательное простое предложение.
1–2 б
Повествовательное простое предложение, т.к. «распространенное простое предложение» и «нераспространенное простое предложение» являются характеристиками простого предложения по наличию второстепенных членов предложения, а «повествовательное простое предложение» - характеристикой по цели высказывания.
осложненное простое предложение,
бессоюзное предложение
неосложенное простое предложение.
1 б
Бессоюзное предложение, т.к. это характеристика сложного предложения , а осложненным или неосложненным может быть только простое предложение.

 

 

Итого: 6-12 б (в зависимости от того, дано или нет обоснование ответа)

 

5. Дополни логическую схему
(учащиеся вписывают пропущенные понятия логической схемы сначала у себя на карточке, затем обсуждают полученную схему в группе, затем защищают свою работу у доски)

11 баллов
(1 балл за каждое понятие)

 

5. Физкультминутка «Осень»

 

 

6.«В гостях у предложений»
(1)Все лето лист...я подставляли со...нцу свои ладошки и щеч...ки, спинки и ж...вотики.
(2)И до того налились и пропитались со…нцем, что к осени сами стали как маленькие солнышки - золотыми и багряными.
(3) Налились, от…желели и потекли.
(4) Полетели иволгами по ветру. (5) Запрыгали белками по суч( )кам. (6) Понеслись куницами по земле. (7)Зашумел в лесу золотой дож…ь.
(8) Капля по листку щелкнет – сорвется лист. (9) Синицы на ветке завозятся – брызнут лист…я по сторонам. (10) Вдруг ветер налетит – закруж…тся пестрый смерч( ). (11) А если неуклюжий косач с лету вломится – хлынет сверкающий водопад.
(12) Листья шуршат, скребут, лопочут.
(13) Лист...я летят, качаются и б...гут.
(14) Шумит золотой дождь.

 

 

Текст читается учителем, на экране презентация «Осень»

 

 

1. Докажите, что перед вами текст.

1 балл

Это текст т.к. все предложения объединены общей темой «Листопад» и связаны между собой по смыслу и грамматически.

2. Дайте ему название

1 балл

«Листопад», «Золотой дождь»

3. Какие средства выразительности использовал автор, чтобы создать такой живописный текст.

1 балл за каждое средство

Эпитеты: золотой дождь, сверкающий водопад, неуклюжий косач

Метафоры: «листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики»; «брызнут листья»; «закружится пестрый смерч»;

Сравнения: как маленькие солнышки, полетели иволгами, запрыгали белками, понесвлись куницами.

Олицетворения: Листья шуршат, скребут, лопочут; листья качаются, бегут; « хлынет сверкающий водопад».

4. Вставьте пропущенные буквы и запишите текст.

2 балла

 

5.Выделите грамматические основы предложений № 1, 8, 9,10, 12 и составьте схемы данных предложений

5 баллов

 

Сформулируйте вопросы- суждения по теме «Предложение», опираясь на текст.

2 балла за каждый вопрос и ответ

Как доказать, что предложение №14 является простым предложением?
В каком случае предложение №1 будет являться простым неосложненным предложением?
Каким образом предложение №7 отличается от предложения № 8? Ит.д.

6. Выявив общее и особенное, сравните по карточке №3
1 и 7; 7 и 8 ; 11 и 12; ; 12 и 13; 13 и 14 предложения

 

7. Ответьте в виде умозаключения на вопрос-суждение: Как доказать, что предложение «ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ» является простым осложненным предложением.

3-6 б

1.Простые предложения, в состав которых входят однородные члены предложения называются осложненными.

2.В состав предложения «ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ» входят однородные сказуемые.

Предложение «ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ, КАЧАЮТСЯ И БЕГУТ» является простым осложненным предложением.

8. Покажите при помощи кругов Эйлера отношения между понятиями:

А – предложение
В – простое предложение;
С – сложное предложение;
Д – предложение №8

3 балла

А – члены предложения;
В – главные члены предложения;
С – подлежащее;
Д – слово «листья» в предложении №1

3 балла

 

 

Итого: 21б

7. Подведение итогов урока

 

Выставляются оценки в соответствии с заработанными баллами. Отмечаются самые активные учащиеся и группы.

Домашнее задание

- Составить карточку номер №2 по теме «Предложение».

- Составить текст из 5-7 предложений на тему «Снегопад». Используя разные виды предложений и средств выразительности.

- Составить 3 сравнения, опираясь на предложения своего текста.