Программа элективного курса «Лексикографический практикум». 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: программа, выбор профильного обучения


Пояснительная записка

Элективный курс «Лексикографический практикум» предназначен для учащихся 9 классов. Программа курса рассчитана на 17 часов учебного времени.
Без знания и осознанного понимания специальной лексики учащимся трудно понимать теоретический материал на различных уроках, читать научно- популярные книги и статьи.

Наблюдения за учебной деятельностью учащихся показывают, что при подборе слова-термина чаще всего они не учитывают возможность употребления этого слова в той или иной разновидности речи. Это позволяет им допускать ошибки при выборе стилей речи, проявлять стилистическую неграмотность.

Актуальность программы данного элективного курса состоит в том, что она поможет учащимся:

  • определиться в выборе дальнейшего профильного обучения (в первую очередь сориентировать на филологическое, социально-экономическое, лингвистическое, естественно-научное направления) через мотивацию собственной практико- ориентированной деятельности, направленной на конечный результат- создание терминологического словаря;
  • самоопределиться в выборе постшкольного образования;
  • адаптироваться в социуме;
  • адаптироваться в современном обществе.

Кроме этого, учащиеся получают возможность повысить уровень культуры речи, пополнить словарный запас из области терминологической лексики, развить интеллект и творческие способности, рассмотреть дефиниции слов, развить навыки организации самостоятельной словарной работы и сформировать умения находить справки о том или ином термине в различных словарях, справочниках. Разработка творческой работы, составление и презентация  «Школьного терминологического словаря» предполагают развитие у учащихся навыков ораторского искусства и коммуникативной культуры.

Новизна программы состоит в отсутствии типичной государственной программы. В базовой программе русского языка в разделах «Лексика», «Лексикология», «Лексикография» отводится недостаточное количество часов для практической работы учащихся со словарями и энциклопедиями, что не позволяет заложить достаточные практические навыки работы с данными информационными источниками, заложить основы медиаобразования.

Новизна программы заключается и в формах взаимодействия с учащимися. Они базируются на деятельностном подходе и способствуют развитию навыков работы самостоятельного составления терминологического словаря, который поможет им в любой возникшей учебной ситуации, диктующей необходимость осознанной грамотной устной и письменной речи. В программу включены основные лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья, дефиниция слова, способы толкования лексического значения слова, лексикологические пометы, этимология слова, что будет способствовать развитию общей эрудиции школьников.

Практическая работа с учащимися при сборе и распределению лингвистического материала предусматривает организацию наблюдения за терминами основных учебных дисциплин, изучаемых в средних общеобразовательных учебных заведениях: русского языка, литературы, истории, математики, физики, географии, биологии, химии, информатики, иностранного языка. В качестве терминов будут выступать как русские, так и иноязычные слова.

Кроме этого, в программе учитываются современные требования в профессиональной ориентации школьников. Так  изучение материала предусматривает:

  • ознакомление учащихся со специалистами профессиональных областей: библиотекарь, педагог, корректор типографии, работник СМИ, культурный работник, юрист, психолог, медицинский работник и др.;
  • встречи с преподавателями вузов (БрГУ, филиал ИГУ).

Программа носит предметно-ориентационный характер, а, значит, предполагает варьирование, которое может быть связано с творческими подходами учащихся при составлении и оформлении словаря: указывать ли ударение, стилистическую окраску слова, использовать ли другие грамматические формы и лексическое значение слова, его этимологию и т.д. Это зависит от специфики учебного заведения, уровня подготовки учащихся, степени их интереса к данному элективному курсу.

Методологические основы программы базируются на идеях компетентностно-ориентированного обучения и общедидактических принципах: системности, научности, доступности.

Мониторинг отслеживания программы базируется на методах психолого-педагогической диагностики (анкетирование, наблюдение, собеседование и пр.).

Цель: мотивация выбора профессионального самоопределения через формирование самостоятельного лексикографического опыта.

Задачи.

  • Научить учащихся работать с разнообразными источниками, терминологическими словарями.
  • Ознакомить с разнообразием дефиниций терминологической лексики.
  • Расширить представление об особенностях научного стиля.
  •  Развить умение в проведении этимологического анализа научных терминов.
  • Научить составлению школьного терминологического словаря.
  • Способствовать воспитанию целеустремленности и развитию творческих способностей учащихся.
  • Профессиональная ориентация школьников.

Критерии освоения программы:

  • составление и издание «Школьного терминологического словаря» и его распространение;
  • профильное самоопределение учащихся;
  • повышение учебно-познавательного интереса и мотивации.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия лексикографии;
  • виды и типы словарей, особенности их конструирования;
  • признаки научного стиля;
  • стилевое употребление терминов;
  • особенности конструирования терминологических словарей;
  • требования к оформлению словарной статьи и самого словаря;
  • профессии, связанные с терминологическими словарями.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками и терминологическими словарями;
  • группировать словарный материал;
  • сопоставлять словари и термины;
  • представлять свою творческую работу.

Система оценки достижений учащихся: рейтинговая.

Её критерии предлагается разработать учащимся коллегиально и объективно, учитывая индивидуальные возможности, способности, степень сложности работы каждого «лексикографа», его вклада в общее дело.

Особенности курса

Вопрос

Ответ

1. На каком содержательном материале и через какие формы работы реализуются задачи предпрофильной подготовки?

Через освоение понятий: толковый словарь, словарная статья, дефиниция слова, способы толкования лексического значения слова, лексикологические пометы, этимология слова, организацию наблюдений за терминами основных учебных дисциплин, работу с различными источниками и терминологическими словарями для составления школьного терминологического словаря и знакомство с профессиями.
Организация учебного процесса подразумевает использование различных форм деятельности учителя и учащихся (индивидуальных, групповых).
Изучение теоретических вопросов будет проходить через организацию лекций, конспектирований, бесед, выступлений учащихся с краткими сообщениями по собранным материалам. Практическая часть занятий предполагает самостоятельную и коллективную работу учащихся с различными словарями, сопоставительные анализы, коллоквиум, консультации, сбор и оформление собранного терминологического материала, презентация и издание «Школьного терминологического словаря».

2. Чем содержание курса качественно отличается от базового курса?

Базовый курс русского языка не отводит достаточного времени для практико-ориентированного обучения учащихся в работе со словарями и энциклопедиями. Программой  МО РФ не предусмотрена практическая работа  учащихся по составлению словаря.

3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе?

От теоретических знаний по основным понятиям лексикографии до сбора, анализа, классификации материалов для  составления терминологического словаря, его презентации и  издания.

4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам?

Материал программы сгруппирован в 4 самостоятельных раздела:
1 раздел - «Основные понятия лексикографии» (2 часа);
2 раздел - «Словари русского языка, их лексикографические принципы построения» (4 часа);
3 раздел - «Сбор, анализ, классификация материалов для составления терминологического словаря» (9 часов);
4 раздел - Презентация творческого продукта учащихся (2 часа).

5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля и повторения?

На программу элективного курса отводится 17 часов (1 час в неделю).

6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?

Словари (орфографические, орфоэпические, терминологические, толковые, энциклопедические и т.д.), словарные статьи, инструкции по работе со словарями, памятки, анкеты, ксерокопии из специальной литературы и средств массовой информации.

7. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

Практическая работа со словарями, сбор материала и его классификация, выполнение творческой работы (сбор и оформление собранного материала), презентация, издание словаря, индивидуальное консультирование.

8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?

Выполнение творческой работы и ее презентация.

9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу?

Самостоятельной работе учащихся в составе группы и индивидуально отводится большая часть времени курса.

10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?

Составление школьного терминологического словаря и его издание.
Профильное самоопределение учащихся.
Диагностирование учащихся на начало и конец изучения элективного курса с целью изучения учебно-познавательного интереса и мотивации.

11. Каким образом будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?

Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, творческой работы, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались (данные психолого-педагогической диагностики).

12. Какова форма отчетности?

Выполнение творческой работы по выбору учащихся и ее презентация. Выступление на школьной научно- практической конференции.

Учебно-методическое обеспечение: анкеты, словари (орфографические, орфоэпические, терминологические, толковые, энциклопедические и т.д.), словарные статьи, инструкции по работе со словарями, памятки, ксерокопии из специальной литературы и средств массовой информации., проблемные вопросы для самостоятельного поиска, список рекомендуемой литературы и т.д.

Структура курса

Описание содержания программы

I. Основные понятия лексикографии. (2часа)

Цель: научить отличать лексикографию от лексики и лексикологии.

  • Лексика. Лексикология. Лексикография. Основные отличия.
  • Лексикография и лексикографические термины.
  • Способы толкования слов.
  • Орфографические, грамматические, орфоэпические, лексические минимумы.

II. Словари русского языка, их лексикографические принципы построения. (4 часа)

Цель: ознакомить учащихся с основными видами словарей и особенностями их конструирования.

  •  Типы словарей.
  •  Информация о словаре в самом словаре.
  •  Словарная статья.
  •  Словарные пометы.
  •  Способы группировки словарного материала.
  •  Особенности конструирования терминонологических словарей.
  •  Сопоставительный анализ словарей.
  •  Анализ возможных лексикографических затруднений.
  •  Особенности терминологии школьных учебных дисциплин.
  •  Правила и приемы сбора информации для составления словаря.

III. Сбор, анализ, классификация материалов для составления терминологического словаря. (9 часов)

Цель: способствовать обучению школьников умению составлять словарь через работу со специальной литературой и знакомство с интересными, компетентными и заинтересованными в словарной работе людьми.

- Сбор лексического материала, отражающего профильную специфику терминов.

- Варианты толкования терминов по отдельным учебным предметам.

- Классификация собранного материала.

- Консультации с приглашёнными специалистами разных профессиональных областей по оформлению словарной статьи и самого словаря. 

IV. Презентация творческого продукта учащихся. (2 часа)

Цель: научить представлять творческую работу.

Защита творческой работы.

Учебно-тематическое планирование

Литература

Для учителя

  1. Б а р а н о в М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М., 1989.
  2. Б а р а н о в М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. – М., 1991.
  3. В и н о к у р Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М., 1980.
  4. Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., Ко н ц е в а я Л. А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
  5. П а в л о в а В. П. Обучение конспектированию: Теория и практика. – М., 1989.
  6. Р о з е н т а л ь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1987.
  7. С е р г е е в В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984.
  8. С е р г е е в В. Н. Новые значения старых слов. – М., 1987.
  9. С к в о р ц о в Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. – М., 1981.
  10. Х а н и н М. И. Риторика для детей и взрослых: Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб., 1997.
  11. Ш а н с к и й Н. М. В мире слов. – М., 1985.

Для учащихся

  1. А б р а м о в В. П. Созвездия слов. – М., 1989.
  2. А р с и р и й А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
  3. Б у д а г о в Р. А. Портреты языковедов XIX – XX вв. Из истории лингвистических учений. – М.; Л., 1988.
  4. В а р т а н ь я н Э. А. Из жизни слов. - М., 1960.
  5. В а р т а н ь я н Э. А. Путешествие в слово. – М., 1987.
  6. Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
  7. Г о л о в и н Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре речи. – М., 1988.
  8. Г р а у д и н а Л. К. Беседы о русской грамматике. – М., 1983.
  9. Ж у р а в л е в А. П., П а в л ю к Н. А. Язык и компьютер. – М., 1989.
  10. К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. – М., 1984.
  11. С к в о р ц о в Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983.
  12. С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. – М., 1993.
  13. М и л о с л а в с к и й И. Г. Зачем нужна грамматика? – М., 1988.
  14. М и х а й л о в с к а я Н. Г. Путь к русскому слову. – М., 1986.
  15. О т к у п щ и к о в Ю. Н. К истокам слова. – М., 1986.
  16. П а н о в М. В. Занимательная орфография. – М., 1984.
  17. Р о з е н т а л ь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
  18. У с п е н с к и й Л. В. Слово о словах. (Любое издание.)
  19. Ш а н с к и й Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. – М., 1996.

Словари и справочники

  1. А л е к с а н д р о в а З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1999.
  2. Б а р а н о в М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 1997.
  3. Б а р а н о в М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд.– М., 1999.
  4. Б р о к г а у з Ф. А., Е ф р о н И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М., 2002.
  5. Д а л ь В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2002.
  6. К о р о в к и н а Е. Н. и др. Словарь рифм и поэтических терминов. – М., 2004.
  7. Л а п а т у х и н М. С., С к о р л у п о в с к а я Е. В., С н е т о в а Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1998.
  8. Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 3-е изд. – М., 1998.
  9. О ж е г о в С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
  10. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы (под редакцией Р. И. А в а н е с о в а). – М., 1998.
  11. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение (под редакцией И. Л. Р е з н и ч е н к о). – М., 2004.
  12. С о л ж е н и ц ы н А. И. Словарь языкового расширения русского языка. – М., 1995.
  13. Т и х о н о в А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд. – М., 1991.
  14. У ш а к о в Д. Н., К р ю ч к о в С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся школы. – 41-е изд. – М., 1990.
  15. У ш а к о в Д. Н. Орфографический словарь. – М., 2001.
  16. Ш а н с к и й Н. М., И в а н о в В. В., Ш а н с к а я Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1971.
  17. Шанский Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М., 1997.
  18. Ш а н с к и й Н. М., З и м и н В. И., Ф и л и п п о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
  19. Школьный словарь иностранных слов (под редакцией В.В. И в а н о в а ). – 4-е изд. – М., 1999.
  20. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М., 1984.