Пояснительная записка
Элективный курс «Лексикографический практикум» предназначен для учащихся 9 классов. Программа курса рассчитана на 17 часов учебного времени.
Без знания и осознанного понимания специальной лексики учащимся трудно понимать теоретический материал на различных уроках, читать научно- популярные книги и статьи.
Наблюдения за учебной деятельностью учащихся показывают, что при подборе слова-термина чаще всего они не учитывают возможность употребления этого слова в той или иной разновидности речи. Это позволяет им допускать ошибки при выборе стилей речи, проявлять стилистическую неграмотность.
Актуальность программы данного элективного курса состоит в том, что она поможет учащимся:
- определиться в выборе дальнейшего профильного обучения (в первую очередь сориентировать на филологическое, социально-экономическое, лингвистическое, естественно-научное направления) через мотивацию собственной практико- ориентированной деятельности, направленной на конечный результат- создание терминологического словаря;
- самоопределиться в выборе постшкольного образования;
- адаптироваться в социуме;
- адаптироваться в современном обществе.
Кроме этого, учащиеся получают возможность повысить уровень культуры речи, пополнить словарный запас из области терминологической лексики, развить интеллект и творческие способности, рассмотреть дефиниции слов, развить навыки организации самостоятельной словарной работы и сформировать умения находить справки о том или ином термине в различных словарях, справочниках. Разработка творческой работы, составление и презентация «Школьного терминологического словаря» предполагают развитие у учащихся навыков ораторского искусства и коммуникативной культуры.
Новизна программы состоит в отсутствии типичной государственной программы. В базовой программе русского языка в разделах «Лексика», «Лексикология», «Лексикография» отводится недостаточное количество часов для практической работы учащихся со словарями и энциклопедиями, что не позволяет заложить достаточные практические навыки работы с данными информационными источниками, заложить основы медиаобразования.
Новизна программы заключается и в формах взаимодействия с учащимися. Они базируются на деятельностном подходе и способствуют развитию навыков работы самостоятельного составления терминологического словаря, который поможет им в любой возникшей учебной ситуации, диктующей необходимость осознанной грамотной устной и письменной речи. В программу включены основные лексикографические понятия: толковый словарь, словарная статья, дефиниция слова, способы толкования лексического значения слова, лексикологические пометы, этимология слова, что будет способствовать развитию общей эрудиции школьников.
Практическая работа с учащимися при сборе и распределению лингвистического материала предусматривает организацию наблюдения за терминами основных учебных дисциплин, изучаемых в средних общеобразовательных учебных заведениях: русского языка, литературы, истории, математики, физики, географии, биологии, химии, информатики, иностранного языка. В качестве терминов будут выступать как русские, так и иноязычные слова.
Кроме этого, в программе учитываются современные требования в профессиональной ориентации школьников. Так изучение материала предусматривает:
- ознакомление учащихся со специалистами профессиональных областей: библиотекарь, педагог, корректор типографии, работник СМИ, культурный работник, юрист, психолог, медицинский работник и др.;
- встречи с преподавателями вузов (БрГУ, филиал ИГУ).
Программа носит предметно-ориентационный характер, а, значит, предполагает варьирование, которое может быть связано с творческими подходами учащихся при составлении и оформлении словаря: указывать ли ударение, стилистическую окраску слова, использовать ли другие грамматические формы и лексическое значение слова, его этимологию и т.д. Это зависит от специфики учебного заведения, уровня подготовки учащихся, степени их интереса к данному элективному курсу.
Методологические основы программы базируются на идеях компетентностно-ориентированного обучения и общедидактических принципах: системности, научности, доступности.
Мониторинг отслеживания программы базируется на методах психолого-педагогической диагностики (анкетирование, наблюдение, собеседование и пр.).
Цель: мотивация выбора профессионального самоопределения через формирование самостоятельного лексикографического опыта.
Задачи.
- Научить учащихся работать с разнообразными источниками, терминологическими словарями.
- Ознакомить с разнообразием дефиниций терминологической лексики.
- Расширить представление об особенностях научного стиля.
- Развить умение в проведении этимологического анализа научных терминов.
- Научить составлению школьного терминологического словаря.
- Способствовать воспитанию целеустремленности и развитию творческих способностей учащихся.
- Профессиональная ориентация школьников.
Критерии освоения программы:
- составление и издание «Школьного терминологического словаря» и его распространение;
- профильное самоопределение учащихся;
- повышение учебно-познавательного интереса и мотивации.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия лексикографии;
- виды и типы словарей, особенности их конструирования;
- признаки научного стиля;
- стилевое употребление терминов;
- особенности конструирования терминологических словарей;
- требования к оформлению словарной статьи и самого словаря;
- профессии, связанные с терминологическими словарями.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками и терминологическими словарями;
- группировать словарный материал;
- сопоставлять словари и термины;
- представлять свою творческую работу.
Система оценки достижений учащихся: рейтинговая.
Её критерии предлагается разработать учащимся коллегиально и объективно, учитывая индивидуальные возможности, способности, степень сложности работы каждого «лексикографа», его вклада в общее дело.
Особенности курса
Вопрос |
Ответ |
1. На каком содержательном материале и через какие формы работы реализуются задачи предпрофильной подготовки? |
Через освоение понятий: толковый словарь, словарная статья, дефиниция слова, способы толкования лексического значения слова, лексикологические пометы, этимология слова, организацию наблюдений за терминами основных учебных дисциплин, работу с различными источниками и терминологическими словарями для составления школьного терминологического словаря и знакомство с профессиями. |
2. Чем содержание курса качественно отличается от базового курса? |
Базовый курс русского языка не отводит достаточного времени для практико-ориентированного обучения учащихся в работе со словарями и энциклопедиями. Программой МО РФ не предусмотрена практическая работа учащихся по составлению словаря. |
3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? |
От теоретических знаний по основным понятиям лексикографии до сбора, анализа, классификации материалов для составления терминологического словаря, его презентации и издания. |
4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам? |
Материал программы сгруппирован в 4 самостоятельных раздела: |
5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учетом контроля и повторения? |
На программу элективного курса отводится 17 часов (1 час в неделю). |
6. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? |
Словари (орфографические, орфоэпические, терминологические, толковые, энциклопедические и т.д.), словарные статьи, инструкции по работе со словарями, памятки, анкеты, ксерокопии из специальной литературы и средств массовой информации. |
7. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием? |
Практическая работа со словарями, сбор материала и его классификация, выполнение творческой работы (сбор и оформление собранного материала), презентация, издание словаря, индивидуальное консультирование. |
8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? |
Выполнение творческой работы и ее презентация. |
9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? |
Самостоятельной работе учащихся в составе группы и индивидуально отводится большая часть времени курса. |
10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? |
Составление школьного терминологического словаря и его издание. |
11. Каким образом будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? |
Фиксируется не только эффективность выполнения учебных заданий, творческой работы, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развивались (данные психолого-педагогической диагностики). |
12. Какова форма отчетности? |
Выполнение творческой работы по выбору учащихся и ее презентация. Выступление на школьной научно- практической конференции. |
Учебно-методическое обеспечение: анкеты, словари (орфографические, орфоэпические, терминологические, толковые, энциклопедические и т.д.), словарные статьи, инструкции по работе со словарями, памятки, ксерокопии из специальной литературы и средств массовой информации., проблемные вопросы для самостоятельного поиска, список рекомендуемой литературы и т.д.
Структура курса
Описание содержания программы
I. Основные понятия лексикографии. (2часа)
Цель: научить отличать лексикографию от лексики и лексикологии.
- Лексика. Лексикология. Лексикография. Основные отличия.
- Лексикография и лексикографические термины.
- Способы толкования слов.
- Орфографические, грамматические, орфоэпические, лексические минимумы.
II. Словари русского языка, их лексикографические принципы построения. (4 часа)
Цель: ознакомить учащихся с основными видами словарей и особенностями их конструирования.
- Типы словарей.
- Информация о словаре в самом словаре.
- Словарная статья.
- Словарные пометы.
- Способы группировки словарного материала.
- Особенности конструирования терминонологических словарей.
- Сопоставительный анализ словарей.
- Анализ возможных лексикографических затруднений.
- Особенности терминологии школьных учебных дисциплин.
- Правила и приемы сбора информации для составления словаря.
III. Сбор, анализ, классификация материалов для составления терминологического словаря. (9 часов)
Цель: способствовать обучению школьников умению составлять словарь через работу со специальной литературой и знакомство с интересными, компетентными и заинтересованными в словарной работе людьми.
- Сбор лексического материала, отражающего профильную специфику терминов.
- Варианты толкования терминов по отдельным учебным предметам.
- Классификация собранного материала.
- Консультации с приглашёнными специалистами разных профессиональных областей по оформлению словарной статьи и самого словаря.
IV. Презентация творческого продукта учащихся. (2 часа)
Цель: научить представлять творческую работу.
Защита творческой работы.
Учебно-тематическое планирование
Литература
Для учителя
- Б а р а н о в М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. – М., 1989.
- Б а р а н о в М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка. – М., 1991.
- В и н о к у р Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М., 1980.
- Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., Ко н ц е в а я Л. А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
- П а в л о в а В. П. Обучение конспектированию: Теория и практика. – М., 1989.
- Р о з е н т а л ь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1987.
- С е р г е е в В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984.
- С е р г е е в В. Н. Новые значения старых слов. – М., 1987.
- С к в о р ц о в Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. – М., 1981.
- Х а н и н М. И. Риторика для детей и взрослых: Как научиться красиво и правильно говорить. – СПб., 1997.
- Ш а н с к и й Н. М. В мире слов. – М., 1985.
Для учащихся
- А б р а м о в В. П. Созвездия слов. – М., 1989.
- А р с и р и й А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
- Б у д а г о в Р. А. Портреты языковедов XIX – XX вв. Из истории лингвистических учений. – М.; Л., 1988.
- В а р т а н ь я н Э. А. Из жизни слов. - М., 1960.
- В а р т а н ь я н Э. А. Путешествие в слово. – М., 1987.
- Г о л у б И. Б., Р о з е н т а л ь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
- Г о л о в и н Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре речи. – М., 1988.
- Г р а у д и н а Л. К. Беседы о русской грамматике. – М., 1983.
- Ж у р а в л е в А. П., П а в л ю к Н. А. Язык и компьютер. – М., 1989.
- К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. – М., 1984.
- С к в о р ц о в Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1983.
- С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. – М., 1993.
- М и л о с л а в с к и й И. Г. Зачем нужна грамматика? – М., 1988.
- М и х а й л о в с к а я Н. Г. Путь к русскому слову. – М., 1986.
- О т к у п щ и к о в Ю. Н. К истокам слова. – М., 1986.
- П а н о в М. В. Занимательная орфография. – М., 1984.
- Р о з е н т а л ь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
- У с п е н с к и й Л. В. Слово о словах. (Любое издание.)
- Ш а н с к и й Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. – М., 1996.
Словари и справочники
- А л е к с а н д р о в а З. Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1999.
- Б а р а н о в М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – М., 1997.
- Б а р а н о в М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4-е изд.– М., 1999.
- Б р о к г а у з Ф. А., Е ф р о н И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М., 2002.
- Д а л ь В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2002.
- К о р о в к и н а Е. Н. и др. Словарь рифм и поэтических терминов. – М., 2004.
- Л а п а т у х и н М. С., С к о р л у п о в с к а я Е. В., С н е т о в а Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 1998.
- Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 3-е изд. – М., 1998.
- О ж е г о в С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы (под редакцией Р. И. А в а н е с о в а). – М., 1998.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение (под редакцией И. Л. Р е з н и ч е н к о). – М., 2004.
- С о л ж е н и ц ы н А. И. Словарь языкового расширения русского языка. – М., 1995.
- Т и х о н о в А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд. – М., 1991.
- У ш а к о в Д. Н., К р ю ч к о в С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся школы. – 41-е изд. – М., 1990.
- У ш а к о в Д. Н. Орфографический словарь. – М., 2001.
- Ш а н с к и й Н. М., И в а н о в В. В., Ш а н с к а я Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1971.
- Шанский Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М., 1997.
- Ш а н с к и й Н. М., З и м и н В. И., Ф и л и п п о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
- Школьный словарь иностранных слов (под редакцией В.В. И в а н о в а ). – 4-е изд. – М., 1999.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. – М., 1984.