Цели урока: повторить композицию текста-рассуждения, освоить способ выстраивания структуры текста рассуждения (находить тезис, доказательства, вывод), включать в рассуждение специальные слова.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
- Метапредметные: умение строить данный тип речи по схеме (выдвигать тезис, приводить доказательства, делать вывод), уметь сравнивать разные типы текстов, использовать способы различения типов текста, способность извлекать информацию из различных источников.
- Предметные: знать структуру рассуждения, роль доказательств в рассуждении, подбирать аргументы к тезису, анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры.
УМК: Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., учебник «Русский язык». 5 класс, часть 2, Москва, «Просвещение», 2012 г.
Ресурсы: Учебник, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Здравствуйте, сегодня мы снова поработаем над одним из типов речи (текста). А каким, вы сами определите.
Задание 1. По данным формулировкам определите тип речи. Свой ответ аргументируйте.
А) Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
Б) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
(1 - описание; 2 – рассуждение)
- Какой еще есть тип текста? (повествование)
- Какие его отличительные особенности?
- Каждый тип текста имеет свое строение (или структуру). Посмотрите на экран.
(слайд 1) тип текста.
А) Общее впечатление от предмета.
Детали предмета.
- Какой тип текста имеет эту структуру? (Описание)
- Посмотрите на следующий слайд.
(слайд 2)
Б) Завязка.
- Развитие событий.
- Кульминация.
- Развязка.
(Повествование)
- Кто назовет мне структуру рассуждения? (Дети отвечают)
(слайд 3)
В) Тезис
- Доказательства.
- Вывод.
Задание 2. (На столах у детей тексты по рядам)
- Прочтите текст № 1. Определите его тип. (Дети называют)
1 ряд
Текст № 1
Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, т.е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
В- четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена? Здесь бег - подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
2 ряд
Текст № 1
Сегодня каждый человек на Земле понимает важность спорта, но очень часто сам остается в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, «болея» за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее. Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.
Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физический нагрузки.
В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Родители отдали меня в секцию плавания. Теперь я «забыл дорогу» к врачу.
Вот поэтому каждому человеку важно заниматься спортом.
- Обратите внимание, что в рассуждении нет четкого выделения тезиса, аргументов, вывода. Существует много лишних слов. Надпишите, где тут тезис, доказательства и вывод.
3. Повторение о типе речи – рассуждении
- Над каким типом речи мы будем работать сегодня на уроке?
- Что помогло вам понять, что это рассуждение?
- Прочитайте доказательства в 1 тексте 1 ряд. (Потом 2 ряд)
(В это время тексты поочередно выводятся на доску)
- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока: «Построение Рассуждения».
- Из каких частей состоит данный тип речи? (тезис, доказательства, вывод)
- Посмотрите в ваши тексты № 1. Найдите слова (можно подчеркнуть), которые по вашему мнению связывают части текста-рассуждения.
- Какие это слова? Назовите их.
- Теперь для каждой части рассуждения запишем эти слова в тетради.
Средства связи частей рассуждения.
ТЕЗИС
Докажем это.
Это можно доказать так (следующим образом)
Почему?.... И вот почему….
Это объясняется следующим.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы)
Во-первых,… Например,…
Во-вторых,… К примеру,…
В-третьих,… Допустим,…
ВЫВОД
Итак,…
Обобщим все сказанное.
Таким образом…
Следовательно…
- Итак, что же такое рассуждение? Сформулируем определение. (Дети высказывают предположения)
(Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов) Записать.
- Какова основная задача этого текста? (объяснить высказывание, сделать мысль более ясной и четкой, а позицию более убедительной)
- В каких жизненных ситуациях нужно использовать текст-рассуждение? Приведите примеры. (спор, ответ на уроке, написание сочинений и т.д.)
4. Восприятие на слух. Выявление места и причины затруднения
- Вот вы упомянули спор, ответ на уроке… В таких ситуациях очень важно уметь слушать, чтобы потом приводить свои доказательства. Сейчас я прочту отрывок из книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы». При чтении сказок Дениска всегда просил маму пропустить место, где случалось что-то плохое. Получались сокращенные сказки. Определите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» таких сказок.
Мама опять пропускала какое-нибудь кровавое преступление, и я ненадолго успокаивался. И так с волнениями, остановками и быстрыми сокращениями мы с мамой в конце концов добирались до благополучного конца. Конечно, я все-таки соображал, что сказки от всего этого становились какие-то не очень интересные: во-первых, очень уж короткие, а во-вторых, в них почти совсем не было приключений. Но зато я мог слушать их спокойно, не обливаться слезами, и потом все же после таких сказок можно было ночью спать, а не валяться с открытыми глазами и бояться до утра. И поэтому такие сокращенные сказки мне очень нравились. Они делались такие спокойные. Как все равно прохладный сладкий чай.
(Ответы детей)
5. Структура как способ определения типа речи. Работа с учебником.
Задание 3. Прочитайте письмо С.Я.Маршака на стр.48 (Задание для мальчиков: они ищут в тексте тезис и вывод, а девочки – доказательства)
- Дополните композицию текста-рассуждения: (на доске появляется слово «Тезис», после того, как мальчики его называют, ответ выводится на доску). По аналогии аргументы и вывод.
1. Тезис… (Необходимо изучать грамматику. Знание грамматики не раз оказывало услугу).
2. Аргумент №1 … (Нужно знать законы языка, чтобы правильно строить речь // Человека, не знающего грамматики, легко сбить с толку, он может усвоить неправильные обороты речи).
3. Аргумент №2 … (Грамматика нужна, чтобы человек мог выразить не только простую, но и сложную мысль // Элементарное знание языка достаточно лишь для выражения самых простых мыслей).
4. Вывод … (Грамматику изучать необходимо и полезно).
- Есть ли слова – связки между частями рассуждения? (Нет)
- Тогда как связываются в этом тексте его части? (по смыслу, интонационно)
- Какой вывод мы можем сделать? (части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации).
Записать.
6. Закрепление способа различения типов текста
(Обычно ребята смешивают повествовательные тексты с рассуждением, не замечая, что в них отсутствует какой-то элемент рассуждения)
Задание 4. Работа в группах или по рядам. (Тексты с начала урока на столах)
- Прочтите текст №2. Выделите его части. Относится ли данный текст к рассуждению с точки зрения структуры? Докажите это.
- Дополните этот текст необходимыми словами, чтобы получилось рассуждение.
(Когда группа начинает отвечать, текст сначала выводится на доску в первоначальном виде, а затем в исправленном, с тезисом)
Текст № 2
Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я и мой друг Коля ехали в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Коля быстро встал и сказал: «Садитесь, бабушка, пожалуйста!» А когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку. Вот что значит вежливый, воспитанный человек.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис : «Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля». Или «Воспитанный человек тот, кто заботится о старших»)
Текст № 2
Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел и долго не мог ходить в школу. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, чтобы я не отстал, смешил меня и читал вслух книги, чтобы мне не было грустно. Он меня здорово поддержал в трудную минуту. Вот это дружба!
(В тексте нет тезиса, вывод его не заменит. Возможный тезис: «Друг всегда готов прийти на помощь»)
Текст № 2
Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(Это сравнительное описание. Задача текста - раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определении типа).
- А какой тезис можно выдвинуть в этом тексте? (Ворона и галка – две совершенно разные птицы.)
- Сделайте вывод по этому тексту. (Вот в чем отличие этих птиц)
7. Подведение итогов урока
(В зависимости от оставшегося времени слайд или раздаточный материал)
- Какой новый способ определения типа текста вы освоили? (построение текста-рассуждения)
- Для чего он нужен? (различать разные типы текстов, не путать их между собой)
- Заполните пропуски
Задача текста – рассуждения - _______________.
Сначала мы выдвигаем какой-либо _______________.
Чтобы доказать его, приводим _______________.
В конце текста делаем ______________.
Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: ________________.
8. Домашнее задание
- Откройте учебники на стр.49, упр.483. Дома вы прочитает текст и выпишите из него тезис, аргументы и вывод.
(Автор утверждает: «Хорошо быть моряком!» Его основной тезис: моряк – самая лучшая профессия.
Аргументы:
1. Моряки бывают в разных странах, видят мир;
2. Моряки – смелые и отважные люди;
3. Работа моряка – это романтика, красота, близость к природе.)
9. Рефлексия
- В чем вы прогнозируете проблему (затруднение) в выполнении домашнего задания? (Ответы детей)