Введение
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов.
Методическая разработка составлена по УМК «Школа России».
Методическая разработка уроков литературного чтения в 4 классе является актуальной для учителей начальных классов, работающих по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение часть 1».
Данная методическая разработка содержит 3 последующих урока по разделу «Поэтическая тетрадь №1»:
1. Внеклассное чтение «Родные поэты 19 – начала 20 веков».
2. И.А.Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.Бунина.
3. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».
Проведение уроков требует использования современных технологий, методов и форм организации урока.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
В рамках уроков использовались технологии развития УУД:
- проблемно-диалогического обучения,
- информационно-коммуникативная,
- игровая
Цель данной методической разработки: создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- умение прогнозировать содержание произведения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
- увеличивать темп чтения,
- воспринимать на слух поэтическое произведение.
- Метапредметные.
- Познавательные:
- умение анализировать поэтический текст;
- умение выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
- умение находить в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение;
- умение находить в книге необходимые сведенья.
- Регулятивные:
- умение формулировать тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читать в соответствии с поставленной задачей, осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивать свою работу на уроке;
- Коммуникативные:
- отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, применять правила работы в группе (распределять обязанности, договариваться о совместных действиях).
- Личностные:
- формирование системы нравственных ценностей (любви к природе, гордости за свою страну;
- формирование интереса к творчеству русских поэтов.
В рамках подготовительного этапа к урокам была проведена следующая работа:
1. Внеклассное чтение «Родные поэты 19 – начала 20 веков».
Подготовительный этап:
1.Учащиеся по рекомендательному списку читают стихи одного из авторов.
2.Выбирают понравившееся произведение и учат по желанию наизусть.
3.Индивидуально, парами или группой готовят краткую биографию поэта.
4.Размышляют, почему поэтов называют родными.
5.Оформляют выставку книг.
2. И.А.Бунин «Листопад». Картины осени в стихах И.Бунина.
Приносят к уроку краски и цветные карандаши.
3. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».
Подготовительный этап:
1. Договориваются и делятся на команды.
2. Дают названия командам.
3. Выбрают капитанов команд.
4. К слову поэт и сочиняют акростих.
5. Повторяют полученные знания по разделу.
«Поэтическая тетрадь №1»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:
Для учителя и учащихся:
- Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова).
- Художественная литература.
Методические пособия:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс
- Печатные пособия:
- Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
- Детские книги разных типов из круга детского чтения.
- Портреты поэтов и писателей.
Технические средства:
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Ноутбук.
- Стеллаж для выставки книг.
- Презентации.
Время проведения 1 урока: 45 минут
Тема урока: «Родные поэты 19 – начала 20 веков о природе». Внеклассное чтение
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русских поэтов.
Задачи:
- на примере поэтических произведений показать, как воспевали красоту
родного края мастера слова;
- развивать умение выразительно читать и анализировать поэтический текст;
- воспитывать чувство любви к родной земле и природе.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности
(слайд 2)
Чтоб сегодня наш урок
Всем пошел ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать!
3. Актуализация знаний
- Отгадайте загадку.(слайд 3)
Гостьи к нам пришли: Седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает.
- Отгадайте. Обоснуйте свой ответ.
- Рассмотрите иллюстрацию-отгадку. (слайд 4)
- Сколько времён года вы увидели?
- Какое задание вы выполняли при подготовке к уроку?
1) Найти книгу одного из авторов по рекомендательному списку.
2) Прочитать стихи.
3) Выучить по желанию 1 стихотворение.
4) подготовить краткое сообщение об авторе.
(Готовиться к уроку можно индивидуально, в паре, группой)
Подумать!? Почему этих поэтов называют родными?
Рекомендательный список к уроку:
(Е.А.Баратынский, К.Д.Бальмонт, А.А.Блок, В.Я.Брюсов, И.А.Бунин, С.А.Есенин, А.В.Кольцов, М.Ю.Лермонтов, А.Н.Майков, Н.А.Некрасов, А.С.Пушкин,Ф.И.Тютчев)
- Рассмотрите выставку книг. (Приложение № 3)
- Произведения каких поэтов вы прочитали?
- Какой общей темой они объединены?
4. Постановка цели и задач урока
- Какую цель поставим на уроке? Чему будем учиться? (предположения учащихся) затем (слайд 5)
- Наблюдать за картинами природы через поэтические произведения, созданные авторами данных книг.
- Самостоятельно определять интонацию, которая соответствует лирическому произведению.
- Сопереживать с автором.
- Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.
- Лексическая работа. (слайд 6)
5. Работа над содержанием текста
- Учитель читает отрывок стихотворения Апполона Николаевича Майкова «Пейзаж» по сборнику стихов автора (слайд 7)
- Что такое пейзаж? (изображение картин природы в художественном произведении) (слайд 8)
- Кто обычно изображает пейзаж? (художник )
- Какими средствами? (красками….)
- Почему автор назвал своё произведение «Пейзаж»?
Ещё раз открыть (слайд 7)
- Какие картины природы он описал? О каком времени года пишет поэт? Как ему это удалось? (словесная картина) Что хотел сказать Майков своим произведением? (ответы учащихся )
Краткий анализ стихотворения учителем.
Стихотворение А. Н. Майкова "Пейзаж"
Современники называли Аполлона Майкова поэтом-живописцем, Но самым заметным среди всех «природных» стихов является «Пейзаж»,где главной темой произведения, безусловно, является русская природа. Первые строки погружают читателя не в красоту леса ранней осенью, а именно в настроение лирического героя. Желание прикоснуться к бесконечному, вечному лесному спокойствию — один из движущих мотивов стихотворения. Любовь к природе и уединению отражается в каждой строке, но именно в самом начале она особенно сильна.
Осень в данном поэтическом произведении предстает художником, который любовно раскрашивает холст-лес, добавляя на него новые яркие краски.
В стихотворении необычайно много олицетворений, поэт наделяет природу человеческими качествами: осень у него румянит клены, папоротник — дремлет. В достатке и необычных сравнений: палые листья Майков сравнивает с ковром, а обычные мухоморы — со сказочными существами-карлами.
В данном произведении Аполлона Майкова нашло отражение его любви к родине и подлинный талант поэта-пейзажиста. Словами он воссоздает картину тихого осеннего леса, живущего своей, отдельной от человека и в то же время неразрывно связанной с ним, жизнью.
Физкультминутка «Осень»
По утрам морозы.
(Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх,)
В рощах желтый листопад.
(Плавные движения над головой влево-вправо)
Листья около березы
(Медленно приседают)
Золотым ковром лежат.
(делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)
В лужах лед прозрачно-синий.
(Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней.
(Поднимаются на носочки, руки вверх)
6. Работа по теме урока
- Ребята, кто из вас тоже приготовил произведения А.Н.Майкова?
- Сейчас мы прослушаем произведения, которые вы приготовили к уроку.
Вспомните как нужно декламировать стихотворения.
- представить в воображении картины, которые описал поэт.
- произносить стихи медленнее, чем говоришь в жизни.
- соблюдать все знаки препинания.
- при чтении постараться передать настроение ,чувств ,эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации.
Чтение произведений и краткое сообщение об авторе учащимися.
(Начинаем с А.Майкова) (слайд 9)
- индивидуально
- по парам
- по группам
САМООЦЕНКА (после каждого выступления)
7. Обобщение
- В начале урока мы поставили вопрос. Почему этих поэтов называют родными? (ответы учеников)
Это русские поэты! Сегодня на уроке мы послушали, как авторы стихотворений писали о своей Родине, родной природе, как любили тот уголок земли, где они родились, творили, радовались и грустили.
Как через свою поэзию они выражали своё душевное состояние, настроение.
Вот о чём размышляли поэты в своих произведениях.
- Чтение 3 учащимися стихотворения А.Смирнова о бережном отношении к природе «В природе столько красоты» (слайд 10)
- Какова главная мысль стихотворения?
8. Рефлексия
- Какую цель мы ставили в начале урока? Удалось достичь?
- Что было трудным?
- Что узнали нового?
- Произведение какого автора вам особенно понравилось?
- Опишите своё настроение через акрослово – поэзия. (слайд11)
9. Домашнее задание
(слайд 12)
- Продолжить выразительное чтение поэтических произведений.
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
- Проиллюстрировать выбранное стихотворение.
Учитель благодарит учащихся за урок.
Молодцы. Спасибо за урок. (Слайд 13)
Тема урока: Иван Алексеевич Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина
Тип урока – открытие нового знания.
Тема урока: «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь № 1»
Тип урока – урок обобщение.
Заключение
Методика начального литературного образования сегодня преодолевает стереотипные представления о возможностях младших школьников как читателей. Основная задача урока уже не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного содержания прочитанного. На первый план выходит формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Поэтому ведущим методом обучения литературе становится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники совершенствуют творческие способности, расширяют кругозор, развивают навык правильного, сознательного, выразительного чтения.
Уроки внеклассного чтения являются основной организационной формой обучения учащихся самостоятельности в выборе и чтении книг. Главной задачей внеклассного чтения на протяжении всего периода обучения учащихся является литературное развитие. Характерной чертой внеклассного чтения выступает единство его и классного чтения. Знакомясь с миром книг, ребёнок развивает ум и чувства, приобретает убеждения, познаёт,оценивает и воспитывает самого себя.
Обобщающие уроки дают возможность быстро и эффективно повторить, закрепить и обобщить изученный материал по всему разделу. Они позволяют оживить учебный процесс, побудить учащихся к чтению художественной литературы, дальнейшему ознакомлению с биографией и творчеством писателей , чьи произведения изучались в разделе и усилить интерес к предмету.
Литературное чтение призвано научить детей не только читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства. В свое время К.Д.Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс М. «ВАКО». 2014.
- В.И.Горовая, Н.И.Дробот. Конспекты уроков по внеклассному чтению 1-4 классы М. «Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2007.
- И.Ф.Яценко «Поурочные разработки по внеклассному чтению» М. «ВАКО» 2006.
- Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки» М. «Просвещение» 1985.
- Б.Н.Неменский «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» Рабочая тетрадь 3 класс (для изображения натюрморта из осенних листьев). М. «Просвещение». 2013.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- VIDEOUROKI.NET
- Сайт Елены Берюховой«Школа АБВ» http://shkola-abv.ru
- https://prv1.lori-images.net/kollazh-chetyre-vremeni-goda-vesna-zima-leto-osen-0005948069-preview.jpg стихотворение «В природе столько красоты» к внеклассному чтению «Родные поэты»
- http://severshkola12.ucoz.ru/_ld/1/56031409.jpg фон для презентации Бунина «Листопад»
- https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=acc52a489a8adfecbd0f3b2f557c861a-l&n=13 солнышко с букетиком к уроку Бунин «Листопад»
- https://banner2.kisspng.com/20180218/yeq/kisspng-child-reading-royalty-free-illustration-sit-in-a-book-read-a-book-5a89e60c4c5d85.7702482515189867643128.jpg «Читайте книги» к уроку обобщение.