Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
1. Пояснительная записка
Каникулы - период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Каникулы дают возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо от социально-экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребенка. Если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных, а так же новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
- Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
- Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.201_ г. № 2688.
Цели и задачи программы
Основные идеи и стратегия жизни любого лагеря, направлены на создание условий для реализации возможностей и интересов детей и подростков.
Наряду с оздоровлением, физическим закаливанием детей и подростков, организацией их культурного отдыха ЦЕЛЬЮ данной программы является: организация содержательного досуга и занятости детей и подростков в каникулярное время способствующего полноценному отдыху, оздоровлению, самореализации, развитию творческих способностей.
Задачи программы:
- организация активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного отдыха детей и подростков;
- развитие гражданских качеств детей: личного достоинства, внутренней свободы, уважения и самоуважения;
- воспитание у детей и подростков деятельного патриотизма по отношению к своей малой Родине и родному краю;
- создание творческой атмосферы, позволяющей развить инициативу и самостоятельность участников программы;
- создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей;
- закрепление навыков безопасного и здорового образа жизни детей и подростков.
Поэтому была разработана программа летней смены «Наше яркое лето», которая предусматривает и эмоциональную, интеллектуальную, предметно-творческую, оздоровительную деятельность и «социальное закаливание» личности. Так же проект направлен на формирование чувства гражданственности и патриотизма.
Участники программы - дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет; педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», тренеры КДЮСШ.
Механизм реализации программы
Главная идея летней лагерной смены в организации разнообразной досуговой деятельности и в свободе выбора деятельности, как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.
Главные принципы смены:
- игра и романтика,
- добровольность,
- самоценность каждого ребенка,
- детская самодеятельность,
- атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества,
- полноценное и активное общение с природой.
Содержание смены предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях:
- Массовом (общелагерные мероприятия, экскурсии, праздники, игры по станциям и т.д.);
- Групповом (огоньки, игры-эстафеты, командные конкурсные, игровые программы, шоу - программы, тренинги и т.д.);
- Индивидуальном (игры, викторины, индивидуальные конкурсные программы и т.д.).
Функции программы:
- воспитывающая;
- коммуникативная;
- культурно-досуговая;
- обучающая;
- оздоровительная;
- развивающая;
- социализирующая.
2. Результаты программы
Главным результатом реализации положений программы должно стать накопление положительных эмоций, дающих возможность полноценного отдыха детей.
В результате реализации положений программы и предусмотренных ею мероприятий возможно прогнозировать следующие результаты:
- Физическое и психологическое оздоровление участников смен.
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Организация полноценного и эффективного отдыха детей.
- Выявление и удовлетворение интересов каждого ребёнка, вовлечение его в социально значимую деятельность в коллективе.
- Создание условий для разнообразной деятельности детей, реализация их возможностей и способностей и социальной активности.
- Создание дружного детского коллектива.
- Воспитание у детей и подростков деятельного патриотизма.
- Обеспечение непрерывности образования и воспитания в летний период.
3. Принципы построения программы
Принципы построения программы основаны на реальных потребностях, интересах и возможностях воспитанников; есть детально разработанные проекты, способствующие развитию познавательного интереса воспитанников к экологии, английскому языку, туризму и спорту, также есть возможность для импровизации.
Особенность программы заключается в том, что она построена на таких принципах как:
- Свобода самореализации и успешности воспитанников;
- Сотрудничество детей и взрослых;
- Связь общения-обучения с практикой профессиональной деятельности;
- Положительный эмоциональный фон общения - обучения;
- Активизация процесса организации коллективных творческих дел методом соревнования.
Дидактические принципы программы:
- Профессиональная целесообразность;
- Принцип проблемности содержания общения - обучения;
- Систематичность и последовательность;
- Наглядность и развитие теоретического мышления;
- Сознательность и творческая активность воспитанников лагерной смены;
- Оптимальное сочетание общих, групповых, индивидуальных и личностно-ориентированных форм общения-обучения.
Программа разработана так, что есть возможность по ходу реализации изменять, перестраивать, усложнять или упрощать педагогические ситуации и содержание.
Динамичность и гибкость программы обеспечивает разностороннее, свободное и творческое развитие воспитанников.
4. Формы и методы работы
Для формирования системы знаний, совершенствования умений и навыков программой предусматривается использование традиционных технологий.
- Объяснительно-иллюстративный метод (беседа, демонстрация трудовых операций, экскурсии).
- Репродуктивный метод (работа с настольными играми, минутки взаимного обучения, викторины).
Для разностороннего, свободного и творческого развития воспитанников программа предусматривает использование и современных педагогических технологий.
- Проблемное общение-обучение, частично-поисковая деятельность (диспут-дискуссия «Найди согласие с собой»; творческие проекты; эвристическая беседа «Что говорит наскальный рисунок?»; личные творческие планы; индивидуальные практические работы; конкурсы творческих эскизов/творческих тетрадей в экологическом отряде; коллективная работа в творческой мастерской; шахматные турниры «Игра разума» и др.).
- Игровые технологии - активизируют процесс развития ребёнка.
5. Условия реализации программы
Для организации и осуществления педагогического процесса по данной программе необходима определенная материально-техническая база.
Помещение для занятий отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь - современным эстетическим представлениям. Важное место занимает оформление игровых комнат и мастерских, ее оснащение способствует воспитанию художественного вкуса и творческого начала воспитанников.
Для успешной работы необходимо использовать:
- наглядный материал (знаки дорожного движения, таблицы о правильном питании, санитарно-гигиенических правилах, с изображениями растений и животных, логические схемы к задачам и т.д.)
- раздаточный материал (настольные игры, раскраски, карандаши …).
- технологический материал (инструкционные карты, образцы по материаловедению, схемы конструирования).
- информационно-методический материал (периодическая литература по английскому языку, экологии, спортивным играм, здоровому питанию).
- видеоматериал (фотографии, видеозаписи познавательных фильмов о природе, английскому языку, развлекательные мультипликационные и художественные фильмы).
- сотрудничество с культурно массовыми, спортивно-оздоровительными организациями города.
Во время общения возможно применение звукового фона. Негромкая классическая или эстрадная музыка создает воспитанникам микроклимат психологической разгрузки.
6. Организация работы в лагере
До начала лагерной смены проводится педагогический совет работников лагеря и отдельно сбор отрядных вожатых, где окончательно корректируется и утверждается план работы, определяется количество и состав детей в отрядах, в каждый отряд назначаются воспитатели и вожатые, определяется место расположения каждого отряда.
Лагерная смена длится двадцать один день. Дети находятся в лагере с восьми часов тридцати минут до четырнадцати часов тридцати минут часов, дежурный воспитатель принимает детей с восьми часов пятнадцати минут. Режим дня составлен с учетом возрастных и физиологических особенностей детей начальной школы, согласован с медицинским персоналом школы.
Режим дня летнего оздоровительного лагеря
Приход дежурных воспитателей |
...08.15–08.30 |
Прием детей |
...08.30–08.35 |
Зарядка |
...08.35–08.45 |
Линейка |
...08.45–09.00 |
Завтрак |
...09.00–10.00 |
Организация и проведение коллективных творческих дел, прогулки, оздоровительные процедуры |
...10.00–13.00 |
Обед |
...13.00–14.00 |
Свободная деятельность по интересам |
...14.00–14.30 |
В течение всей лагерной смены по расписанию проводятся клубные часы в отрядах, музыкальные минутки.
Список отрядов:
- клуб «Святогор»,
- летняя английская школа:
- старший отряд «Юный лингвист»,
- младший отряд «Полиглотик»
- экологический отряд «Школьный дворик»,
- академия футбола,
- шахматный клуб «Надежда»,
- отряд «Спасатели»,
- профильный отряд «Юный математик»,
Отряды начальной школы:
- «Радуга»
- «Искорки»
- «Оптимисты»
- «Ритм»
- «Огонек»
7. Особенности организации всей лагерной смены
Ежедневно проводятся общелагерные линейки и планерки вожатых-старшеклассников. В конце каждого дня заполняется экран настроения, данные которого являются одним из показателей успешности (или наоборот) работы отряда и лагеря в целом. Ведется летопись пришкольного лагеря.
Работа в лагере строится с учетом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь сезон делится, на три основных промежутка времени, три периода.
Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.
Организационный период
Первые три дня очень напряженные и важные. Они задают настрой и определенный ритм жизни лагеря на весь сезон.
Основная цель организационного периода - заложить основы для формирования временного детского коллектива.
Задачи (организационные, методические, воспитательные)
Организационные:
- выявить уровень организаторских навыков и умений детей;
- определить интересы каждого ребенка;
- выявить лидеров в детском коллективе;
- разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждой из них;
- определить перспективы деятельности всего детского коллектива (планирование);
- организационно оформить первичный коллектив.
Методические:
- научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарно-гигиенических норм;
- научить соблюдению традиций и правил лагеря;
- научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе;
- научить каждого ребенка анализировать свое состояние и настроение (через игровые формы).
Воспитательные: начать формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов:
- ребенок - ребенок (девочки - мальчики, мальчики - мальчики, девочки -девочки, лидеры: формальные - неформальные и т.д.);
- ребенок - коллектив;
- ребенок - взрослый.
Для решения вышеизложенных целей и задач могут быть использованы коллективно-творческие дела.
Основной период лагерной смены
Цели:
- формирование временного детского коллектив
- стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т.д.).
Желательно основной период разделить на 3-4 части, каждая из которых посвящена определенной теме. Например «День леса», «День здоровья», «День юмора», «Русские обычаи» и так далее. По структуре каждый тематический период делится на 3-5 дней. Каждый из этих дней призван решать определенные задачи.
- Первый день тематического периода: совет дела лагеря начинает подготовку, распределяет задания; в отрядах - отрядные дела, настраивающие на определенную тему.
- Второй день тематического периода: различная конкурсная программа по данной тематике.
- Третий и четвертый день тематического периода: репетиции.
- Четвертый или пятый день: общелагерный праздник.
Один день - последний - может быть использован как «запасной». Целесообразно дать детям возможность, «остыть», настроиться на мероприятия с другой тематикой. Для этого подходят отрядные КТД, не требующие длительной и сложной подготовки, например, «Винегрет», «Ромашка». Можно предложить детям сходить в парк, провести спортивные эстафеты, разучить новые игры, просто почитать и обсудить книгу. Для вожатых и воспитателей этот день очень важен, так как необходимо проанализировать прошедший тематический период и полученные при этом выводы и рекомендации (как положительные, так и отрицательные) учесть в дальнейшем. Независимо от того, сколько дней длился тематический период - три, четыре или пять он должен быть обязательно проанализирован.
Итоговый период лагерной смены
Цель: подведение итогов всей лагерной смены.
Задачи:
- подведение «Деловых» итогов смены (принять определенную систему награждения);
- эмоционально завершить лагерную смену.
Традиционно в отрядах проводятся огоньки «Расскажи мне обо мне». Важно суметь выбрать правильный тон в разговоре, создать доброжелательную атмосферу. При этом можно использовать какой-то «талисман» отряда, собраться у «заветного» дерева, всем вместе исполнить любимую песню, для разговора необходимо найти объединяющее начало. Нужно, чтобы на сборе больше говорили дети, а взрослые лишь направляли разговор в нужное русло.
Как общелагерные мероприятия проводятся линейка закрытия лагерной смены и общий сбор, на котором вручаются награды отрядам и детям, наиболее ярко себя проявившим в течение потока.
План работы пришкольного лагеря МБОУ «СОШ № 1» «Планета детства»
1 день |
2 день |
3 день |
4 день |
5 день |
6 день |
7 день
|
8 день |
9 день |
10 день |
11 день |
12 день |
13 день |
14 день |
15 день |
16 день |
17 день |
18 день |
19 день |
20 день |
21 день |