Программа летнего лагеря дневного пребывания «Планета детства. Наше яркое лето!»

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: программа, летний лагерь


Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
О. Уайльд

1. Пояснительная записка

Каникулы - период свободного общения детей и подростков, время приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных. Каникулы дают возможность востребовать самые разнообразные таланты всех детей, независимо от социально-экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребенка. Если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых – это время напряженной и трудной работы. И среди множества уже привычных, а так же новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
  • Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.201_ г. № 2688.

Цели и задачи программы

Основные идеи и стратегия жизни любого лагеря, направлены на создание условий для реализации возможностей и интересов детей и подростков.
Наряду с оздоровлением, физическим закаливанием детей и подростков, организацией их культурного отдыха ЦЕЛЬЮ данной программы является: организация содержательного досуга и занятости детей и подростков в каникулярное время способствующего полноценному отдыху, оздоровлению, самореализации, развитию творческих способностей.

Задачи программы:

  • организация активного интеллектуального и эмоционально-насыщенного отдыха детей и подростков;
  • развитие гражданских качеств детей: личного достоинства, внутренней свободы, уважения и самоуважения;
  • воспитание у детей и подростков деятельного патриотизма по отношению к своей малой Родине и родному краю;
  • создание творческой атмосферы, позволяющей развить инициативу и самостоятельность участников программы;
  • создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • закрепление навыков безопасного и здорового образа жизни детей и подростков.

Поэтому была разработана программа летней смены «Наше яркое лето», которая предусматривает и эмоциональную, интеллектуальную, предметно-творческую, оздоровительную деятельность и «социальное закаливание» личности. Так же проект направлен на формирование чувства гражданственности и патриотизма.

Участники программы - дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет; педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», тренеры КДЮСШ.

Механизм реализации программы

Главная идея летней лагерной смены в организации разнообразной досуговой деятельности и в свободе выбора деятельности, как необходимого условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка.

Главные принципы смены:

  • игра и романтика,
  • добровольность,
  • самоценность каждого ребенка,
  • детская самодеятельность,
  • атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества,
  • полноценное и активное общение с природой.

Содержание смены предполагает использование различных форм деятельности, которые осуществляются на 3 уровнях:

  • Массовом (общелагерные мероприятия, экскурсии, праздники, игры по станциям и т.д.);
  • Групповом (огоньки, игры-эстафеты, командные конкурсные, игровые программы, шоу - программы, тренинги и т.д.);
  • Индивидуальном (игры, викторины, индивидуальные конкурсные программы и т.д.).

Функции программы:

  • воспитывающая;
  • коммуникативная;
  • культурно-досуговая;
  • обучающая;
  • оздоровительная;
  • развивающая;
  • социализирующая.

2. Результаты программы

Главным результатом реализации положений программы должно стать накопление положительных эмоций, дающих возможность полноценного отдыха детей.

В результате реализации положений программы и предусмотренных ею мероприятий возможно прогнозировать следующие результаты:

  • Физическое и психологическое оздоровление участников смен.
  • Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  • Организация полноценного и эффективного отдыха детей.
  • Выявление и удовлетворение интересов каждого ребёнка, вовлечение его в социально значимую деятельность в коллективе.
  • Создание условий для разнообразной деятельности детей, реализация их возможностей и способностей и социальной активности.
  • Создание дружного детского коллектива.
  • Воспитание у детей и подростков деятельного патриотизма.
  • Обеспечение непрерывности образования и воспитания в летний период.

3. Принципы построения программы

Принципы построения программы основаны на реальных потребностях, интересах и возможностях воспитанников; есть детально разработанные проекты, способствующие развитию познавательного интереса воспитанников к экологии, английскому языку, туризму и спорту, также есть возможность для импровизации.

Особенность программы заключается в том, что она построена на таких принципах как:

  • Свобода самореализации и успешности воспитанников;
  • Сотрудничество детей и взрослых;
  • Связь общения-обучения с практикой профессиональной деятельности;
  • Положительный эмоциональный фон общения - обучения;
  • Активизация процесса организации коллективных творческих дел методом соревнования.

Дидактические принципы программы:

  •  Профессиональная целесообразность;
  •  Принцип проблемности содержания общения - обучения;
  •  Систематичность и последовательность;
  •  Наглядность и развитие теоретического мышления;
  •  Сознательность и творческая активность воспитанников лагерной смены;
  •  Оптимальное сочетание общих, групповых, индивидуальных и личностно-ориентированных форм общения-обучения.

Программа разработана так, что есть возможность по ходу реализации изменять, перестраивать, усложнять или упрощать педагогические ситуации и содержание.

Динамичность и гибкость программы обеспечивает разностороннее, свободное и творческое развитие воспитанников.

4. Формы и методы работы

Для формирования системы знаний, совершенствования умений и навыков программой предусматривается использование традиционных технологий.

  • Объяснительно-иллюстративный метод (беседа, демонстрация трудовых операций, экскурсии).
  • Репродуктивный метод (работа с настольными играми, минутки взаимного обучения, викторины).

Для разностороннего, свободного и творческого развития воспитанников программа предусматривает использование и современных педагогических технологий.

  • Проблемное общение-обучение, частично-поисковая деятельность (диспут-дискуссия «Найди согласие с собой»; творческие проекты; эвристическая беседа «Что говорит наскальный рисунок?»; личные творческие планы; индивидуальные практические работы; конкурсы творческих эскизов/творческих тетрадей в экологическом отряде; коллективная работа в творческой мастерской; шахматные турниры «Игра разума» и др.).
  • Игровые технологии - активизируют процесс развития ребёнка.

 5. Условия реализации программы

Для организации и осуществления педагогического процесса по данной программе необходима определенная материально-техническая база.
Помещение для занятий отвечает всем требованиям безопасности труда, производственной санитарии, а инвентарь - современным эстетическим представлениям. Важное место занимает оформление игровых комнат и мастерских, ее оснащение способствует воспитанию художественного вкуса и творческого начала воспитанников.

Для успешной работы необходимо использовать:

  • наглядный материал (знаки дорожного движения, таблицы о правильном питании, санитарно-гигиенических правилах, с изображениями растений и животных, логические схемы к задачам и т.д.)
  • раздаточный материал (настольные игры, раскраски, карандаши …).
  • технологический материал (инструкционные карты, образцы по материаловедению, схемы конструирования).
  • информационно-методический материал (периодическая литература по английскому языку, экологии, спортивным играм, здоровому питанию).
  • видеоматериал (фотографии, видеозаписи познавательных фильмов о природе, английскому языку, развлекательные мультипликационные и художественные фильмы).
  • сотрудничество с культурно массовыми, спортивно-оздоровительными организациями города.

Во время общения возможно применение звукового фона. Негромкая классическая или эстрадная музыка создает воспитанникам микроклимат психологической разгрузки.

6. Организация работы в лагере

До начала лагерной смены проводится педагогический совет работников лагеря и отдельно сбор отрядных вожатых, где окончательно корректируется и утверждается план работы, определяется количество и состав детей в отрядах, в каждый отряд назначаются воспитатели и вожатые, определяется место расположения каждого отряда.

Лагерная смена длится двадцать один день. Дети находятся в лагере с восьми часов тридцати минут до четырнадцати часов тридцати минут часов, дежурный воспитатель принимает детей с восьми часов пятнадцати минут. Режим дня составлен с учетом возрастных и физиологических особенностей детей начальной школы, согласован с медицинским персоналом школы.

Режим дня летнего оздоровительного лагеря

Приход дежурных воспитателей

...08.15–08.30

Прием детей

...08.30–08.35

Зарядка

...08.35–08.45

Линейка

...08.45–09.00

Завтрак

...09.00–10.00

Организация и проведение коллективных творческих дел, прогулки, оздоровительные процедуры

...10.00–13.00

Обед

...13.00–14.00

Свободная деятельность по интересам

 ...14.00–14.30

В течение всей лагерной смены по расписанию проводятся клубные часы в отрядах, музыкальные минутки.

Список отрядов:

  • клуб «Святогор»,
  • летняя английская школа:
    • старший отряд «Юный лингвист»,
    • младший отряд «Полиглотик»
  • экологический отряд «Школьный дворик»,
  • академия футбола,
  • шахматный клуб «Надежда»,
  • отряд «Спасатели»,
  • профильный отряд «Юный математик»,

Отряды начальной школы:

  • «Радуга»
  • «Искорки»
  • «Оптимисты»
  • «Ритм»
  • «Огонек»

7. Особенности организации всей лагерной смены

Ежедневно проводятся общелагерные линейки и планерки вожатых-старшеклассников. В конце каждого дня заполняется экран настроения, данные которого являются одним из показателей успешности (или наоборот) работы отряда и лагеря в целом. Ведется летопись пришкольного лагеря.

Работа в лагере строится с учетом логики развития лагерной смены, которая заключается в следующем: весь сезон делится, на три основных промежутка времени, три периода.

Периоды связаны с психологическим настроем детей на определенные взаимоотношения и определенные виды деятельности.

Организационный период

Первые три дня очень напряженные и важные. Они задают настрой и определенный ритм жизни лагеря на весь сезон.

Основная цель организационного периода - заложить основы для формирования временного детского коллектива.

Задачи (организационные, методические, воспитательные)

Организационные:

  •  выявить уровень организаторских навыков и умений детей;
  •  определить интересы каждого ребенка;
  •  выявить лидеров в детском коллективе;
  •  разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждой из них;
  •  определить перспективы деятельности всего детского коллектива (планирование);
  •  организационно оформить первичный коллектив.

Методические:

  •  научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарно-гигиенических норм;
  •  научить соблюдению традиций и правил лагеря;
  •  научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе;
  •  научить каждого ребенка анализировать свое состояние и настроение (через игровые формы).

Воспитательные: начать формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов:

  •  ребенок - ребенок (девочки - мальчики, мальчики - мальчики, девочки -девочки, лидеры: формальные - неформальные и т.д.);
  •  ребенок - коллектив;
  •  ребенок - взрослый.

Для решения вышеизложенных целей и задач могут быть использованы коллективно-творческие дела.

Основной период лагерной смены

Цели:

  • формирование временного детского коллектив
  • стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т.д.).

Желательно основной период разделить на 3-4 части, каждая из которых посвящена определенной теме. Например «День леса», «День здоровья», «День юмора», «Русские обычаи» и так далее. По структуре каждый тематический период делится на 3-5 дней. Каждый из этих дней призван решать определенные задачи.

  • Первый день тематического периода: совет дела лагеря начинает подготовку, распределяет задания; в отрядах - отрядные дела, настраивающие на определенную тему.
  • Второй день тематического периода: различная конкурсная программа по данной тематике.
  • Третий и четвертый день тематического периода: репетиции.
  • Четвертый или пятый день: общелагерный праздник.

Один день - последний - может быть использован как «запасной». Целесообразно дать детям возможность, «остыть», настроиться на мероприятия с другой тематикой. Для этого подходят отрядные КТД, не требующие длительной и сложной подготовки, например, «Винегрет», «Ромашка». Можно предложить детям сходить в парк, провести спортивные эстафеты, разучить новые игры, просто почитать и обсудить книгу. Для вожатых и воспитателей этот день очень важен, так как необходимо проанализировать прошедший тематический период и полученные при этом выводы и рекомендации (как положительные, так и отрицательные) учесть в дальнейшем. Независимо от того, сколько дней длился тематический период - три, четыре или пять он должен быть обязательно проанализирован.

Итоговый период лагерной смены

Цель: подведение итогов всей лагерной смены.

Задачи:

  • подведение «Деловых» итогов смены (принять определенную систему награждения);
  • эмоционально завершить лагерную смену.

Традиционно в отрядах проводятся огоньки «Расскажи мне обо мне». Важно суметь выбрать правильный тон в разговоре, создать доброжелательную атмосферу. При этом можно использовать какой-то «талисман» отряда, собраться у «заветного» дерева, всем вместе исполнить любимую песню, для разговора необходимо найти объединяющее начало. Нужно, чтобы на сборе больше говорили дети, а взрослые лишь направляли разговор в нужное русло.

Как общелагерные мероприятия проводятся линейка закрытия лагерной смены и общий сбор, на котором вручаются награды отрядам и детям, наиболее ярко себя проявившим в течение потока.

План работы пришкольного лагеря МБОУ «СОШ № 1» «Планета детства»

1 день
Драмтеатр
сказка «Королевская корова»
Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство»

2 день
Филармония
«Здравствуй, лето!» концерт детско-юношеской студии
Фитнес-центр
Праздник, посвященный открытию лагерной смены

3 день
Филармония
«музыкальная фантазия»
(симфонический оркестр)
Игра «Знай и соблюдай ПДД»
Фитнес-центр

4 день
День здоровья
Викторина «Здоровье не купишь – его разум дарит!»
Веселые старты
Турнир по армреслингу

5 день
Парк «Орленок»
Развлекательная программа «Ассорти талантов»

6 день
Медосмотр – 15 человек
ГКЦК «Победа»
Танцевально-игровая программа «Стартинейджер»

7 день
Медосмотр – 15 человек
Центр Кадышева
«Ассорти» игровая программа с элементами дискотеки
Конкурс на лучшего игрока в бадминтон

 

8 день
Медосмотр – 15 человек
Детская Республикансая библиотека «Многоцветный мир природы» эколого-литературный праздник
Спортивно- развлекательная программа
«Олимпионик»

9 день
Медосмотр – 15 человек
Детская Республиканская библиотека программа «Радуга детства»
Фитнес-центр
Игра «Охота за пиратскими кладами»

10 день
Медосмотр – 15 человек
Театр «Сказка»
«На лесной полянке»
Фитнес-центр – 40 человек
Шашечный турнир

11 день
День юмора
«Калейдоскоп шуток и розыгрышей»
Конкурс анекдотов
Конкурс дружеских шаржей

12 день
День России
Конкурс рисунков «Мой край Хакасия»
Путешествие по книжным полкам

13 день
Медосмотр – 15 человек
Парк культуры и отдыха
Игра «Зарница»

14 день
Фитнес-центр
Центр Кадышева
игровая программа «Пусть говорят»
Конкурсная программа «Уважайте светофор»

15 день
Филармония
Сказка «Огниво»
Фитнес-центр
Игра «Поле чудес»

16 день
Филармония
«Хорошее настроение» эстрадная программа
Игра «Угадай мелодию»

17 день
Драмтеатр «Влюблённый щенок»
Фитнес-центр – 40 человек
Игра – путешествие по станциям «Ура, каникулы!»

18 день
День именинника
Конкурсно-развлекательная программа «Тёзки и однофамильцы»
Турнир по бадминтону

19 день
Фестиваль детского творчества
«Зажги свою звезду!»
Чемпионат по футболу

20 день
Драмтеатр
Развлекательная шоу-программа
Конкурс прыгунов

21 день
Центр Кадышева Развлекательная игровая программа «Вот и настала пора расставаться»
Торжественное закрытие лагерной смены