Советы родителям будущих первоклассников по развитию графомоторных навыков

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Класс: 1

Ключевые слова: первоклассники, мелкая моторика, советы родителям


Начиная своё обучение в школе, ребенок сталкивается с многочисленными трудностями. Овладение письменной речью, то есть графическими навыками, – одна из ключевых и самых сложных задач общего развития ребёнка. С какими трудностями сталкиваются дети в самом начале школьного обучения? Это недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребенка выполнять целенаправленные действия руками. Дети испытывают трудности при копировании простейших узоров, при выполнении графических диктантов, быстро устают во время работы с карандашом и ручкой.

Формирование графомоторных навыков у первоклассника будет проходить значительно легче, если до поступления в школу будет проведена определенная подготовительная работа. И родители могут сыграть в этом очень важную роль.

В этой статье будут даны рекомендации для успешной подготовки будущих первоклассников к обучению письму, т.е. способностью с помощью графических знаков выражать содержание речи, свои мысли.

Как же могут родители помочь своему ребенку?

Первое и самое главное - это помнить, что нужно быть терпеливыми, не торопить ребенка без особой необходимости и не пытаться сделать что-то вместо него. Будущий первоклассник только начинает осваивать многие действия, и для того, чтобы они выполнялись легко и быстро, т.е. перешли в навык, потребуются усилия, терпение и, конечно, время. Действия ребенка еще недостаточно четки, поэтому ваше вмешательство и замечания будут вредить ребенку. На данном этапе очень важна ваша поддержка, которая поможет обрести ребенку уверенность в себе и в своих действиях.

А тренироваться можно везде: дома, на прогулке, на отдыхе…

На отдыхе: например, на даче - можно попросить ребёнка помочь взрослым ухаживать за растением, например, взрыхлить, вскопать, полить и т.д.; на море - строить башни и крепости из песка, фигурки из морских камушек, рисовать пальцем или палочкой на песке (давая задания, нужно проявить фантазию). Поиграйте с ребенком, потренируйте его. Например, поместите в отдельные мешочки мелкий песок, гальку, щебенку, глину, ракушки и т.п. и попросите ребенка, закрыв глаза, потрогать содержимое ладошкой и отгадать, что там лежит. Предоставьте ребенку возможность, гадая, описывать свои ощущения.

Дома: уделяйте внимание формированию самых разнообразных навыков самообслуживания, таких как: застегивать и расстегивать пуговицы, умываться и вытираться, убирать свою постель, игрушки; завязывать и развязывать шнурки, застегивать и расстёгивать молнию, кнопки, крючки.

На кухне: попросите ребенка помочь вам, например, перебрать гречку, пшено, рис и пр. крупы, сортировать бобы, фасоль, горох; насыпать в солонку соль, а в сахарницу – сахар. Предлагайте ребенку чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины, апельсины. Научите его размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать – в начале выполняйте эти действия вместе, а потом предоставьте ребенку возможность повторить самостоятельно. Важно, чтобы он научился правильно держать в руке ложку, вилку, пользоваться ножом, самостоятельно размешивать сахар в чашке. Особое удовольствие доставит ребенку раскатывание теста, лепка пельменей и вареников, заполнение их начинкой.

Хорошо развивают мелкую моторику такие занятия как:

  • нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой - мелких бусин, бисера;
  • доставание бусин ложкой из стакана;
  • стирание ластиком нарисованных предметов;
  • кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
  • надевание и снимание колечка (массаж пальца);
  • комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
  • сжимание и разжимание эспандера;
  • катание мячей-ежиков (с шипами), использование шнуровки, трафаретов.

Одно из полезных заданий это -  копирование контура булавкой. Например: ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Положительно влияет на развитие мелкой моторики лепка разнообразных предметов из глины и пластилина, изготовление поделок из бумаги, раскрашивание и штриховка, вырезание по шаблону, конструирование. Ребенку будет легко и интересно осваивать все эти умения в форме игры, в доброжелательной и непринужденной атмосфере.

Также полезны будут занятия «пальчиковой гимнастикой». Для ребенка это весело и увлекательно. Простые движения помогут снять напряжение рук, улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит. Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.

Сейчас можно приобрести пособия различных авторов, которые предлагают упражнения, игры и задания по развитию мелкой моторики и координации речи.

Вот пример одного из таких упражнений:

«Мы считаем»

Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке – опять:
Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого пальца.

Ещё один эффективный приём - это массаж пальцев.

Массаж может быть выполнен самим ребёнком или с помощью взрослого. Массажируется каждый палец левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями.

Кроме того, можно выполнять:

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Для самомассажа также можно использовать мяч, грецкий орех или теннисный мячик. Ребенку следует выполнять различные задания, такие как: совершать поступательные движения ладонями вперед-назад, круговые движения, сжимать и разжимать мяч, катать мячик по столу, перекладывать из одной руки в другую, зажимать мячик между двумя пальцами.

Важно отметить, что дети начинают пользоваться карандашом и ручкой еще до начала обучения в школе, поэтому родителям следует уделить особое внимание на правильную позу при рисовании и письме, научить ребенка правильно держать карандаш и ручку.

Почему это так важно?

Правильная поза при письме, правильное положение ручки и правильная координация движений не только позволяют сформировать технику письма и графический навык, а также важны для сохранности здоровья ребенка. Если ребенок пишет в неудобной позе, у него затекает рука или плечо; если неправильно держит ручку, то это негативно влияет на его осанку и зрение, вызывает переутомление. Очень часто родители не акцентируют на этом внимание, позволяя ребёнку держать карандаш так, «как ему удобно», поэтому, когда ребенок работает с карандашом или ручкой очень важно обратить внимание на следующее:

  1. Во время занятия ребёнок должен сидеть прямо, положив обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола. Придерживать тетрадь или альбомный лист левой рукой (если ребёнок правша) или правой рукой (если левша).
  2. Обращайте внимание на правильное положение руки при письме, кончик ручки смотрит «в плечо». Пальцы не должны быть в напряжении и прогибаться. Писать нужно прямо, а наклон будет создаваться за счёт положения тетради.
  3. Обязательно обратите внимание на то, как ребёнок держит ручку. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца у ногтевой фаланги. Указательный палец придерживает ручку сверху, а большой - слева, на расстоянии примерно 15 мм от кончика ручки. Три пальца придерживают ручку таким образом, что указательный палец можно приподнять, и ручка не выпадет. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.
  4. Обратите внимания на ручку, которую вы приобретаете своему ребенку. Не стремитесь купить ручку удивительной формы. Лучше обыкновенные. Не подходят четырёхгранные, а также чересчур короткие или слишком длинные. На начальном этапе лучше всего использовать мягкие цветные карандаши, 24 или 36 цветов (выучить названия всех цветов). Выбирая детскую канцелярию, внимательно отнеситесь к безопасности – покупайте только товары проверенных сертифицированных марок.

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

  1. Во время занятий создайте спокойную и доброжелательную атмосферу.
  2. Занятия должны быть систематическими, желательно в определённое время, по 10–20 минут в день.
  3. Задания должны быть интересными и разнообразными. Упражнения должны подбираться по принципу возрастающей трудности.
  4. Соблюдайте принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру.
  5. Не заставляйте ребёнка переписывать (перерисовывать) набело – будет получаться всё хуже и хуже;
  6. Не учите детей написанию письменных букв (это задача учителя начальных классов), сосредоточьтесь на рисовании простейших графических линий и письме элементов букв;
  7. Помните, что ребёнку должно быть интересно, тогда он будет успешен.
  8. Хвалите своего ребёнка даже за небольшие успехи; поощряйте желание ребёнка заниматься. Вселяйте в своих детей уверенность в себя и в свои силы!