Применение современных техник рисования для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей подготовительной к школе группы с использованием технологии «Ситуация»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, нетрадиционные техники рисования, мелкая моторика, подготовка к письму, технология «Ситуация»


В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и проблеме подготовки руки к письму. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких скоординированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Задача педагогов заключается в развитии мелкой моторики рук детей. Развитая моторика рук необходима человеку не только в детстве, но и в течение всей жизни. Но что делать, если современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру.

Сегодня главной целью образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного, признается воспитание активной, творческой личности, готовой к успешной самореализации.

В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители могут помочь детям в игровой форме, создать условия для самообучения и самореализации, став инициаторами и непосредственными участниками инновационных преобразований.

Именно поэтому наш детский сад стал работать на экспериментальной площадке «Мир открытий». Данная программа ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений — педагоги, дети, родители получают импульс для собственного развития — каждый на своем уровне.

Программа «Мир открытий», которая воплотила результаты новейших достижений науки и практики, объединила концептуальные идеи и практические разработки ведущих специалистов в области дошкольного детства и зарекомендовала себя как эффективный программно-методический инструмент нового поколения.

В центре Программы современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду.

Одной из наиболее примечательных особенностей Программы является технология деятельностного метода - «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия».

При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом детей и выполняет свою профессиональную миссию - быть проводником в мир общечеловеческой культуры. Такие ситуации несмотря на все отличия, имеют сходную структуру и включают следующие этапы или «шаги»:

1) Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в совместную деятельность. Дети фиксируют свою «детскую» цель.

2) Актуализация знаний и умений. Воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

3) Затруднение в ситуации (проблематизация содержания). В контексте выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины с помощью системы вопросов («Смогли?», «Почему мы не смогли?»).

4) «Открытие» нового знания (способа действий). Используя различные приемы и методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания и способа действий, которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках.

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности). Воспитатель организует различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется в новых условиях.

6) Осмысление. Данный этап является необходимым элементом любой деятельности, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

В содержании Программы имеются разделы, в которые оптимально вписывается целостная структура технологии, когда дети «проживают» весь путь преодоления затруднения через выявления и устранения его причины. Это, например, раздел по формированию элементарных математических представлений, конструирование, а также художественное творчество.

Использование технологии - «Ситуация» в детском саду на занятиях по изодеятельности, положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, фантазии, воображения, познавательных умений и способностей.

Советский психолог, философ Сергей Леонидович Рубинштейн сказал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Что же такое «Проблема» и что такое «Проблемная ситуация»?

Согласно толковому словарю: «Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования».

« Проблемная ситуация» - это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, учебной проблемы. Проблемной ситуацией в изодеятельности является вовлечение ребенка в творческий процесс через осмысление его каждого шага для превращения неизвестного в известное, используя все свои знания и жизненный опыт.

Работа по данному направлению преследует цель развития у детей 5, 6 и 7 лет образного мышления и воображения, двигательной координации пальцев рук и в целом кисти.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
  • У детей отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

В следствии чего в школе дети имеют очень медленный темп письма.

Современные техники рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Также они развивают моторику и творческие возможности детей. Такие занятия важны особенно для детей, имеющих нарушения в речевой деятельности.

От уровня развития моторики, от уровня овладения дошкольниками нетрадиционными техниками рисования зависит уровень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

Рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляет детей, они выполняют задания с высокой активностью и работоспособностью в течение всего времени проведения занятия.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует:

  • Развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;
  • Развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;
  • Развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;
  • Эмоционально-положительное отношение к рисованию;
  • Самовыражению личности, т.е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.

Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.

Хочу предложить вашему вниманию рассмотреть несколько проблемных ситуаций, которые можно использовать на занятиях с детьми подготовительной к школе группы:

1 ситуация. Тема занятия: «Море-море, мир бездонный…»

Основная задача: Вспомнить и описать море, где ребенок отдыхал. Выслушать основные предложения детей, как и чем можно нарисовать море, волны, берег.

Проблема: Подтолкнуть детей к использованию нетрадиционных техник рисования (так, как у нас нет кисточек для рисования, а есть зубные щетки, ватные палочки и губка).

Вопрос: Каким образом мы можем нарисовать море, используя те предметы, которые лежат у нас на столе?

Решения детей: Использовать зубную щетку для изображения больших волн, ватные палочки для изображения пены на волнах. А для рисования морского дна, песка, берега использовать губку.

2 ситуация. Тема занятия: «Осенний лес» (оттиск листьями)

Основная задача: Определить погоду, состояние погоды, прослушав музыкальное произведение Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь. Осенняя пора». Изобразить осенний лес.

Вопрос: Какое время года? Что вам подсказало, что это осень? Какие осенние явления вы услышали или представили, прослушав это произведение? Как же мы можем изобразить осенний лес в своих рисунках, если у нас нет кисточек, а есть только краска и лист бумаги? Что нам нужно сделать?
Решения детей: дети решают проблему, находят выход из сложившейся ситуации, что можно обмакнуть листья в краску и поставить отпечаток на листе.

3 ситуация. Тема занятия: «Цветы для мамы» (рисование мятой бумагой)

Основная задача: Создать красивую картину в подарок маме ко Дню Матери. Развитие фантазии, творческого воображения детей.

Проблема: Предложить детям изобразить полевые цветы, если у них нет кисточек.

Вопрос: Какие цветы мы можем нарисовать? Какие полевые цветы вы знаете? Если вы знаете не все цветы или как они выглядят, то где мы можем их увидеть, и, как и у кого о них узнать? Что для этого нам понадобиться? Что будем делать, если кроме краски и бумаги ничего больше на столе нет?

Решения проблемы: Дети рассуждают, каким способом без помощи кисти можно нарисовать цветы, приходят к решению, что с помощью кусочков мятой бумаги, обмакивая их в краску, можно нарисовать такие цветы.

Использование проблемных ситуаций предает каждому занятию по изодеятельности яркости и необычности, что и помогает заинтересовать детей и побуждает их наиболее творчески подходить к выполнению своей работы.

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе:

  • «ладонная» техника;
  • рисование поролоновым тампоном;
  • рисование мятой бумагой;
  • оттиск печаткой из ластика;
  • фотокопия – рисование свечой;
  • отпечатки листьев;
  • кляксография обычная и трубочкой;
  • рисование мыльными пузырями;
  • монотопия предметная и пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • раздувание краски;
  • расчёсывание краски;
  • рисование нитками;
  • рисование солью;
  • батик (рисование по ткани);
  • эбру и другие.

В заключение хочу сказать, что очень важно помочь ребенку подготовиться к школе, развивая мелкую моторику рук. Современные техники и приемы рисования поднимают на высокий уровень подготовку руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

Но процесс подготовки не должен быть только образовательной деятельностью. Важно учитывать позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка в целях развития его уникальной личности, что способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования.

Под результатами понимается, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за свои действия; умение работать в команде, и др. Все это создает основу для успешной самореализации растущего человека, «открытия» им нового знания на каждом жизненном этапе. В чем как раз и заключается принцип системно-деятельностного подхода в технологии - «Ситуация».

Список используемой литературы

1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М - 2003.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2007.

4. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998.

5. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.

6. Петерсон Л.Г. / Под общей ред. Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. — 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.

7. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет», журнал «Дошкольное воспитание», №3, 2005.