Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней, эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Синдром профессионального выгорания – профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Педагоги, как представители одной из помогающих профессий, в большой степени подвержены риску профессионального (эмоционального) выгорания. Поэтому в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели организационно-управленческих условий профессионального развития педагогов в учреждении образования», в котором лицей № 1 г.Лиды принимал участие на протяжении 2016-2019 гг., особое внимание было уделено психологическому сопровождению педагогов.
Целью моей деятельности в этом проекте как педагога-психолога стало создание оптимальных психолого-педагогических условий для профессионального развития педагогов лицея, а одной из важнейших задач – профилактика эмоционального выгорания.
Специалист, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, часто мало осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Среди направлений ранней профилактики эмоционального выгорания особое место отводится укреплению «психологического фундамента» педагогов, их позитивного самоотношения и самопринятия, обучению техникам снятия психоэмоционального напряжения.
Опыт нашей работы показал, что на этапе ранней, первичной, профилактики выгорания педагогов эффективными являются тренинговые занятия с элементами арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. Так, был создан и внедрен в практику работы цикл тренинговых занятий «Чтобы не «сгореть» на работе…».
Цель цикла – профилактика профессионального (эмоционального) выгорания педагогов лицея.
Задачи цикла:
- укреплять «психологический фундамент» педагогов,
- развивать у них позитивное самоотношение,
- «переключить» педагогов с одного вида деятельности на другой,
- познакомить педагогов с техниками снятия психоэмоционального напряжения.
Цикл тренинговых занятий включает в себя три блока:
- «Арт-территория» (занятия с элементами арт-терапии),
- «Сказка – ложь, да в ней намек» (занятия с элементами сказкотерапии),
- «Взрослые детские игры» (занятия с элементами игровой терапии).
№ |
Блок |
Название занятия |
Цель занятия |
1 |
«Арт-территория» (занятия с элементами арт-терапии) |
«Мандала для педагогов» |
Актуализация знаний педагогов по проблеме эмоционального выгорания, знакомство педагогов с техникой «Мандала» |
2 |
«Сказка – ложь, да в ней намек…» (занятия с элементами сказкотерапии) |
«Секреты застенчивого булочника» |
Укрепление «психологического фундамента» педагогов через актуализацию внутренних ресурсов участников, развитие благоприятного отношения к себе и окружающему миру |
3 |
«Взрослые детские игры» (занятия с элементами игровой терапии) |
«Кто угнал самолет?» |
Знакомство педагогов с ролью психологической игры в профилактике эмоционального выгорания, развитие коммуникативных навыков участников |
4 |
«Арт-территория» (занятия с элементами арт-терапии) |
«Я рисую радость» |
Знакомство педагогов с техникой арт-терапии «Картина радости» как средством снятия психоэмоционального напряжения и гармонизации эмоционального состояния |
5 |
«Сказка – ложь, да в ней намек…» |
«Пристанище для души» |
Развитие рефлексии как построения образа «Я», развитие навыков эмпатии, получение участниками обратной связи от коллег |
6 |
«Взрослые детские игры» (занятия с элементами игровой терапии) |
«Игра воображения» |
Развитие эмпатии, воображения, развитие коммуникативных навыков, получение участниками обратной связи от коллег |
7 |
«Арт-территория» (занятия с элементами арт-терапии) |
«Знакомство с песком» |
Знакомство педагогов с возможностями использования песка в профилактике эмоционального выгорания, повышение стрессоустойчивости участников занятия |
8 |
«Взрослые детские игры» (занятия с элементами игровой терапии) |
«Не спать, соображать» |
Актуализация знаний педагогов о значении игры в профилактике эмоционального выгорания, развитие интеллектуальной лабильности, создание позитивного настроя в группе |
9 |
«Арт-территория» (занятия с элементами арт-терапии) |
«Мандала для педколлектива» |
Создание условий для психологического единения педагогического коллектива |
Опыт нашей работы показал, что использование приемов и техник арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии позволяет повысить уровень индивидуальной психологической компетентности педагогов и способствует сохранению их психологического здоровья.
Как же это работает?
Сегодня слово «сказкотерапия» знакомо даже людям, далёким от психологии и психотерапии. Даже простое чтение сказок (особенно специально созданных психологами) дает удивительный эффект и помогает преодолеть различные жизненные трудности. Мы используем метафорические ресурсы сказки для актуализации личностных и эмоциональных ресурсов, укрепления «психологического фундамента» педагогов, тем самым решая задачу сохранения их психологического здоровья. Например, при работе со сказкой «О застенчивом булочнике» педагоги говорили о своих положительных качествах, хороших событиях, которые произошли с ними совсем недавно и которых они ожидают в будущем, о событиях, которые позволяют педагогам гордиться собой. Это дало возможность актуализировать образы позитивных событий своего прошлого и будущего, и таким образом гармонизировать представления о своей жизни.
Использование психологической игры как средства игровой терапии дает возможность создавать условия для переключения педагогов с одного вида деятельности на другой. Психологические игры позволяют отреагировать эмоции, снять напряжение, отвлечься от рутинной деятельности, получить новый опыт. Игра рушит барьеры между членами педагогического коллектива, удивительным образом разряжает обстановку, формирует веру в свои силы, позволяет протестировать себя в различных социально-психологических ситуациях.
Характерной, как сейчас принято говорить, «фишкой» игры является ее двухплановость. С одной стороны, участник игры занимается реальной деятельностью, в ходе которой он выполняет вполне реальные действия. С другой стороны, отдельные моменты этой деятельности условны, что позволят переключиться от реальной ситуации, отягощенной различными социальными обязательствами, ответственностью и множеством других обстоятельств, порождающих эмоциональное напряжение. Благодаря этому у участников есть возможность выйти из привычной роли педагога. Так, в игре «Угон самолета» педагоги были внимательными следователями, готовыми взаимодействовать друг с другом, благодаря чему по разрозненной информации они легко нашли преступника. В игре «Соображарий» наши педагоги проявляли эрудицию, смекалку и реакцию, в игре «Воображариум» - воображение и навыки эмпатии.
Арт-терапия – это простой, доступный и эффективный способ справиться со стрессом, повысить настроение и зарядиться оптимизмом. Для снятия эмоционального напряжения предлагаю педагогам различные рисуночные техники. Например, «Картина радости», когда педагогам предлагается взять краски или цветные карандаши и нарисовать свою «радость».
Еще хорошо себя зарекомендовал в работе с педагогами, как, впрочем, и с детьми, такой способ расслабления, как рисование (или разукрашивание готовых шаблонов) «мандал». Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита «круг». У разных народов, в самых разных культурах мандала имеет особый сакральный смысл: часто ее считают символическим отражением духовной, психической гармонии. Рисование и разукрашивание мандал помогает снять внутреннее напряжение, сосредоточиться, успокоиться.
Уже больше года мы используем кинетический песок. Песок активно используется родителями и педагогами для решения различных развивающих задач при взаимодействии с детьми. Как показала практика, не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Игра с песком способствует расслаблению, снятию раздражительности и стресса, активизации мышления и воображения. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает нашим педагогам отдохнуть, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
Мы считаем, что в условиях лицея, как и любого учреждения образования, очень важно обеспечить именно раннюю, первичную, профилактику профессионального (эмоционального) выгорания педагогов. И по нашему мнению, целенаправленная совместная работа психолога, педагогов и администрации лицея, в частности, проведение предложенного цикла тренинговых занятий «Чтобы не «сгореть» на работе…», позволяет решить эту задачу. Актуализация личностных и эмоциональных ресурсов, эмоциональная поддержка коллег помогает научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение в нестандартных ситуациях (например, в рамках психологических игр) позволяет выйти из привычной роли педагога и попробовать себя в различных социально-психологических обстоятельствах. Использование различных арт-техник помогает справиться со стрессом, снять эмоциональное напряжения повысить настроение и зарядиться оптимизмом.
Наверное, многим известны слова Джованни Руффини: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Однако нам хотелось бы произнести ее иначе: «Светя другим, не сгорите сами!».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. – М.: Ось-89, 2003. – 144 с.
- Водопьянова, Н.Е. «Психическое выгорание» и качество жизни / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Психологические проблемы самореализации личности. Сб. научных трудов. - СПб., 2002.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. Сб. научных трудов. - СПб., 2000. - С.443-463.
- Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. – 440 с.
- Иванова, В. Мандала для педколлектива. Игра-метафора / В.Иванова // Школьный психолог – 2005 - № 6
- Крушельницкая, О. Тренинговое упражнение «Застенчивый булочник» / О. Крушельницкая, В. Орлов // Школьный психолог – 2008 - № 12
- Осухова, Н. Профилактика профессионального выгорания / Осухова Н., Кожевникова В.//Школьный психолог – 2006 - № 16
- Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 480с.
- Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» / Е.С. Старченкова. - СПб., 2002. - 357с.
- Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя; учебное пособие. / Т.В. Форманюк. - М.: Просвещение, 2004. - 356с.
- Групповая дискуссия «Угон самолета» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/case/1065-gruppovaya-diskussiya-ugon-samoleta - Дата доступа 18.01.2019 г.
Приложение
Занятие № 3 из цикла «Чтобы не «сгореть» на работе…»
«Кто угнал самолёт?»
Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ) и его профилактике;
- познакомить педагогов с ролью психологической игры в профилактике эмоционального выгорания;
- создать условия для осознания эффективных моделей принятия группового решения;
- способствовать развитию коммуникативных навыков участников.
Необходимые материалы и оборудование: 24 карточки с информацией, лист формата А1 (для сбора общей информации) и маркеры (или доска и мел).
Ход занятия
1. Приветствие, актуализация темы
«Сегодня мы продолжаем говорить о синдроме эмоционального выгорания педагогов и его профилактике.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Специалисты выделяют несколько типов людей, особенно подверженных СЭВ:
- "педантичный" тип, характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
- "демонстративный" тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
- "эмотивный" тип – впечатлительные и чувствительные люди. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
В целях направленной профилактики СЭВ необходимо:
- научиться снимать рабочее напряжение,
- повышать профессиональную мотивацию («Ради чего я работаю?»),
- выравнивать баланс между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением,
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки,
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой,
- проще относиться к конфликтам на работе,
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Одним из способов профилактики «эмоционального выгорания» является переключение с одного вида деятельности на другой. Решению этой задачи может способствовать такая форма деятельности, как психологическая игра. Психологические игры позволяют отреагировать эмоции, снять напряжение, отвлечься от рутинной деятельности, получить новый опыт».
2. Психологическая игра «Угон самолета» [11]
Количество участников – до 24 человек.
Игра заканчивается, когда группа дает аргументированный ответ (называет имя угонщика). Чаще всего игра длится около 45 мин.
Участникам игры раздается 24 карточки, каждая из которых содержит определенную информацию. Если участников игры меньше, то некоторым могут быть даны две карточки.
Далее ведущий зачитывает группе следующую информацию: «Где-то когда-то кем-то совершено какое-то преступление. У вас на руках имеется информация о нем, которой располагает полиция. Ваша задача найти преступника по этой информации».
Во время игры участникам не разрешается обмениваться карточками или складывать их в одном месте. Карточка должна постоянно находиться в руках того, кто ее получил.
Надписи на карточках:
1. Через два дня после угона самолета полицейские Фани обнаружили пять американок, которые были несколько похожи на описание угонщиц.
2. Самолет угнан 14 августа вечером.
3. Беттина Бенг разыскивается в США, потому что она продала 50 граммов марихуаны.
4. Девушка, которая влюбилась в жителя острова Фани, имеет собаку, похожую на смесь овчарки и колли, по имени Роберт.
5. Анна Диркс рассталась с женихом прямо накануне свадьбы.
6. Анна Диркс влюбилась в жителя острова Фани.
7. Анни Меркуль очень интересуется религиозными праздниками острова Фани.
8. Полиция сообщает, что месяц назад молодая женщина приплыла на парусной лодке на остров и привезла большую, странно выглядящую собаку.
9. У угонщицы волосы светло-русые волосы и голубые глаза.
10. Сестра девушки, которая работает в Службе помощи развивающимся странам Министерства иностранных дел, и ее секретарша приплыли в лодке на остров с Филиппин.
11. Лиза Ланге, археолог, убеждена, что человеческая жизнь впервые возникла на острове Фани, и она хочет найти доказательства этому.
12. Метхильд Малер — секретарша Беттины Бенг.
13. Пилоту приказали лететь через остров Фани, где угонщица в середине ночи спрыгнула с парашютом из самолета.
14. У археолога черные волосы и карие глаза.
15. Министерство иностранных дел послало сестру Беттины Бенг на Фани, и она там живет уже год.
16. Метхильд Малер приехала первый раз на остров 16 августа.
17. Когда полиция нашла Лизу Ланге, она отцепляла парашют от дерева.
18. Угонщица сбежала из психиатрической больницы США.
19. У Лизы Ланге плохое зрение.
20. Метхильд Малер увлекается разведением тропических рыб.
21. Сестра Беттины Бенг увлекается прыжками с парашютом.
22. Брат девушки, интересующейся религией острова Фани, работает полицейским в Сан-Франциско.
23. Самолет вылетел по маршруту Гаваи-Сингапур и был захвачен угонщиком.
24. Лодка, в которой были женщина и собака, приплыла на остров из Сан-Франциско.
Ответ:
- угонщица самолета — Анни Меркуль,
- аргумент — отсутствие алиби,
- стратегия – метод исключения.
Обсуждение:
- Какая стратегия была выбрана участниками для решения задачи?
- Кто был лидером в группе?
- Что было наиболее сложным?
3. Рефлексия, получение обратной связи
Занятие № 4 из цикла «Чтобы не «сгореть» на работе…»
«Я рисую радость»
Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
- актуализировать знания педагогов об использовании техник арт-терапии в профилактике эмоционального выгорания;
- познакомить педагогов с техникой арт-терапии «Картина радости» как средством снятия психоэмоционального напряжения и гармонизации эмоционального состояния, отработать навык применения с помощью упражнения;
- повысить стрессоустойчивость участников занятия.
Необходимые материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, гуашь.
Ход занятия
1. Приветствие, актуализация темы
«Сегодня мы продолжаем наш разговор о синдроме эмоционального выгорания педагогов и способах профилактики его возникновения. Умение снимать, «сбрасывать» свое психоэмоциональное напряжение является очень полезным для профилактики эмоционального выгорания. Как одно из средств снятия напряжения можно использовать техники арт-терапии. Арт-терапия давно уже перешагнула за границы кабинетов врачей и психологов и вышла в самые широкие народные массы. Она является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, к этому методу прибегают как в состоянии сильного стресса, так и в качестве «профилактики» плохого настроения.
2. Арт-терапевтическая техника «Картина радости»
«Я хочу вам предложить технику арт-терапии «Картина радости». Когда ее можно применять? Если вам грустно, скучно, нет цели в жизни или вы пребываете в «подвешенном» состоянии. А может быть, просто накопилась моральная и физическая усталость? Тогда нужно взять краски или цветные карандаши (маркеры тоже сгодятся) и... нарисовать свою радость.
Когда будете водить кисточкой или карандашом по бумаге, обязательно прислушайтесь к своим ощущениям и внутреннему голосу. Погрузитесь в рисование, как будто вы знаменитый художник - Тициан или Ван Гог. Но все время помните, что вы рисуете свою РАДОСТЬ. Это может быть что-то конкретное или просто абстрактная «мазня», круги и всякие завихрения. Не ограничивайте свою фантазию!
Закончив, отложите работу на 10-15 минут. Если потом при взгляде на нее вы будете чувствовать тепло, значит, вы отдались своей картине полностью. И она на долгие годы станет вашим талисманом в рамке».