Задачи урока:
- организация рабочего места при работе с природными материалами;
- познакомить детей с новыми приемами работы: раскладывать детали, аккуратно наносить капельки клея кисточкой на деталь;
- познакомить с новым знаком-помощником;
- развитие сенсомоторики, наблюдательности, способности соотносить форму, размер и цвет засушенных листьев с деталями фигурки.
Формирование УУД:
- умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста и иллюстративного материала (по рисунку организовать рабочее место для работы с природными материалами, выполнять задания в соответствии с указаниями знаков-помощников);
- определение особенностей изделия в процессе его анализа;
- выполнение работы с опорой на инструкционную карту;
- сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией);
- освоение приемов аппликации;
- формирование необходимых нравственных качеств (трудолюбие).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа по иллюстрациям учебника, упражнение, коллективноеобсуждение конструкции изделия, организация самостоятельной практической работы, оказание индивидуальной помощи привыполнении детьми самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствуют дети учителя. Учитель проверяет готовность к уроку.
2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
- Открываем учебник на с. 16, зачитываем заголовок: «Работаем с природными материалами». Просим детей рассмотреть природные материалы на рисунке и назвать их. (Ожидаемый ответ: «Шишки, веточки, семена, скорлупа грецкого ореха».)
Предлагаем рассмотреть нижний рисунок и перечислить инструменты, которые понадобятся для работы с природными материалами (карандаш, ножницы, кисть для клея).
Обращаем внимание на рисунок вверху, иллюстрирующий, как организовать рабочее место. Объясняем: перед собой нужно положить лист картона — на нем будем размещать детали аппликации.
Около листа картона расположим стопочкой макулатуру для работы с клеем.
Поясняем: макулатура — это газета или другая чистая ненужная бумага. Во время работы с клеем испачканный лист каждый раз заменяется на чистый. На углу стола поставим подставку с инструментами (ножницы, кисть для клея, простой карандаш).
Обращаем внимание на то, что инструменты никогда не раскладывают на столе, так как это может привести к травме. Рядом с подставкой поставим коробочку с природным материалом, бутылочку с клеем ПВА, салфетку для удаления ненужных капелек клея и коробочку для отходов. Предлагаем детям приготовить рабочее место, используя рисунок.
3. Анализ конструкции образца
Открываем учебник на с. 19, зачитываем тему урока. Спрашиваем, что такое аппликация? (Ожидаемый ответ: «Аппликация — это приклеивание различных деталей на бумагу или картон».)
Просим детей рассмотреть фотографии поделок, зачитываем задание: «Сделай в подарок открытку с фигуркой животного на листе картона». Спрашиваем: из каких деталей сделана открытка? (Ожидаемый ответ: «Из листа картона и фигурки животного».)
Поясняем, что цвета картона и листьев должны быть разными, иначе фигурку будет плохо видно на картоне.
4. Анализ технологической последовательности изготовления изделия
Предлагаем детям рассмотреть нижний рисунок, зачитываем задание: «Отбери засушенные листья для деталей фигурки, например для лисы». Поясняем: подбирать листья надо так, чтобы их форма и размер соответствовали деталям фигурки. Например, для детали головы подойдет небольшой продолговатый листик, а для ушей — узкие и короткие листья, для туловища нужен большой лист, для грудки чуть меньше, чем для туловища, для хвоста — большой и изогнутый. Глаза можно сделать из черешка.
На с. 20 обращаем внимание детей на новый знак-помощник: он призывает проверить правильность выполнения задания.
Поясняем: после выполнения задания ученик должен сравнить результат своей работы с рисунком учебника.
Зачитываем первое задание: «РАЗЛОЖИ на цветном листе картона детали фигурки». Поясняем новый прием работы: детали фигурки надо РАЗЛОЖИТЬ в центре листа картона, осторожно двигая их. Для того чтобы получилась красивая аппликация, места расположения листиков можно отметить карандашом.
Зачитываем второе задание: «Наклей их так, как показано на рисунке. НАНОСИ КАПЕЛЬКИ КЛЕЯ КИСТОЧКОЙ НА ДЕТАЛИ, а не на лист картона». Поясняем новый прием: сначала каждый листик - деталь осторожно укладывают лицевой стороной на макулатуру и кисточкой НАНОСЯТ капельки клея на жилки листика. Затем листик переносят на место и осторожно прижимают салфеткой к картону.
Зачитываем третье задание: «ВЫСУШИ готовую аппликацию под прессом. Им может стать стопка книг». Поясняем новый прием: готовую аппликацию накрывают чистым листом бумаги, сверху кладут стопку книг — иначе картон станет изогнутым.
5. Практическая работа
Предлагаем выполнить один из трех образцов открытки или придумать свой вариант. Напоминаем, что во время работы надо сравнивать результаты своей работы с рисунками учебника.
6. Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
Просим детей завершить работу. Оцениваем умение подбирать засушенные листья по форме и размеру деталей фигурки, подбирать цветной картон для аппликации, располагать аппликацию в центре листа, чисто и аккуратно выполнять работу. Дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину для мусора отходы, моют руки.
Обсуждаем с детьми материалы, инструменты и приспособления, которые надо приготовить к следующему уроку. Для этого открываем учебник на с. 21: это засушенные листья, цветной картон, клей ПВА, бумага для работы с клеем, кисть, ножницы, салфетка, подкладной лист.