Обучение монологической речи

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: монологическая речь


Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать
к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять
их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
Марк Туллий Цицерон

План

Обучение монологической речи

1. Определение монологической речи.
2. Уровни и виды МР.
3. Этапы обучения МР.
4. Опоры при обучении МР.
5. Контроль МР.
6. Литература.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемыхна основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование иформулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковыхконструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Что такое речь? Этот термин имеет несколько определений. Одно из них – это способность выразить свои мысли. Чтобы исчерпывающе ответить на вопрос «что такое речь», стоит представить себе, что было бы, если бы это явление отсутствовало. Тогда бы прекратилось всякое взаимодействие между людьми, в итоге общества как такового просто бы не существовало. Итак, речь – это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Для этого используют языки – как естественные (например, русский), так и искусственные. Механизмы возникновения речи весьма сложны. В них задействованы слуховой, зрительный и двигательный анализаторы мозга, а также речевой аппарат. Последний функционирует благодаря слаженной работе ряда органов дыхательной, голосовой и артикуляционной системы. Стоит отличать речь и язык, эти понятия не тождественны. Если последнее – это средство общения, то первое - это сам процесс общения. Если какой-либо язык присущ целому народу или даже нескольким народам, то речь является индивидуальной для каждого из его носителей.

Она имеет ряд функций: коммуникативная (установление контакта, сообщение информации), экспрессивная (выражение чувств, часто при помощи интонации), эстетическая (основную роль в этом случае играет не содержание сообщения, а его форма), сигнификативная (обозначение предметов и их свойств), директивная (попытка воздействовать на слушателя, побудив к действию).

Есть два основных вида речи – внутренняя и внешняя. Последняя подразделяется на письменную и устную (которая может быть в виде диалога или монолога). Внутренняя является фазой планирования деятельности, практической и теоретической (мысли). Для нее характерна отрывочность и ситуативность. Базируется она на основе внешней речи. Однако имеет свои особенности. К примеру, переход внешней во внутреннюю, или интериоризация, требует сжатия исходного объема информации.

Речь и мышление тесно связаны между собой. Человек думает, используя слова родного языка; слова же обобщают признаки, понятия и явления. С их помощью выражаются собственные мысли и воспринимаются чужие. Давно заметили, что слова влияют на процессы, происходящие в организме, что вызывается их значением и эмоциональной окраской: слова могут ободрить, а могут воздействовать негативно, вплоть до нарушения психики. Исходя из понимания того, что такое речь, можно сказать, что она – уникальное явление, свойственное лишь человеку. Некоторые могут возразить, констатируя тот факт, что животные также могут использовать кое-какие примитивные способы общения. Но свойства речи позволяют выразить свои мысли, а это недоступно для животных.

Развитие способности говорить – это стимул для развития интеллекта, поэтому общению с ребенком в первые месяцы его жизни надо уделять много внимания. Выполняя те или иные действия в присутствии малыша, маме стоит сопровождать их пояснением, к примеру: «Я беру кастрюлю... готовлю суп… сейчас будем кушать". Такие высказывания должны соотноситься с ситуацией, то есть на кухне родителям стоит говорить о еде, в ванной – о мытье, мыле, воде, а в спальне – о сне, одеяле, подушке и так далее. Психологи говорят, что прекрасный стимул для развития детей – это вопросы, задаваемые им. Потому общение с малышом стоит строить в форме диалога («что мама сейчас делает?» - «пылесосит»).

Прекрасным помощником для родителей будет книга. Стоит периодически читать ребенку на ночь сказку. Обращая внимание на иллюстрации, можно задать к ним вопросы. Таким образом, речевое общение дополнится анализом иллюстраций. Говорить с детьми стоит уже с первых месяцев их жизни, чтоб они постепенно привыкали к речи. Физиологические особенности малыша не позволяют ему в точности повторить то, что ему рассказывают взрослые, поэтому его первые попытки высказаться - неудачны. Что такое речь ребенка в возрасте до года? Это лепет, непонятные звуки. Разговаривать с ним стоит как можно чаще, чтобы ему было легче освоить навыки общения.

1. Учебная монологическая речь – связанное монологическое высказывание разного объема, содержащее учебную информацию и обладающее определенной конструкцией.

Пассов Е.И. определяет следующие характеристики монологической речи:

  1. Относительная непрерывность (т.е. сверхфразовое единство)
  2. Последовательность, логичность. Высказывание должно содержать ключевую фразу и слова, которые к ней относятся.
  3. Относительная смысловая законченность.

Обучение монологической речи (МР) происходит в процессе работы с текстом, на ситуативной основе и с использованием аутентичного образца устного монологического сообщения.

2. Существует три уровня монологической речи: средний, повышенный и высокий. В массовой школе возможно достижение среднего(базового) уровня. Главной его целью является формирование умения читать, понимать, развивать устную речь в форме повествования и описания.

Повышенный уровень также достигается на основе аудирования и чтения. Ученики выступают с самостоятельной личной оценкой прослушанного. Нужно учить выступать в различных сферах общения и ситуациях.

Высокий уровень (écoles spéciаlisées) – почти свободное владение языком и владение почти всеми видами речевой деятельности.

Виды монологической речи

Виды МР:

  • продуктивной-непродуктивной(репродуктивной).
  • подготовленной-неподготовленной для этого нужно создать

Подготовленная речь всегда осуществляется с опорой на память, ситуацию, схему, зрительную опору. Неподготовленная речь является естественной.

Формы подготовленной МР:

  • описание.
  • сообщение по теме, тексту, ситуации.
  • рассказ.

При этом используются различные опоры или заученные наизусть высказывания.

Неподготовленную речь достаточно трудно с инициировать. Это такой уровень владения языком, при котором говорящий в состоянии без прямых обсуждений к говорению может использовать ранее усвоенный материал в ранее не встречавшихся ситуациях. Для этого нужно создать такие условия и задать учебные схемы, в которых ученик захочет участвовать и говорить. Успех зависит от качества – насколько ситуация будет интересна и актуальна для учеников.

Как можно создать ситуацию:

  1. реальная ситуация из жизни, школьная ситуация.
  2. проблема.
  3. моделирование объективной действительности.
  4. инструкция.
  5. вербальная опора.
  6. наглядность (фото, рисунки, схемы).

Все эти примеры должны вызвать определенное эмоциональное состояние, желание включиться в общение.

3. Этапы обучения МР.

Обучение монологической речи включает два этапа:

  • работа с речевым образцом (предречевые упражнения).
  • работа со сверхфразовым единством (речевые упражнения).

В основе формирования речевого навыка монологического высказывания лежит работа с речевым образцом, повторение фраз в разных контекстах.

Требования к упражнениям, направленным на развитие МР.

  • всегда предъявляется образец.
  • если задается вопрос, то должен быть только один ответ или модель ответа.
  • вместе делаем упражнения по образцу (устно-речевые).
  • на обработку одной модели должно быть не более 8-10 (если больше, то внимание падает).
  • все упражнения должны иметь ситуативную направленность.
  • возможность самоконтроля по ключам.

Примеры предречевых упражнений:

  • подстановочные (изменить форму, время, найти синоним, антоним).
  • комбинационные (из двух предложение сделать одно).
  • трансформационные (меняем форму глагола).
  • конструктивные упражнения (дополнить фразу, восстановить фразу из отдельных слов).
  • языковые игры.

Позже переходят к упражнениям другого характера, которые должны привести к спонтанному высказыванию. Здесь важно, чтобы уч-ся могли объединить 2-3 фразы в одно смысловое целое. Трудно усваивается сложное предложение.

Условно-речевые упражнения:

  • имитативные.
  • подстановочные.
  • трансформационные.
  • репродуктивные.

Для достижения коммуникативные цели необходимо трехступенчатое построение высказывания: вступление, основная часть, заключение.

В коммуникативной лингвистике предлагают другие схемы:

  • что я хочу сказать по данной теме.
  • с чего я хочу начать.
  • какой вопрос в центре внимания.
  • что я хочу дополнить, опровергнуть.

Необходимо продумать конечную цель высказывания, оформить ее тезисно. Использовать различные средства связности текста, создающих структурную целостность: слова-экспликаторы, логико-смысловые опоры, лексико-синтаксические средства, акцентирующие мысль говорящего.

  1. Все опоры- визуально-вербальные. Можно использовать коллажи, схемы - кроки, рисунки, отрывки из фильмов и т.д. Самая эффективная опора- логико-синтаксическая схема. Например: «Я хочу…Для этого…Но…Боюсь, что…и тд». По этим опорам, можно научить логическому высказыванию. Они позволяют вовлечь в работу большое количество уч-ся.
  2. Контроль:
    - пересказ текста.
    -описание картинки или сравнение и сопоставление рисунков.
    -анализ ситуации.
    -дать оценку поступку персонажа.
    - высказать свое мнение.
    -дать комментарии.
    -описать ситуацию.
    -изложить содержание песни, стихотворени

Язык – одна из наиболее ярких и самобытных проявлений национального духа, национального мировоззрения и национальных традиций. Созданный как средство общения и выражения мыслей, он в процессе своей эволюции обрел множество других функций, необходимых для удовлетворения все возрастающих потребностей общества в его общеэтническом и ареальном преломлении.

Литература

  1. Е.В. Пассов «Коммуникативная методика обучения иностранному языку».
  2. Е.В. Пассов «Основы методики обучения иностранному языку».
  3. Е.В. Плешкова «Анализ функциональной системы речи у детей».
  4. В.К. Воробьева «Развитие речи в норме».
  5. Ф.де Соссюр «Труды по языкознанию».