…Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра,
милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией
не только религиозной организации, но и общества в целом…
Д.А.Медведев
Вопрос духовно-нравственного воспитания младших школьников на современном этапе взаимодействия государства и школы с религией и церковью является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причинами данной ситуации явились отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров, спад культурно-досуговой работы с детьми и физической подготовки.
Все эти проблемы волнуют родителей и учителей. Уходит старшее поколение, а вместе с ним, к нашему сожалению, традиции, культура, нравственные ценности, которыми мы гордились с давних пор. Народ, не знающий своей истории и культуры, обречён на духовное вырождение.
В нашей многонациональной стране, где представлены религии и культуры разных народов, люди должны сохранять культурные ценности своего народа и уважать традиции других народов.
Поэтому актуально решение следующих проблем:
- знакомство с основами религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений о значении нравственных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий о духовной культуре, морали, полученных учениками в начальной школе;
- воспитание уважения к отечественной истории и культуре;
- развитие способностей младших школьников на основе взаимного уважения и диалога.
С апреля 2010 г. в Российской Федерации начался небывалый по масштабам эксперимент, затронувший не только всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, но и вызвавший широкий резонанс среди людей, далёких от образования. Это – введение и апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», где духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Изучение данного курса создаёт условия для формирования у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Для учителей была организована краткосрочная курсовая подготовка.
Вместе с тем, анализ итогов апробации курса позволил сделать вывод о наличии определённых профессиональных дефицитов в работе учителей, особенно начальной школы: отсутствие необходимых базовых знаний по религиозным культурам. Это требует дополнительного углубленного повышения квалификации педагогов и оказания необходимой консультативной помощи с привлечением деятелей науки и культуры.
Несмотря на то, что в процессе подготовки преподавателей ОРКСЭ особое внимание уделялось методике преподавания, современным технологиям, они испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации по вопросам методики духовно-нравственного воспитания, реализации современных образовательных технологий (в особенности, технологий приобщения к ценностям). В связи с этим особенно актуальным является привлечение учителей-практиков к обмену опытом по проблемам преподавания ОРКСЭ с организацией показа открытых уроков, с обсуждением вопросов о формах и видах организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ, способов повышения мотивации обучающихся.
Новый курс имеет не только образовательную специфику, но и такой важный компонент как – духовно-нравственное воспитание. Уроки должны затрагивать душу ребёнка. Это очень ответственно. Никто из нас не является компетентным в православной, иудейской, мусульманской, буддийской культурах, а также специалистом по светской этике.
Когда продумываешь урок, опираться на жизненный опыт ребёнка тоже не имеешь возможности, в силу малого возраста ученика, недостатка читательского опыта. Количество уроков литературного чтения в 4 классе – 3 часа в неделю. Каждый учитель занят самостоятельными поисками ответов на возникающие вопросы и проблемы. На это тратится большое количество времени.
Педагоги сами на просторах интернета начали создавать методическую копилку по преподаванию курса ОРКСЭ. На уроках используют межпредметные связи с уроками литературного чтения, истории, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства. Учителя применяют в работе методы проблемного и интерактивного обучения, привлекают родителей, задействуют различные формы работы на уроке.
Новый предмет вызвал интерес у младших школьников. Учащиеся стали понимать, что человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой: делать её лучше и чище. У детей появился интерес к своему внутреннему миру, к умению анализировать собственные поступки, делать осознанный нравственный выбор.
Опыт работы показывает, необходимо ликвидировать методический «голод», а для этого важно живое общение, активный обмен опытом посредством вебинаров, видеоконференций, проведение уроков в режиме on-line, издание методических материалов, прошедших экспертизу.
Таким образом, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - стало важной составляющей всей системы воспитания.