На современном этапе развития общество претерпевает существенные изменения, связанные с нарастающим объемом информации, усложнением отношений между людьми в самом обществе, а значит и система образования переживает реформирование. Система образования в России выдвигает новые требования к подготовке педагогических кадров, способных к социальной адаптации в обществе, к принятию самостоятельных решений, работе в коллективе, к самообразованию и самосовершенствованию, т.е. формированию широкого спектра профессиональных компетенций.
Существуют различные трактовки понятия компетенции, обобщая которые, можно сделать вывод, что профессиональная педагогическая компетентность – это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека.
В государственном стандарте профессионального образования в качестве основных элементов педагогической компетентности выделяют:
- специальную компетентность (СК) в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт);
- общие компетенции (ОК), которые, прежде всего, ориентированы на общее умение педагога жить в современном мире, что подразумевает полноценное участие в социокультурной жизни общества, взаимодействие с окружающими в сфере личного и профессионального общения, применение различных источников и средств получения, обработки и сохранения информации, оперирование легальными средствами защиты своих прав и свобод в случаи их нарушения, корректное проявление своей религиозной, национальной, культурной, профессиональной идентичности и так далее [1, 4].
Развитие общих компетенций связано с обще-гуманитарным учебным циклом подготовки педагогов и предполагает внедрение активных методов обучения. В основе активных методов лежит субъект-субъектный подход к обучению - не простое запоминание, а самостоятельная добыча знаний, самостоятельный поиск студентами способов и средств решения поставленной задачи, диалоговое общение как между преподавателем и студентом, так и между студентами.
Критерием успешности обучения выступает степень активности студента в познавательной деятельности, так как сама по себе деятельность является активным отношением субъекта с объектом или субъектом отношений [2, 3].
В рамках изучения курса «Педагогика» студентами СПК Москомспорта нами использовались интерактивные методы обучения – методы, опирающиеся на эффективность группового взаимодействия и совместную деятельность по решению различных задач [6]: дискуссия, иммитационные игры, элементы тренинга педагогического общения, анализ конкретных ситуаций (кейс-стади).
Из всех используемых методов, именно «кейс-стади» позволяет решать широкий спектр образовательных задач:
- формировать знания и умения,
- формировать практический опыт применения полученных знаний,
- оценивать уровень усвоения знаний и формирования умений,
- развивать специальные и общие компетенции,
т.е. одновременно и усваивать знание, и формировать профессиональные компетенции. Данный метод представляет собой детальный анализ реальной или имитированной педагогической ситуации, выявление частных и общих свойств изучаемых процессов и явлений, и моделирование образцов различных способов деятельности, оценок, реакций [4], поэтому используется как средство обучения, и как оценочное средство при написании ИКР на устном зачете и экзамене.
В течении 4-х семестров изучения «Педагогики» происходило повышение уровня сложности заданий в рамках метода «кейс-стадии» от одного раздела курса.
В разделе «Введение в профессиональную педагогическую деятельность» студенты знакомились с алгоритмом решения педагогической задачи, предложенным В.А.Сластененым и Л.С.Подымовой [5]:
- увидеть имеющиеся противоречия в предложенной ситуации и перевести ее в задачу,
- провести анализ и осознание проблем,
- провести анализ исходных данных,
- сделать прогноз действий,
- выбрать методы и средства воздействия,
- провести анализ результатов.
Студентам предлагалось выделить этапы решения задачи и выразить мнение об эффективности решения на каждом этапе и в целом во время занятий.
В разделе «Ребенок как объект и субъект профессиональной педагогической деятельности» студенты уже решают конкретные педагогические задачи, которые требуют применения знаний о возрастных особенностях ребенка, о ведущей деятельности на разных этапах развития ребенка, учитывают факторы и условия, влияющие на развитие ребенка.
В разделе «Дидактика» решение педагогических задач во время занятий направлены на определение методов обучения или же на разработку рекомендаций по использованию этих методов, привлекая знания и умения, полученные в предыдущих разделах педагогики и других дисциплинах. Так же студенты самостоятельно составляют педагогические ситуации и перечень вопросов, необходимых для решению задач с учетом возрастных особенностей, особенностей использования методов обучения, требований к оценочной деятельности, требований к профессиональной деятельности педагога и т.д
В разделе «Теория воспитания» решение педагогических задач во время занятий направлены на определение методов воспитания или же составление рекомендаций по использованию этих методов, или технологий воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, требований, предъявляемых к использованию различных методов воспитания, принципов воспитания и т.д.. Работая в микрогруппах, студенты составляют педагогические ситуации и перечень вопросов для решения педагогических задач. Происходит обмен задачами между микрогруппами.
В разделе «Коррекционная педагогика» предлагаются задачи, которые направлены на определение причин отклоняющегося поведения, его вида, способах профилактики и реакции учителя на поступок, факторах риска возникновения отклоняющегося поведения и т.д. Так же студенты составляют педагогические ситуации и перечень к ним необходимых вопросов для решения задач. Происходит обмен задачами в микрогруппах.
Следует отметить, что решение педагогических задач и составление педагогических ситуаций требует от студентов использования знаний и умений, полученных при изучении всех разделов дисциплины «Педагогика», а также и других дисциплин, т.е. реализуются межпредметные связи.
В ходе использования данного активного метода обучения студентов СПК Москомпорта была выявлена его эффективность и отмечена динамика активности студентов при решении педагогических задач:
- на начальном этапе использования «кейс-стади» задания выполняют только самые активные и способные студенты.
- по мере применения данного метода как средства обучения повышается качество выполнения заданий и количество студентов, выполняющих эти задания. К концу обучения студенты могут составить педагогические ситуации для их анализа и перечень вопросов к ним, демонстрируя как уровень усвоения их знаний, так и формирование профессиональных умений.
В рамках занятий студентов СПК Москомспорта по дисциплине «Педагогика» используются кейсы, составленные В.Ю.Питюковым, Бейзеровым В.А. и преподавателем СПК Москомспорта Мамедовой П.Х., а также видео материалы и элементы ролевых имитационных игр.
Литература
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
- Методика преподавания психологии : уч. пособие / Т.Л. Чепель.- Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2006. - 425 с.
- Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: уч.пособие для студентов сред. проф. заведений / С.А. Мухина, А.А.Соловьева. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 379 с.
- Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения.- М.: Просвещение, 2006.- 336 с.
- Педагогика. Учебник для бакалавров /Общ. Ред. Сластенина В.А., Подымовой Л.С. – М.: Юрайт-Издат, ООО, 2017.- 332 с.
- Педагогика: в 5 ч.: Ч. 3: учебно-методический комплекс: рабочая тетрадь /авт.-сост. А.Г.Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 88 с.