Цель: осмысление абстракции как вида изобразительного искусства.
Задачи:
- Познакомиться с абстрактным искусством на основе изучения творчества художников К.Малевича, В.Кандинского, П.Пикассо, Э.Мунка, А.Лентулова, М.Эшера, Р.Делоне, М.Ларионова, П.Филонова.
- Осознать смысл абстрактного искусства как части искусства и культуры;
- Выполнить индивидуальные абстрактные работы.
Ход урока (этапы):
- Вводная беседа на тему «Творчество художников-абстракционистов» (5 мин)
- Рассмотрение репродукций картин художников (5 мин)
- Просмотр видеофильма «Абстракция» (5 мин)
- Проведение игры по группам в виде «мозгового штурма » на актуальную тему «Зачем нужно абстрактное искусство?» (30 мин)
- Выполнение индивидуальных работ в абстрактном стиле на свободные темы (20 мин)
- Защита самостоятельных работ (15 мин)
- Обсуждение итоговой выставки работ (самооценка) (5 мин)
- Проведение самоанализа урока (рефлексия) (5 мин)
Оборудование:
Для учащихся:
- листы плотной бумаги А4 и А5;
- простой карандаш;
- гуашевые краски;
- жёсткие кисти;
- палитра;
- ёмкость для воды;
- учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура. 7 класс» А.С.Питерских, Г.Е.Гурова, С. 19, 26.
Для учителя:
- специализированный кабинет;
- компьютер;
- интерактивная доска;
- видеофильм «Абстракция» К.Полянского;
- наглядный ряд – репродукции картин К.Малевича, В.Кандинского, П.Пикассо, Э.Мунка, А.Лентулова, М.Эшера, Р.Делоне, М.Ларионова, П.Филонова.
- учебник «Искусство. 8-9 классы» Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской, С. 12, 62, 94, 125, 128, 129, 134, 135;
- рабочая доска;
- музыкальный ряд – инструментальные композиции Поля Мариа;
- электронный журнал;
- запас художественных материалов и инструментов.
Исходя из основной цели занятия – осмысление абстракции как вида изобразительного искусства, одной из задач урока выступает проведение групповой игры на актуальную тему «Зачем нужно абстрактное искусство?» При этом применяется интерактивная педагогическая технология «мозгового штурма».
Это двухэтапная процедура решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, на втором они конкретизируются и развиваются (по А.Осборну). Человек дает свободу полета своей фантазии. Важнейшей предпосылкой, на которую опирался Осборн, является представление о наличии у каждого человека двух важнейших аспектов работы мозга: творческого разума и аналитического мышления. Их чередование, по мнению Осборна, и составляет основу всех процессов творческой работы.
____________________
Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся.- Москва: «Перспектива», 2014.- 207 с.
Метод включает в себя два основных этапа:
- Этап выдвижения (генерации) идей.
- Этап анализа выдвинутых идей.
Работа в рамках этих этапов должна выполняться при соблюдении ряда основных правил. На этапе генерации их три:
1. Запрет критики.
2. Запрет обоснований выдвигаемых идей.
3. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические.
На этапе анализа основное правило: выявление рациональной основы в каждой анализируемой идее.
Во время «мозгового штурма» создается особое психологическое состояние группы, кода приветствуются шутки, смех, когда думается без особых волевых усилий и принимается во внимание все, что придет в голову, начинает работать подсознание – мощный ресурс творческого мышления.
Цель реализации данной педагогической технологии на представленном уроке – сформировать положительную мотивацию к обучению через активное взаимное общение.
Задачи:
- пробудить интерес к изучаемому;
- создать позитивные эмоции в учебном процессе;
- развить творческие способности учащихся;
- развить коммуникативные способности;
- развить логическое мышление.
Воспитательные задачи соответственно возрасту учащихся и поставленным задачам - прогноз достижений на выходе - учащиеся:
- активно включаются в общий учебный процесс, их интересует предмет изучения;
- самостоятельно предлагают темы для дальнейшего изучения, планируют его;
- намечают вектор своего личного развития;
- учатся творить, не опасаясь отрицательной обратной связи, негативных замечаний учителя или учащихся;
- учатся создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности и открытости;
- учатся радоваться своим открытиям и делиться своими победами;
- учатся адекватно и стойко принимать, признавать поражения и находить позитивный способ для дальнейшего их неповторения;
- учатся не падать духом, верить в себя и свои силы;
- развивают свои творческие, креативные способности;
- определяются в своих индивидуальных способностях, умениях и желаниях с целью дальнейшей профессионализации;
- учатся говорить, монологизировать, высказывать грамотно и связно свои мысли;
- учатся общаться, строить диалоги, договариваться, находить компромиссы, анализировать, выслушивать чужое мнение, проявлять терпимость и толерантность, учатся слушать, слышать и понимать, рефлексировать;
- учатся использовать свой эмоциональный интеллект: не бояться проявлять искренние эмоции, чувства.
Организационно-методические задачи и варианты их решений:
- Организовать учащихся на мероприятие – заинтересовать, заинтриговать, дать общую установку на действие, создать доброжелательную атмосферу, позитивный настрой.
При решении данной задачи рекомендована активность со стороны учителя. Хотя учащиеся и выполняют относительно пассивную роль, но тоже могут проявлять себя. И если это по теме, то это поощряется. - Осуществить наблюдение за правильным ходом мероприятия – корректировать в случае сильного отклонения от общей темы, оказывать помощь в случае существенных затруднений и непредвиденных ситуаций, следить за общей атмосферой в классе, за соблюдением санитарно-гигиенических и этических норм.
При решении задачи учитель относительно пассивен, является внимательным наблюдателем, находится «на подхвате». Главная роль отводится детям – участникам, экспертам. - Оказать помощь при подведении итогов – корректировка работы экспертной группы, помощь при обращении учащихся в спорных ситуациях и при общем оформлении протоколов.
Роль учителя и участников-экспертов равнозначна. - Организовать коллективную работу по созданию общей художественной композиции.
Роль учителя здесь первостепенна, но учителя-советчика.
Мнения и решения учащихся рассматриваются, учитываются и принимаются в той или иной мере. - Создать условия для рефлексии – эмоционального всплеска, обмена эмоциями и мнениями, планами на будущее.
Роли руководителя и участников не регламентированы и не строго подведены.
План проведения технологии (этапы) (30 мин):
- Сообщение темы, цели, правил адекватного поведения и доброжелательного сотрудничества, критериев оценки высказываний, установление заинтересованности, интриги (3 мин)
- Выбор научных экспертов самими учащимися или же при необходимости при подсказке учителя (2 мин)
- Разбивка класса на группы по желанию учащихся или же по предложению учителя в случае затруднений (2 мин)
- Выбор внутри группы командира для оформления общих протоколов записей-мнений (1 мин)
- Изложение исходной ситуации, разъяснения по объекту обсуждения (2 мин)
- Ответы на вопросы учащихся, возникшие по ходу общих объяснений (1 мин)
- Выполнение коллективных записей внутри групп (10 мин)
- «Атака мыслей» - выступления командиров, которые выслушиваются другими участниками без критики и без дополнений (10 мин)
- Работа экспертной группы – выявление наиболее многозначных ответов по группам и выделение наиболее интересных мнений (3 мин)
- Создание продукта экспертами в виде коллективной работы – абстрактной композиции по теме урока (2 мин).
Содержание интерактивной технологии:
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная, совместная с учителем.
Методы: беседа, рассказ, диалоги, монологи, обсуждения, анализ.
Приёмы: мимика, голос, жесты, манера поведения, внешний вид.
Средства: наглядность, раздаточный материал, тематическое окружение.
Конспект реализации технологии «мозгового штурма»:
Сообщение темы - «Зачем нужно абстрактное искусство?»;
Постановка цели -
- «Понять смысл абстрактных работ художников»;
- Правил адекватного поведения – быть сдержанным в высказываниях, уважительным;
- Правил доброжелательного сотрудничества – проявлять терпимость, терпение;
- Критериев оценки высказываний и мнений – без критики, равные права;
- Установление заинтересованности, интриги – «Может быть можно обойтись и без этого вида изобразительного искусства? Сейчас выясним» (3 мин)
- Разбивка класса на группы по желанию учащихся или же по предложению учителя в случае затруднений (2 мин)
- Выбор научных экспертов – «искусствоведов» по числу групп - самими учащимися или же при необходимости при подсказке учителя (2 мин)
- Выбор внутри группы командира – «художника» - для оформления общих протоколов записей-мнений (1 мин)
- Изложение исходной ситуации, разъяснения по объекту обсуждения (2 мин) – каждый предлагает максимальное количество ответов на вопрос по теме «Зачем нужна абстракция?»
- Ответы на вопросы учащихся, возникшие по ходу общих объяснений – непредсказуемы, требуют ситуативного решения (1 мин)
- Выполнение коллективных записей внутри групп – «художник» оформляет краткие высказывания-мысли участников группы в виде протокола - «эскиза» На выскaзывания учaстников никто не отвечaет. По их поводу не дискутируют, их не оценивaют, не aнaлизируют, a зaписывают в том виде, в кaком они излaгаются. Поощряются любые, сaмые фaнтaстические идеи. Учaстники могут выскaзанные идеи комбинировaть, видоизменять и улучшaть. Можно стaновиться на позицию другого и рaзвивать его идеи. Нельзя критиковать идеи других. Для стимулировaния мыслительной деятельности можно использовать список контрольных вопросов, которые разбираются последовательно. Можно зaдaвaть вопросы такого рода: «А если сделать нaоборот?», «А если изменить условия?» (10 мин)
- «Атака мыслей» - выступления командиров, которые выслушиваются другими участниками без критики и без дополнений – каждому выделяется не более 2 мин. Ведущий постоянно поддерживaет «атаку мыслей» репликами, констатирующими или одобряющими зaмечаниями, которые должны стимулировaть нaпряженное и продуктивное мышление (10 мин)
- Работа экспертной группы – «искусствоведов» – анализ выявление наиболее многозначных ответов по группам и выделение наиболее интересных мнений (3 мин)
- Создание продукта «искусствоведами» в виде коллективной работы – абстрактной композиции по теме урока – комбинация из абстрактных фигур – «эскизов» (2 мин).
Методическое сопровождение:
Оборудование:
- Для учащихся: ручка, лист - черновик.
- Для «художников»: «эскизы» - абстрактные фигуры из цветной светлой бумаги, ручка .
- Для «искусствоведов» - лист – «протокол» для фиксации результатов.
- Для учителя: специализированный кабинет, рабочая доска, запас материалов и инструментов (листы бумаги, ножницы, клей, ручки).
Перспективы использования данной технологии:
Интерактивная педагогическая технология «мозгового штурма» актуальна и перспективна в реализации образовательных задач, так как не имеет рамок узкой специализации и может применяться на уроках, внеурочных занятиях и различных мероприятиях абсолютно любой тематики. Может быть частью большого мероприятия или же самостоятельным действом. Если говорить о специфике учебного предмета «Изобразительное искусство», в котором главное место всё-таки, на мой взгляд специалиста-предметника, является практическая составляющая, то я бы рекомендовала её как предварительную или же заключительную часть (в зависимости от поставленных целей) всего мероприятия. Я это объясняю тем, что в изобразительной деятельности умение выражаться на языке художника через выразительные возможности художественных материалов, через создание чувственных образов и яркой передачи эмоций и чувств, через рисунок, цвет и объём – является доминирующим над вербальным общением. Коммуникация же является сопутствующим компонентом, неотъемлемым и немаловажным как в изобразительной деятельности, так и в любой другой творческой активности, позволяющей личности не замыкаться в себе, а уметь контактировать с окружением. А развитие и воспитание личности – основная цель обучения.
Поэтому применение технологии «мозгового штурма» интересно, эффективно и обосновано.
Литература
- Голубкова О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. //СПб., 1998. С.16.
- Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков)// Школьные технологии.2002. №4., С.49-58.
- Ибрагимова О.В., О преподавании предмета «Искусство» (8-9 классы) и «Мировая художественная культура» (10-11 классы)// Наро-Фоминск, МАОУ ДПО «Учебно-методический центр», 2014, С. 41.
- Ибрагимова О.В., Корнев Д.В., Переверзева И.А., Сергеева Г.П.. Чернилевская О.Н. Планируемые результаты обучения. Музыка. Изобразительное искусство. Искусство. Мировая художественная культура. Народное творчество// Балашиха, 2015, С. 46.
- Нечаев М.П., Романова Г.А. Игровые педагогические технологии в организации внеурочной деятельности обучающихся. – М., «Перспектива», 2014ю С. 24.
- Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник для 7 класса// М., Просвещение. 2014., С. 19,26.
- Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса//М., Владос, 2013. С. 369.
- Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство. Учебник для 8-9 классов// М., Просвещение, 2012., С. 12, 62, 94, 125, 128, 129, 134, 135.
- Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: новые подходы// Учитель. М., 2000., №1., С. 25-27.
- Чернилевская О.Н., О преподавании предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах в соответствии с ФГОС ООО// Наро-Фоминск, МАОУ ДПО «Учебно-методический центр». 2014. С. 24.