Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Как мы помогли Лунтику»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: Закрепление пройденного материала.

Задачи:

  • Закрепить количественный и порядковый счёт; ориентировку во времени; ориентировку в пространстве; знание геометрических фигур, знание цифр, умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, умение называть части целого, сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, речь.
  • Воспитывать интерес к математике, самостоятельность, отзывчивость.

Демонстрационный материал: письмо, мяч, замок, игрушка Лунтик, бумажные «камни» разной формы (ромб, трапеция, овал, пятиугольник, прямоугольник, круг), магнитная доска, карточки с цифрами и знаками =,<,>, корзина с объёмными геометрическими фигурами, плакат «Ориентация на листе бумаги», наборы блоков Дьенеша, обручи, музыкальный центр, аудиозапись «Полёт».

Раздаточный материал: карточки с цифрами, пеналы с геометрическими фигурами, двухполосные карточки, части геометрических фигур( ½,1/4) (изображения угощений), карточки-расшифровки по работе с блоками Дьенеша, медали «Лучшему знатоку математики».

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, ответы на вопросы.

Игровая

Д /игры «Покажи число», «Назови слово наоборот».
Игровое упражнение «Устный счёт», «Разложи карточки с цифрами по порядку», «Назови фигуру».
Игровой момент «Письмо», «Лунтик благодарит за помощь»

Двигательная

Физкультминутка, упражнение для глаз, упражнение с мячом

Конструирование

Игровое упражнение «Собери целое по его части»

Познавательно-исследовательская

Игровое упражнение «Больше, меньше, равно», «Найди нужный блок», «Исправь ошибку», «Назови форму камня», «Что, где, находится»

Ход занятия

1. Организационный момент

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро, дети! (Дети здороваются)

2. Основная часть

Беседа по теме «Ориентировка во времени»

- Ребята, а что такое утро? (Утро-это часть суток)

- А сколько всего частей в сутках. Перечисли, Саша.

(В сутках 4 части: утро, день, вечер, ночь.)

- Какое сейчас время года, Савелий? ( Весна)

- Сколько всего времён года, Руслана? Назови по порядку.

(Всего 4 времени года: весна, лето, осень, зима.)

- Сколько всего дней в неделе, Илюша? Назови.

(В неделе 7 дней: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

- Какой день сегодня, Настя? Какой будет завтра, Ира? Какой был вчера, Злата? Молодцы!

Мотивация «Письмо»

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (Воспитатель открывает письмо, читает)

«Здравствуйте, ребята. Я отправился в путешествие в страну «Математика». Хотел посмотреть замок. Вдруг случился ураган, и выход завалило камнями. Помогите мне выбраться из замка. Убрать камни могут только те, кто выполнит математические задания. Может, вы знаете математику?» Ваш сказочный друг Лунтик.

- Ну, что вы скажете? (Ответы детей)

- Мы же изучаем математику. Поможем? (Ответы детей)

- А что такое ураган? (Это очень сильный ветер.)

Устный счёт

- Чтобы помощь Лунтику, нам нужно отправимся в страну «Математика». Давайте сосчитаем, сколько ребят отправится. Для этого передаём мяч соседу слева и считаем. (Дети передают мяч и считают.)

- Молодцы! Нас 15. Ну, что готовы? (Ответы детей)

- Давайте, возьмёмся за руки, закроем глаза и посчитаем от 10 до 1. (Звук полёта) Открываем глаза.

- Вот и мы в стране математики. Предлагаю найти замок.

(Дети находят и рассматривают замок).

Порядковый счёт

- Сколько башен у этого замка. (7) На каком месте самая высокая башня, если считать слева направо. На каком месте башня с красным флажком? А башня с зелёным флажком? Вход в замок завалено камнями. А камни имеют одинаковую форму? Тут какой-то свёрток лежит. Давайте откроем и прочитаем, что там написано.

(Воспитатель открывает свёрток и читает.)

- Первый камень может убрать тот, кто знает названия дней недели, частей суток, времён года. На камне читайте условие». Ребята, мы же знаем названия дней недели, времён года частей суток, правда? Значит, можем убрать первый камень.

(Дети убирают первый «камень». Воспитатель читает, что написано на камне.)

Упражнение «Разложи карточки с цифрами по порядку»

- Следующий камень может убрать тот, кто знает цифры.

Давайте сядем за стол и разложим карточки с цифрами по порядку, начиная с самого маленького. (Дети раскладывают карточки по порядку, воспитатель проверяет.)

- Молодцы!

Дидактическая игра «Покажи число»

- У нас получился числовой ряд. Поиграем. (Дети показывают карточки)

- Покажите соседей числа 5.(4, 6)

- Какое число стоит между 6 и 8.(7)

- Какое число стоит перед 2. (1)

- Какое число стоит за 2 (3)

- Какое число стоит справа от 4 (5)

- Какое число стоит слева от 9 (8)

- Покажите самое маленькое число. (Самое большое)

- Справились. Молодцы!

- А теперь послушайте задачу

Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать
Кто их может сосчитать?
Сколько жуков? (4)

- Молодцы! (Дети убирают карточки на поднос)

- Камень можем убрать. Какой формы камень?

(Дети убирают «камень», называют форму.)

Упражнения на сравнение

1. Упражнение «Больше, меньше, равно»

(Воспитатель читает условие на камне.)

- Следующий камень может убрать тот, кто умеет сравнивать числа.

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы)

- Отчитайте на верхней полоске карточки на 1 треугольник больше, чем число 6. Сколько треугольников получилось? Почему? (7. Потому что 7 на 1 больше, чем 6.)

Отчитайте на нижней полоске на 1 квадрат меньше, чем 7.Сколько получилось? 7. Почему? (6. Потому что 6 на 1 меньше, чем 7.)

Что больше 6 или 7? На сколько больше? Какое число меньше 6 или 7? На сколько меньше? (На 1) Как сделать поровну? А ещё как? Молодцы!

(Нужно прибавить 1 квадрат, или нужно убрать 1 треугольник.)

2. Упражнение «Исправь ошибку»

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь что-то не так. Кто хочет исправить ошибку.

(Ребёнок исправляет ошибку, ставить карточки правильно.)

6 < 7, 7=7. Молодец! С заданием справились, убираем камень. Форма?

Упражнение для глаз

- А теперь посмотрите вниз, вверх, направо, налево, зажмурились, открыли глаза.

Физкультминутка (Проводит ребёнок по желанию)

- Я думаю можно немножко отдохнуть.

(Дети проходят на палас, выполняют физкультминутку)

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, и работать продолжают.

Дидактическая игра «Назови слово наоборот»

- А теперь я поиграю с вами в мячик. Кто получит мяч, тот называет слово наоборот.

1. Длиннее (короче),

2. Выше (ниже),

3. Шире (уже)

4. Далёкий (близкий)

5. Внутри (снаружи)

6. Меньше (больше)

7. Толстый (тонкий)

Молодцы!

Упражнение «Назови фигуру»

(Воспитатель находит корзину с объемными геометрическими фигурами, показывает объёмные геометрические фигуры: конус, цилиндр, шар, куб.)

- Как называется фигура? (Дети называют фигуры)

- Молодцы!

Отдохнули, дайте пройдем на свои места.

Упражнение «Собери целое по его части» (Работа в паре)

- Следующий камень может убрать тот, кто умеет собирать целое из частей.

Ребята, у вас на столе лежать части, вы можете собрать угощение для Лунтика.

(Дети собирают из частей целое)

- Что получилось? (Торт, пицца, шоколадка, пирог)

- Из скольких частей собрали целое? (из 4) (из 2)

- Как называется каждая часть?(1/4), (1/2)

- Что больше (меньше) часть или целое? (Целое больше части. Часть меньше целого.)

- Угощения для Лунтика готовы. Камень можем убрать. Какой формы камень?

Упражнение «Что, где находится» (Ориентация на листе бумаги)

- Вы собрали Лунтику угощения, а я нарисовала картинку.

Посмотрите, какая картинка у меня получилась.

-Что находится в правом верхнем углу. (Солнце)

- Где находится облачко? (В левом верхнем углу)

- Где находится елочка? (В нижнем правом углу)

- А цветочек? (В нижнем левом углу)

- Где находится бабочка? (В середине)

- Молодцы! Можем убрать ещё один камень. Какой формы?

Упражнение «Найди нужный блок» (Логические блоки Дьенеша)

- Последний камень может убрать тот, кто найдёт зашифрованный блок. Ребята, а вы умеете искать зашифрованные блоки? (Ответы детей)

- Ну, тогда поиграем. На полу три обруча. Внутри каждого лежать блоки. Вам нужно расшифровать имя блока на карточке и найти его. Вот карточки. Предлагаю работать в паре.

(Дети выбирают карточку, ищут блок, работают в паре.)

-Проверяем. (Каждая пара описывает свою фигуру)

Молодцы! Убираем последний камень и называем форму.

- Итак, вход открыт.

(Дети вместе с воспитателем достают Лунтика.)

- Вот мы и помогли Лунтику.

Игровой момент «Лунтик благодарит за помощь»

Лунтик: «Спасибо, мои друзья, что вы мне помогли!

-Как пригодились наши знания по математике, правда?( Ответы детей)

-Не зря в народе говорят: «Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.»

-Лунтик хочет каждого наградить медалью «Лучшему знатоку математики».

(Детям вручаются медали. Дети благодарят Лунтика за медали.)

3. Заключение

- Нам пора возвращаться в детский сад. (Дети с Лунтиком проходят на палас, встают в кружок, закрывают глаза, считают от 1 до 10.

(Звучит звук «Полёт») Дети открывают глаза.

- Вот мы и в группе. Вам понравилось в стране «Математика»?(Ответы детей) Что понравилось?