Конспект занятия "Весеняя капель"

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: времена года, весна


Цель: Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».

Задачи проекта:

Коррекционно-образовательные:

  • Расширение и закрепление знаний о признаках весны.
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Активизировать словарный запас.
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  • Развитие у детей творческой активности, художественно-креативных способностей.
  • Учить использовать в рисовании нетрадиционные материалы и техники.
  • учить рисовать капель пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, связной речи, мыслительных процессов, тонкой и общей моторики.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать память, внимание.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Развитие общей, артикуляционной и тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
  • формировать у детей познавательный интерес к природе; побуждать детей экспериментировать;
  • воспитывать интерес к экспериментированию; способствовать созданию радостного эмоционального настроя у детей

Ход занятия

1. Организационный момент

 

Лист 1 название занятия

Лист 2. Ребята, сегодня я на улице услышала одну песенку. И хочу у вас спросить, чья это песня, кто её поёт?
Муз. – Фонограмма «Весенний ручей
(Ответ детей– ручеёк).
А как вы думаете, почему я сегодня её слышала? (Ответ - бегут ручьи, тает снег, светит солнце…)
Ребята, уже растаял снег, зазеленела первая травка, на деревьях набухли почки, и совсем скоро появятся первые листья. Как вы думаете, какое наступило время года?
Дети: Весна.

 

Лист 3. Стихотворение о Весне

Лист 4. «Весна» (ЗФ)
Муз. – Фонограмма «голоса Весны»:

«Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня…..» (Весна).

Лист 5. Картины художников о весне.
Надо ответить на вопрос: «Какое время года изображено на этих картинах? (Ответ – Весна.)
- Но здесь же лежит снег! Значит, это зима. (Ответ – Это ранняя весна.) А какая еще бывает весна? (поздняя)
- Давайте вспомним, что меняется в природе весной.


Лист 6. «Животные и насекомые»

  • в берлоге просыпается медведь;
  • прилетают первые птицы (грачи);
  • заяц меняет белую шубку на серую;
  • просыпаются насекомые (жучки, муравьи, пчелы, комары).


Лист 7. Найдите признаки весны, назовите их и закройте соответствующую картинку солнышком.
Зимой солнце светит ярко, на улице тепло.
На крышах образуются сосульки.
Тает снег, бегут ручьи.
Появляется молодая зелёная травка.
Расцветают первые цветы: подснежники.
Весной на деревьях набухают почки , и появляются листья.
Весной из тёплых стран прилетают птицы. Они строят гнёзда, высиживают птенцов, звонко поют песни

А теперь проверим, как вы запомнили все признаки весны. Вместе составим рассказ. Выйдите, пожалуйста, к доске, возьми указку и расскажи о весне.
Бегут ручьи.
Логопед. Молодец. …, продолжи, пожалуйста, рассказ.
Ребёнок 1: Весной тает лёд. Расцветают первые цветы – подснежники. На деревьях появляются листья. Весной из тёплых краёв прилетают птицы.
Логопед. Молодец, присаживайся. …, продолжи, пожалуйста, рассказ.
Ребёнок 2: Медведь и ёжик весной просыпаются. Заяц меняет шубку: зимой он был белый, а сейчас становится серый. Белка тоже меняет шубку: зимой она была серая, а весной становится рыжая и т.д.

 

Лист 8. Вот какой замечательный рассказ у нас получился. Молодцы, и в подарок нам Весна дарит чудесную песенку.
(Логопед открывает видеофайл «Капель» и приглашает ребят на весеннюю полянку (выполнение артикуляционной гимнастики под музыку).

Ребята, про что была наша песня?

Дети: Про капель.

Логопед: Правильно. Это весеняя капель приглашает нас поиграть.

(появляется воспитатель 1)

Подвижная игра «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте)
Сели на карниз.     (Сесть на стульчики)
Шаловливые сосульки     (Покрутить руками)
Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения)
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо–влево)
Кап-кап, дзинь-дзинь.

СУ-ДЖОК

- Ребята, посмотрите, капелька прислала нам посылку! А что же внутри? Это же наши любимые мячики. Только сегодня это не просто мячики, это капельки. Давайте, все вместе поиграем с капельками.

Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыта.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Молодцы! А теперь мы вернемся за столы, где вас ждет сюрприз.

Воспитатель 2: СКАЗКА, Как-то в конце зимы, на самом краю крыши небольшого, приземистого дома появились сосульки. Каждая из них с гордостью посматривала на соседку и думала, что уж она-то, конечно длиннее всех. И было видно, что стоит только солнышку пригреть, они готовы тут же тронуться в рост.

И тут, с большой сосульки сорвалась и полетела вниз капля. Она ударилась о поверхность воды, немного подтаявшей у стены лужи и издала характерный звук, бульк… А следом, с соседней сосульки полетела и вторая капля, и снова в луже послышалось бульк… А капли упавшие с двух других сосулек и ударившись об асфальт, пропели кап,… кап… А за ними, послышалось бум, … бум…. Это ещё две сосульки уронили капли на перевёрнутый тазик. И тут, звуки пошли по кругу. Бульк,… бульк,… кап,… кап,… бум,… бум…. Потом капли стали падать ещё чаще. Бульк, бульк, кап, кап, бум, бум. Бульк, бульк, кап, кап, бум, бум.

ПОСЛЕ СКАЗКИ

Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Показывает пипетку).

Правильно, пипетка. Мы сегодня будем рисовать капель необычным способом с помощью пипетки.

Уточнение правил безопасности:

Посмотрите, пипетка сделана из стекла. А стекло можно брать в рот? (Нет).

Бросать пипетку на пол? (Нет).

Почему? (Может разбиться и осколками стекла можно порезаться).

Воспитатель: Посмотрите, как я рисую капель пипеткой.

Показ воспитателя приёма рисования капели водой из пипетки. По ходу показа, она рассказывает и показывает, как надо набирать воду в пипетку и распределять капельки цветной воды по всей поверхности альбомного листа.

Итог: Какие вы молодцы! Замечательные работы у нас получились. Вы нарисовали настоящую весеннюю капель.