Цели учителя: сформировать представление об Объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО, о работе Комитета и Фонда наследия, об объектах России, формировать коммуникативные компетенции учащихся, умение работать с дополнительными источниками информации.
Задачи учащихся:
- Актуализировать знания об объектах всемирного наследия Юнеско.
- Познакомиться с географическими особенностями некоторых объектов наследия.
- Определить размещение объектов наследия на территории мира и России.
- Создать модель листка-приглашения к посещению объекта Всемирного наследия.
- Продолжить формирование умений работать с текстовыми и иллюстративными материалами.
Тип урока: урок получения новых знаний и первичного закрепления материала.
Используемые педагогические технологии: коллективные способы обучения, элементы технологии встречных усилий, информационные технологии обучения, критическое мышление.
Оборудование: презентация «Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО» (1), экран (1), мультимедийный проектор (1), ноутбук (1), атласы для 10 класса (25), настенная карта «Политическая карта мира», учебник, рабочие материалы для детей, информационные материалы о памятниках Всемирного наследия России.
План проведения урока
1. Введение. Вступительный момент. Знакомство с классом.
2. Контрольно-подготовительный этап.
Географическая разминка. «Карта всегда со мной».
3. Создание ситуации вызова.
Актуализация знаний по теме урока. Беседа «Умеем ли мы видеть мир планеты?». Определение темы и задач урока.
4. Этап сотворчества. Работа по теме урока:
А. Знакомство с текстом «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО». Ответы на предложенные вопросы.
Б. Просмотр учебной презентации. Выполнение задания в рабочих материалах во время просмотра и последующая его проверка.
В. Работа над проектом « Наследие России».
5. Рефлексия.
6. Получение домашнего задания. Итоги урока.
Технологическая карта урока
Звенья урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Введение. |
Учитель настраивает класс на совместную учебную работу. Создает эмоциональный настрой. |
Беседа с учителем, работа с эпиграфом. |
Контрольно-подготовительный этап. Создание ситуации вызова. |
Учитель создает основу для дальнейшего продуктивного освоения материала, сообщает тему и основную цель урока и предлагает учащимся сформулировать свои собственные задачи. |
Работа с заданиями разминки. Осмысление цели и задач урока, работа в тетради, работа с картой. |
Этап сотворчества |
Сведение воедино усилий всех участников учебного процесса: учеников и учителя. |
Просмотр видеоряда, запись в рабочих материалах, поиск ответа на вопросы. |
Рефлексия. |
Организует осмысление результатов совместной работы. |
Осмысление результатов работы, сопоставление задач и достигнутых целей. |
Получение домашнего задания |
Дает домашнее задание, подводит итоги урока. |
Записывают домашнее задание. |
Ход урока
1. Введение
Приветственное слово учителя.На доске записано высказывание.
«Мир постигать и мыслью, и сердцем». (Гомер)
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно находится среди вас, на Одинцовской земле. Я думаю, что вы любите географию, потому что не принимать ее нельзя, это ведь наука о Земле, ее устройстве и всем том необычном, что есть на ней, о нас с вами.
2. Контрольно-подготовительный этап
Я предлагаю вам небольшую разминку.
Географическая разминка. «Карта всегда со мной». Учитель предлагает ребятам без карты ответить на вопросы:
- Какое море является частью Атлантического океана:
Охотское или Балтийское.
- Что располагается севернее:
о. Мадагаскар или п-ов Индостан:
- Берега каких материков омывает пролив Дрейка?
Ю. Америки и Антарктиды;
- В какой части Индийского океана расположено Аравийское море?
В северо-западной;
- Какое море омывает Западный Кавказ:
Каспийское или Черное?
- Какими океанами омывается о. Гренландия?
Атлантическим и Северным-Ледовитым.
Ребята, это была разминка, которая помогла вам осознать, что карта действительно должна быть в голове. Это же изображение мира, в котором мы с вами живем. Он большой и очень разнообразный. Каждый уголок нашего мира имеет свои красоты и необычайные приметы.
3. Создание ситуации вызова
А умеем ли мы видеть этот красивый мир? Я приехала из Клинского района Московской области. Хочу сказать, что у нас много необычных географических объектов, если называть один, то это - Торговые ряды г. Клина. Рассказ о Торговых рядах.
- А у вас в Одинцове?
- А в Московской области?
- А в России?
- А на планете Земля?
Конечно, таких объектов много и о них говорят и пишут. Выдержка из письма ученицы 4 класса русско-китайской школы Морозовой Наташи.
«Наследие часто определяют как явление культуры, быта и т.п., полученное от предыдущих эпох, от деятелей прошлого, то, что мы передаем будущим поколениям. В мире существует культурное и природное наследие. В каждой местности можно встретить или археологические раскопки, или наскальные рисунки, церкви, исторические районы города - это культурное наследие; необычайно красивые, живописные и уникальные уголки природы - водопады, озера, леса, каньоны, горы, пещеры - природное наследие. Эти культурные и природные объекты мы ценим, потому что они достались нам от наших предков, они красивы, важны с научной точки зрения и являются неизменным источником жизни и вдохновения. Это наши корни, или, как еще говорят, наша "идентичность".
Я думаю, что вы знаете, как они называются. Это объекты Всемирного наследия Юнеско.
Тема нашего урока: Уникальная планета. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Что вы о них знаете? Бывали ли вы в таких объектах?
- Как вы думаете, что мы должны на уроке сделать?
- Ребята пробуют сформулировать свои задачи на уроке.
4. Этап сотворчества
А. Знакомство с информацией.
Учитель раздает ребятам рабочие материалы и предлагает рассмотреть эмблему Всемирного наследия и познакомиться с текстом, посвященным Объектам всемирного наследия и ответить на вопросы.
Вопросы:
- Какие задачи ставит для себя ЮНЕСКО?
- Какие задачи перед страной?
- Что может являться объектом всемирного наследия?
Б. Работа с видеорядом.
Просмотр учебной презентации. Учитель комментирует каждую фотографию и настраивает детей на географический взгляд на территорию. Учащиеся выполняют задания в рабочих материалах, определяют, в какой стране расположены объекты.
Проверка выполнения задания. Один из учащихся выходит к доске и отмечает магнитами страны, где расположены объекты Всемирного наследия.
В. Работа над проектом « Наследие России».
Я еще хочу зачитать строки из статьи, написанной школьницей.
«Но объекты, о которых идет речь, или наследие - очень хрупки и постоянно находятся под угрозой уничтожения, особенно в последнее столетие. Например, во время I и II Мировых войн многие старинные города были разрушены, многим памятникам культуры был нанесен ущерб, порой непоправимый. Сегодня серьезную угрозу нашему наследию представляют такие факторы современной жизни, как неконтролируемый рост городов, нищета населения, природные катаклизмы, загрязнение окружающей среды. Рост массового туризма так же приводит к ухудшению состояния многих памятников и объектов наследия. Но самой большой угрозой является пренебрежительное отношение к нему людей...»
Как вы думаете. Почему это самая большая угроза?
А откуда пренебрежение? Его рождает незнание. В обязанности государств входит популяризация объектов наследия. А это как раз и поможет побороть незнание и пренебрежение. Я предлагаю каждому из вас выступить в роли популяризатора и познакомиться с информацией об одном российском объекте наследия написать листок-приглашение к посещению.
5. Рефлексия
Каждый из вас сегодня прикоснулся к тому великому и необыкновенному, что имеет наша Уникальная планета – наследию человечества. Мы - земляне должны его очень хорошо беречь.
Составляя рекламный листок - приглашение вы, конечно, испытывали различные чувства и эмоции. Какие?
Ответы детей.
Ваши мысли созвучны с моими и других людей.
«Я читала о всемирном наследии, и во мне зарождалась гордость за то, что люди, народы, такие разные, и так много всего создано потрясающего, и открыто, найдено в природе, и со всем этим можно прожить интереснейшую жизнь. Хочется сохранить нашу Землю, удивительную планету, такую яркую и живую…Чтобы наши дети и внуки смогли нарисовать с натуры или по памяти то же, что недавно рисовали мы… Но это будет путь борьбы. Нам, школьникам, хочется узнать больше об этом пути. И разделить со всеми людьми доброй воли эту взрослую ответственность за судьбу богатства природы и культуры. И начать действовать, чтобы доказать, что молодое поколение готово принять вызов».
Я предлагаю вам взять на вооружение высказывание, с которого мы начали урок и постигать мир мыслью и чувством.
6. Получение домашнего задания. Итоги урока
1. Познакомить своих друзей самыми интересными для вас материалами урока.
2. Спланировать свое путешествие в один из прекрасных уголков планеты.