Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы и при создании необходимых условий и специально организованной коррекционной работе ребенок может догнать в развитии своих сверстников. Поэтому к обучению и воспитанию таких детей надо подходить с оптимистических позиций: верить в потенциальные возможности и способности ребенка преодолеть их.
Наиболее оправдавшими себя на практике подходами являются своевременная диагностика и организация коррекционных и социально-реабилитационных мероприятий, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, опора на его сохранные психические функции и стороны личности. Все это в значительной степени помогает определить адекватные формы, содержание и методы обучения и воспитания таких детей.
Основой развития ребенка на начальном этапе его жизненного пути являются взаимоотношения в системе «взрослый ребенок». Взрослый выступает для ребенка в качестве посредника в его общении с предметным миром. Все виды поведения все психические свойства ребенком приобретаются благодаря тому, что его уже в раннем детстве обучают ходить, действовать с предметами, видеть, слушать, наблюдать, узнавать, понимать. Только благодаря воздействию социального окружения и специального обучения из ребенка формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески. В процессе взаимодействия со взрослыми, получения от них все новых и новых сведений у ребенка постепенно развивается потребность к новым впечатлениям, к познанию окружающего мира.
Общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми.
Во-первых, оно эмоционально насыщено. Если с взрослым ребенок разговаривает более или менее спокойно, то разговоры со сверстниками сопровождаются, как правило, резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т.д.
Во-вторых, оно проявляется в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь с взрослым, дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В общении между собой дети используют самые неожиданные сочетания слов и звуков: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга. Именно в таком общении у детей появляется творческое начало, фантазирование.
В-третьих, в общении детей преобладают инициативные высказывания над ответами. Им значительно важнее высказаться самим, чем выслушать другого. Общаясь же со взрослым, ребенок скорее предпочитает слушать, чем говорить.
В-четвертых, оно значительно богаче по- своему назначению, функциям, более многообразно, чем если бы партнер был взрослый. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации.
Общаясь со сверстником, он может управлять действиями партнера, притворяться, выражать обиду, фантазировать. То есть взрослый и сверстник влияют на развитие разных сторон личности. Во взаимоотношениях со взрослым ребенок учится говорить и делать так, как надо: слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении же со сверстником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Поэтому для нормального полноценного развития ребенку необходимо общение не только со взрослыми, но и со сверстниками, себе подобными.
Общение ребенка со сверстниками оказывает воздействие на многие его жизненные сферы. Оно является важным средством самопознания и формирования адекватного представления о себе. Сверстник выступает для ребенка в роли своеобразного зеркала, в котором он видит себя. Ощущение сходства доставляет ему огромное удовольствие. Видя перед собой равное существо, он интуитивно понимает свое состояние, сравнивает его с собой.
Общение со сверстниками - важнейший источник развития познавательной деятельности. Контакты между детьми дают им дополнительные впечатления, положительные переживания, открывают возможность продемонстрировать свои умения. В ходе общения у детей налаживаются и совершенствуются совместные практические и игровые действия, формируются представления о другом человеке, равном по возрасту.
Общение со сверстниками - это и особая форма жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения взрослых. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Сверстники поступают иначе. Они менее внимательны и доброжелательны, не слишком торопятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы.
Знание особенностей развития функции общения у детей важно, прежде всего, для эффективной организации воспитания ребенка, для создания условий его полноценного развития, формирования личностных качеств, необходимых для безболезненного вхождения в окружающую социальную среду. Исследования показывают, что приобретение детьми положительных качеств в совместной деятельности со сверстниками во многом зависит от умения воспитателя определенным образом организовывать эту деятельность.
При организации общения ребенка со сверстниками следует также иметь в виду, что оно в своем развитии неоднородно и имеет разные уровни. Обычно под совместной деятельностью понимается общение на равных: совместная игра, рисование, конструирование, совместное времяпровождение и др. Но в детских коллективах можно наблюдать ситуации общения, где один из детей выполняет роль взрослого и пытается учить своего сверстника выполнению определенных правил. Такое общение уже нельзя назвать общением на равных. Это другой тип общения.
При определении типов общения и взаимодействия между собой детей обнаружилось, что если партнеры имели неравные типы общения, то обладавшие более низким типом подтягивались в процессе этой совместной игры. Дети же, выполнявшие функции взрослого в совместной деятельности, получали в развитии значительно больше, так как они в этом случае выступали полноценными субъектами общественной деятельности.
Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками существенно отличается друг от друга и оказывает влияние на разные стороны развития личности. Поэтому организация взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками объективно необходима и, следовательно, является важнейшей составляющей процесса их социальной реабилитации.
Трудности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общении
Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер. Дальнейшее развитие ребенка полностью зависит от того, как реализуется эта потребность, какое место занимает общение в его жизни, с кем он общается, каков круг и характер общения, каково отношение общающихся к ребенку и ребенка к ним.
К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста, затрудняются общаться со взрослыми и сверстниками, их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, их избегают. В результате у таких детей возникают барьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:
- трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);
- трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);
- трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).
Развитие навыков общения у детей с ограниченными возможностями можно сравнивать с замкнутым порочным кругом: из-за грубых дефектов звуковой речи, бедности словарного запаса и других причин сужаются социальные и речевые контакты, а это, в свою очередь, лишает их возможности более эффективно общаться, развивать речь и вырабатывать необходимые навыки речевого общения.
Известно, что на поведение человека в обществе существенно влияют его мысли и представления о себе, своем внешнем виде, своих способностях, возможностях, ошибках и неудачах. Например, Представив себе, что мы при встрече с другими людьми скучны и нерешительны, вызываем у них неприязнь, мы тем самым заранее планируем и предопределяем исход этой встречи. Такая негативная установка блокирует все механизмы мышления и уводит от напряженного поиска решения любой задачи. Напротив, если человек надеется на успех, то его усилия по достижению цели отличаются большей решительностью и настойчивостью. Возникающие при этом положительные мысли побуждают к более энергичному поиску эффективных путей к достижению цели. Чем чаще к нам приходят негативные мысли, тем мы хуже себя чувствуем, склонны думать больше о плохом. Позитивные же мысли заставляют нас вести себя более рассудительно и уверенно.
Преодоление трудностей в общении ребенка является важнейшей задачей социальной реабилитации. Но чтобы успешно решать эту задачу, требуется немало времени, и успех этой работы во многом зависит как от усилий педагогов, воспитателей, специалиста по социальной реабилитации, так и от стремления самого ребенка изменить себя. Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Опыт учит, что преодолеть имеющиеся у ребенка недостатки и трудности в общении одновременно невозможно. Успех может прийти лишь том случае, если специалист по социальной реабилитации ориентируется не на устранение многих недостатков одновременно, а на регулярные маленькие, но успешные изменения. Успех в решении маленькой частной задачи может привести к позитивным изменениям в решении более общих личностных проблем.
Если, например, ребенку мешает общаться вспыльчивость, то исправление этой черты характера должно стать первоочередной задачей. Если общению мешает состояние страха, то полезно ребенка поддержать эмоционально, объяснить ему, что его состояние нормальное, так как страх бывает у каждого человека, а также, при необходимости, выполнить с ним ряд несложных упражнений, способных ему помочь. В их числе могут быть, например, предложение ребенку нарисовать на листе бумаги то, чего он боится, а затем заставить этот рисунок порвать. Или можно предложить ему, чтобы он представил себя другим ребенком, который в подобной ситуации не боится, и дать какое-либо поручение, чтобы он его выполнил самостоятельно.
Трудности в общении преодолеваются легче и быстрее, если в процессе социальной реабилитации и на коррекционных занятиях по искоренению речевых нарушений детям прививаются навыки позитивного общения. Его суть состоит в том, что в ходе общения чаще используются положительные утверждения, нежели негативные оценки и критические замечания. Специалист по социальной реабилитации или воспитатель должны проявлять заинтересованное участие к ребенку, замечать все его удачные попытки правильно сказать, своевременно на них реагировать в виде одобрения или похвалы. В разговоре с ребенком желательно отмечать только те дела и качества, где наблюдаются хотя и маленькие, но положительные сдвиги. Важно, чтобы такие итоги подводились после каждого занятия с ребенком.
Процесс социальной реабилитации - это двусторонний процесс. В нем участвуют как взрослый, так и ребенок. Занятия по преодолению трудностей в общении организуются, как правило, по двум большим проблемам. В одном случае они носят познавательный характер, ребенка приобщают к разговору на познавательные темы, в другом - по формированию навыков личностного общения.
При всем многообразии форм и содержания этих занятий они строятся с учетом определенных требований: во-первых, с учетом индивидуальных различий и возможностей ребенка; во-вторых, основываются на принципе опережающей инициативы взрослого. Взрослый не только демонстрирует ребенку образцы общения, но и ведет за собой, увлекает его своими действиями. В-третьих, при организации занятий по развитию навыков общения нужно учитывать активность ребенка в разных ситуациях, его настроение, сосредоточенность, а также время, в течение которого ребенок хочет общаться.
Активность ребенка будет значительно выше, если у него есть какие-либо, пусть несложные интересы и увлечения. Интерес автоматически не появляется, его надо развивать. Например, ребенку с ограниченными возможностями можно привить интерес к ухаживанию за цветами, рыбками в аквариуме, наблюдению за облаками, птицами, разыскиванию в парке или лесу разных пород деревьев. Наличие интересов у ребенка дает больше шансов найти благоприятную тему и завести разговор о приятных для него вещах.
Занятия, имеющие познавательный характер, проводятся, в основном, в индивидуальной форме. Это может быть совместная игра со взрослым, которая нравится малышу и которую он сам выбирает; подвижная игра, игра с правилами и т. д. Занятия лучше начинать с того, что ребенок уже умеет и что ему интересно. Нужно постепенно в ходе игры или после нее вовлекать ребенка в разговор, рассказывать ему, например, о животных, их повадках, о машинах, явлениях природы и др. В игре ребенок должен чувствовать себя не подавленным, а равноправным партнером. Ему следует чаще задавать вопросы, наводить его на правильные ответы, хвалить за удачные ответы и вопросы. В качестве основы для беседы можно использовать детские книги с иллюстрациями, диафильмы, мультфильмы.
Материалом для общения может стать и жизненный опыт ребенка. Своеобразие этих "занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации, в которой происходит сближение взрослого и ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы добиваться развития у ребенка способности общения на познавательные темы.
Занятия по формированию личностного общения можно строить несколько иначе. Их можно проводить с несколькими детьми. В ходе таких занятий важно создать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои действия и поступки. Для этих целей подходит любая продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра в песочнице. Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений в хорошо знакомой ему деятельности, объективно сравнивать его умения с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнением других.
Последующие занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.