Тип занятия: интегрированное занятие, учебное занятие-игра (ролевая имитация восточного ритуала).
Возрастная группа: подростки 12-14 лет.
Цель: выполнение натурных этюдов национальной восточной посуды.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать образные представления о материальной и духовной культуре мусульманских этносов, выраженной в предметной(вещной) форме и в традициях;
- ознакомить с особенностями конструкции национальной посуды ближневосточных и среднеазиатских этносов;
- закрепить и обобщить знания о выполнении натурного этюда;
Развивающие:
- развить графические навыки работы в технике сухой пастели;
- развить умение видеть пластические качества натурных масс;
Воспитывающие:
- воспитать художественный вкус, интерес к культуре мусульманских этносов;
- формироватьтолерантное отношение к национальным традициям и обычая среднеазиатских и ближневосточных народов;
- умение адаптироваться в игровой коммуникации.
Методы обучения: игровой, арт-терапия, словесно-наглядный, «погружения», «вживание в образ».
Оборудование: три натурные постановки восточного натюрморта в холодной и теплой гамме с узбекской, турецкой национальной посудой. Можно применить световые эффекты в постановке, создавая мягкий свет (при ближнем освещении постановки софитом) или жесткий свет, выделяющий резко границы форм и теней при дальнем освещении. Направление света также может быть вариативным –боковым, освещенность предметов сверху. Наличие небольшого столика(напольный), коврик; ТСО (ноутбук с мультимедийной презентацией или видеороликом о традициях «чайного гостеприимства» на мусульманском Востоке, музыкальное сопровождение).
Иллюстративный ряд: репродукции восточных натюрмортов Сабита Нуримова, фото восточных натюрмортов с восточной посудой.
Музыкальное сопровождение: традиционная арабская этническая музыка (дарбука, удд), либо музыкальные композиции в ориентальном стиле творческого коллектива «Дидюля» – «Путь домой», «Арабика», «Легенда».
Методы обучения: игровой метод, словесно-наглядный, мыслительного путешествия, «вживания в образ», анализа.
Художественные материалы и инструменты: графитные карандаши, сухая пастель, тонированная бумага для пастели формата А3, мягкая тряпочка для растушевки пастели.
План занятия
- Организационный момент.
- Беседа, знакомство с новой темой.
- Имитация ритуала
- Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Практическая работа.
- Самостоятельная работа.
- Подведение итогов.
- Выставка.
- Рефлексия.
Глоссарий: этюд, восточный натюрморт, «армуд», пиала, кумган.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети рассаживаются по кругу на коврик. В центре круга садится педагог рядом со столиком с расставленной на нем национальной восточной посудой.
2. Вступительное слово педагога
Ребята, вы знаете, что вещи умеют «говорить»? Предмета быта — это не что иное как выражение материальной культуры народа, своего рода культурные знаки. У каждого народа есть свои традиции и обычаи, а также предметы-символы, которые используются в процессе ритуальных церемоний. Сегодня мы познакомимся с предметным миром чайной церемонии ближневосточных и среднеазиатских народов. Несмотря на различия в национальных традициях, все мусульманские народы являются носителями традиции щедрого гостеприимства. Гостю всегда предложат ароматный чай, отличающийся удивительно тонким и терпким вкусом за счет того, что помимо заваривания чайного листа кипятком, добавляются травы. Но духовная практика восточного гостеприимства немыслима без специальной посуды, из которой пьют чай. У каждого народа есть свои «вещные приметы»: так в Средней Азии чай пьют из пиал. Давайте посмотрим, какую форму имеет пиала? Правильно, конически-усеченную, которая расширяется кверху. Марокканцы же используют стаканы из цветного стекла с золотой каймой (демонстрируются стаканы). А вот Турция известна тем, что в «чайхонах» (специальных заведениях, где люди проводят беседы за чашечкой чая или кофе) горячий напиток подается в стеклянных «армудах». Скажите: что по форме напоминают «армуды»? Верно, груши или же бутон тюльпана — символа Турции.
Интересно, что у восточных народов чайный этикет предполагает разделение по признаку пола: женщины и мужчины не пьют вместе чай. Хозяин или хозяйка дома наливает чай из чайника, при этом посуда стоит на подносе, включая кувшин с холодной водой. Смысл этого ритуала сводится к особенностям мировоззрения мусульманских народов — это не просто утоление жажды в жару, но и символическая форма организации общения. Я предлагаю каждому из вас мысленно переместиться на Восток и почувствовать себя гостем в восточном доме, попробовать чай. (Происходит «вживание» в образ, дети осуществляют мыслительное путешествие, поднимается общий эмоциональный настрой; звучит ориентальная музыка; демонстрируется видеоряд арабской чайной церемонии в пустыне — бедуинское чаепитие).
Обратите внимание на то, что все стаканы и пиалы задекорированы восточным орнаментом, который выгодно подчеркивает изящество формы. Подумайте, что отличает восточный натюрморт от обычного? Что нужно уметь передать художнику в картине, чтобы мы почувствовали эстетику восточной культуры? Ответы обучающихся.
Да, верно, необходимо умение передавать пластический характер форм, пропорций, контуры предметов. По пластическому решению изящных силуэтов мы узнаем именно восточную посуду с ее типическими чертами: выразительная форма, декорированная орнаментом фактура бытовых предметов.
А теперь я предлагаю вам посмотреть на репродукции картин современного художника, большинство работ которого написаны по принципам ориентального стиля, то есть передают восточный колорит, духовную и материальную культуру среднеазиатских народов. Попытайтесь проанализировать и понять, как сгруппированы основные массы натюрмортов, можем ли мы сказать, что они в единстве вписаны в трапециевидную форму, прямоугольную (фризовую), ромбовидную, треугольную?
Актуализация знаний: педагог параллельно демонстрирует композиционные схемы натюрмортов.
Ребята, предлагаю сравнить данные схемы с репродукциями, так будет проще увидеть композиционную структуру натюрмортов.
Постановка учебной задачи
Теперь я предлагаю вам выбрать из трех натурную постановку и создать этюд восточного натюрморта, графически (с помощью пастели) передать характерные свойства восточной посуды и драпировки с восточным орнаментом. В трех постановках драпировки имеют несложный орнамент в виде «пейсли», напоминающих по форме пламя огня или каплю.
Но прежде, чем вы начнете работу, нужно вспомнить, что мы называем этюдом и каковы его задачи? Ответы детей.
Этюд — отличается от станкового рисунка тем, что имеет вспомогательный характер и ориентирован на проработку определенной сущности предмета. В нашем случае нашей задача акцентировать внимание на форме и фактуре предметов.
Практическая работа
Я бы хотела вам напомнить, что работу нужно начать с выбора формата (вертикально или горизонтально). Компоновку на листе тонированной бумаги начать с легкого карандашного наброска-компоновки общих масс, не нажимать сильно на карандаш, чтоб можно было скорректировать недочеты. Все предметы должны вписываться органично в геометрическую фигуру. Можно легкими линиями наметить границы теней, но не прорисовывать детали.
Актуализация знаний
Давайте вспомним, как можно использовать пастель в работе? Пастель — мягкий графический материал, с помощью которого можно создать великолепные световоздушные эффекты. Когда вы приступите ко второму этапу работы — цветом, то не забывайте про законы воздушной перспективы. Воздушная перспектива в натурном этюде — это влияние атмосферы на характер передачи цвета и света. Давайте всмотримся в наши постановки: видите, контуры форм предметов в отдалении и в тени будто чуть размываются. А на переднем плане массы образуют четкие контрасты, лучше видны границы форм.
Далее педагог демонстрирует на доске приемы графической выразительности с помощью пастели: работа штрихом, пятном, растирка по форме, растушевка. Важно акцентировать внимание на то, что избранный прием ведения работы в цвете будет влиять и на передачу поверхности форм. Наложение штрихов друг на друга создаст более жесткую фактуру, нежели растирка и растушевка. Также следует обратить внимание подростков на соподчиненность ритма восточного узора изломам складок драпировки.
Во время самостоятельной работы звучит традиционная арабская мелодия.
Самостоятельная работа:
- компоновка в соответствии с избранным форматом листа;
- выделение границ форм, формирование силуэтов линией;
- тональная моделировка форм.
Планируемые умения и навыки:
- будут сформированы зрительные и ассоциативные представления об образе восточного натюрморта, чайной церемонии;
- умение анализировать и видеть пластический характер формы предметов;
- развитие и выбор графических навыков передачи световоздушной-перспективы пастелью;
- разовьются композиционные умения.
Подведение итогов
Выставка детских работ. Педагог выделяет интересные, оригинальные моменты в работах. Объясняет, где и в чем допущены ошибки.
Рефлексия
- Итак, скажите почему предмету умеют «говорить»?
- Чем интересна чайная церемония на Ближнем Востоке и Средней Азии?
- В чем особенность этюда как жанра?
- В чем возникали трудности при ведении работы?
- Какие виды национальной посуды вы узнали?
- Чем они привлекательны внешне?
Домашнее задание: осуществить фото-подборку интересных восточных натюрмортов, отражающих национальные особенности чайной церемонии.
Список литературы
- Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —255 с.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. — М.: Советский писатель, 1988.
- Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция: монография. – Ч. 1: Вопросы теории и практики. —М.: МГПУ, 2015. — 208 с.
- Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2007. — 208 с.
- Кузин В.С. Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования / В.С.Кузин. —2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 232 с.
- Шорохов Е.В. Художественный образ и композиция / Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. Международный сб.науч. трудов. — М.: Прометей, 1995. — С.5-7.