Методическая разработка урока с использованием технологии проблемного обучения. Многоатомные спирты

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 10

Ключевые слова: Многоатомные спирты


Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения свойств и применения многоатомных спиртов через организацию проблемно-исследовательской деятельности на уроке.

Учебные задачи, направленные на достижение результатов:

  • личностных: формировать устойчивый познавательный интерес на основе положительной мотивации к обучению; вырабатывать готовность к самообразованию и самовоспитанию
  • метапредметных: устанавливать причинно-следственные связи; принимать решения в проблемной ситуации, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; проводить химический эксперимент и исследование; отстаивать аргументировано собственное мнение во время дискуссии
  • предметных: характеризовать свойства и особенности строения многоатомных спиртов, их практическую значимость; находить информацию в дополнительных информационных источниках.

Реактивы: вода, растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, глицерин, этанол, жевательная резинка.

Оборудование: медиа проектор, презентация, пробирки, штативы, стеклянная палочка, колба с водой (лучше теплой).

Тип урока: изучение нового материала.

Ведущие методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент, частично-поисковое исследование.

Дидактическое обеспечение: инструктивная карта проведения лабораторной работы оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных опытов.

План урока

  1. Мотивация
  2. Актуализация знаний.
  3. Осмысление.
  4. Постановка учебной задачи.
  5. Открытие нового знания.
    1. Состав и классификация многоатомных спиртов.
    2. Изомерия и номенклатура двух- и трёхатомных спиртов.
    3. Химические свойства глицерина:
      а) сходные с одноатомными спиртами,
      б) качественная реакция на многоатомные спирты.
    4. Физические свойства глицерина и этанола
    5. Получение глицерина и этиленгликоля.
      Применение многоатомных спиртов.
    6. Первичное закрепление
  6. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация

Эпиграф к уроку - слова А.С.Пушкина «О, сколько нам открытий чудных…»
И я надеюсь слова великого Пушкина будут стимулом для вас не только на сегодняшнем уроке, но в дальнейшей учебе… А опыт и эксперимент помогут нам сделать открытия чудные….
Кто слышал выражение: «манна небесная» и при каких обстоятельствах оно используется?

Согласно Библии Моисей и его соплеменники в течение 40 лет скитались по пустыне, когда ушли из Египта. Когда у них закончился весь хлеб, взятый из Египта, начался голод. И Бог послал им пищу, которая выглядела как мелкие белые крупинки похожие на град. Эта пища и была названа «манной небесной». Сбор манны происходил утром, так как к полудню она таяла под лучами солнца. Поедая манну, евреи ощущали вкус хлеба, меда и масла… Многие исследователи пытались понять о каком веществе идет речь в Библии. Одна из версий: манна небесная - это жидкость, выделяемая тамарисовым деревом под лучами солнца. Вещество, содержащееся в тамарисовых деревьях, позднее было обнаружено во многих организмах. Оно вырабатывается грибками, водорослями, лишайниками и некоторыми растениями. Ну а сейчас это вещество (маннит) используется в разных отраслях, в том числе и как пищевая добавка Е-422. И оно у нас есть! Ну а мы будем сегодня не жевать, а исследовать жевательную резинку на содержание маннита.
Только вот к какому классу веществ оно относится? Нам и нужно установить.
Давайте растворим жевательную резинку в воде, для этого на мелкие кусочки измельчим и высыпем в стаканчик с водой. И пока она растворятся приступим к работе…

1. Смотрят видеоролик Слайд 1

2. Слушают учителя.

3. Растворяют жевательную резинку в воде.

2.Актуализация знаний

Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения заданий, формулирует задание. Для того, чтобы понять о каких веществах пойдет речь, решим задачи на вывод формулы веществ. Индивидуальная работа по карточкам (приложение 1)
4 учащихся получают карточки с задачами.

1. Вещество используется при изготовлении незамерзающих жидкостей.
Массовая доля W(C)=0,387, W(K)=0,097, W(0)=0,516
Относительная плотность паров вещества по водороду =31
Вывести молекулярную формулу вещества.

2. Это вещество было получено в 1779г. К.Шеели и названо «сладкое масло»
Массовая доля W(С)=0,391, W(H)=0,0869, W(0)= 0,522
Молярная масса вещества равна 92 г/моль
Вывести молекулярную формулу вещества?
Со всеми остальными фронтальная работа по вопросам теста - повторение пройденного материала
Далее проверка выполнения задач у доски.

1.слушают учителя
2. 4 уч-ся выполняют индивидуальные задания
3. все остальные работают по вопросам теста
4. 2 учащихся записывают математические вычисления, составляют молекулярные формулы

3.Постановка проблемы Создаёт проблемную ситуацию, подводит учеников к озвучиванию проблемы и темы урока.
После проверки решения задачи учитель предлагает составить структурную формулу вещества. Как составить структурную формулу с 2-мя и 3-мя кислородами?
Задает вопрос: - Чем отличается наше соединение от одноатомных спиртов, изученных ранее?
Слайд 2. Презентация
- А какова будет цель урока ?
- По какому плану будем изучать вещества?
1. Пытаются ответить на вопросы, но информации и знаний пока не хватает.
2. Составляют структурную формулу вещества С3Н8О3 и C2H6O обнаруживают три и две гидроксогруппы.
3. Формулируют тему «Многоатомные спирты»
Озвучивают план: строение, номенклатура, свойства, получение, применение.
4. Открытие нового знания

1. Состав, классификация многоатомных спиртов. (прикрепляется 1 листок к доске магнитом)
Задает вопрос: являются ли они гомологами?
Предлагает составить общие формулы 2-х и 3-х атомных спиртов.
Итак, вывод: спирты бывают 2-х, 3-х, и т.д. атомные

2. Номенклатура многоатомных спиртов. (прикрепляется 2 этап к доске магнитом)

Предлагает назвать построенные формулы по международной номенклатуре. Затем закрепление - работа по слайдам - Слайд 3,4,5

Предлагает перечислить виды изомеров, возможных для многоатомных спиртов.

1.отвечают на вопросы учителя
2. составляют в тетради общую формулу
3. дают названия по формулам
4. перечисляют виды изомеров: по углеродной цепи и по положению групп ОН

3. Химические свойства. (прикрепляется 3 этап к доске магнитом)

При изучении одноатомных спиртов мы познакомились с веществами, с которыми они взаимодействуют. Учитель предлагает выбрать из списка вещества, характеризующие свойства спиртов.

H2O, CH4, Na, Cu(OH)2, ZnCl2, O2, HCl, CaCl2, CuO, HNO3

Какое вещество доказывало нам кислотные свойства одноатомных спиртов?

1. Учащийся у доски подчеркивает вещества. Дает ответ на вопрос о кислотных свойствах спиртов. (-Na)
2. Смотрят видеоопыт и делают вывод, что многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными.
Постановка проблемной ситуации на основе эксперимента Учитель предлагает посмотреть, как будут реагировать многоатомные спирты с натрием, далее просмотр видеоопыта. - Слайд 6
Какое еще вещество из данного списка может доказать кислотные свойства спиртов?
Сделаем лабораторный опыт, в котором у вас участвует и глицерин.
Отмечает соблюдение правил Т.Б.
1.Отвечают на вопросы. Приходят к выводу, что это - Cu(OH)2
2. выполняют л/о №1 (Приложение 2)

Ход опыта

1.В три пробирки налейте по 1 мл разбавленного раствора щелочи NaOH, а затем по каплям - раствор сульфата меди (II) CuSO4 до образования студенистого осадка.
Задание: Напишите уравнение реакции образования осадка, отметьте его цвет.
Далее в одну пробирку добавляют несколько капель этилового спирта, в другую - 1-2 капли глицерина. Встряхните пробирки.
Задание: Какие изменения произошли? Какой вывод о кислотных свойствах многоатомных можно сделать? С чем связана может быть разница в свойствах?

3.Отмечают цвет осадка-голубой
4.Уч-ся отмечают, что в пробирке с глицерином осадок растворился и раствор окрасился в темно-синий цвет. В пробирке с этанолом таких изменений нет.
5. учащиеся отмечают разницу в химических свойствах спиртов. Вероятно она связана с числом групп ОН.

Учитель: Ребята, на примере многоатомных спиртов мы убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными, у них более кислотные свойства.
Как можно использовать реакцию с гидроксидом меди (II)?

Итак, мы пришли к выводу, что отличия в спиртах есть! А что же даст нам сравнение физических свойств?
4. Физические свойства. (прикрепляется 4 этап к доске магнитом)

6. делают вывод, что данная реакция с гидроксидом меди может использоваться как качественная на многоатомные спирты!!!

Лабораторная работа №2 Физические свойства многоатомных спиртов (Приложение 2)
Ребята, перед вами пробирка с глицерином. Рассмотрите, что представляет собой это вещество. Опишите его физические свойства.
К одному мл воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и взболтайте смесь. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
Задание: сравните физические свойства многоатомных и одноатомных спиртов

Спирты

Относит. молек. масса

Темпер. кипения

Плотность г/см3

Этиловый

46

78

0,79

Этиленгликоль

62

197

1,11

Н-пропиловый

60

97

0,80

Глицерин

92

290

1,26

Вопросы:
В чем отличие по физическим свойствам?
Каковы изменения в относительных молекулярных массах спиртов?
Каковы причины различий в физических свойствах?
Сделайте вывод о влиянии числа гидроксильных групп на физические свойства.

Физкультминутка (2 мин)

И у нас остался еще 1 эксперимент с жевательной резинкой.
Учитель предлагает провести такой же эксперимент, как с глицерином и этанолом.
Каков результат?
Сделайте вывод к какому классу веществ относится маннит? - слайд 7
Есть еще одно отличительное свойство.
Его нельзя увидеть, измерить. Его можно узнать только если… попробовать. Это вкус. - Слайд 8
И чем больше групп - (ОН), тем слаще вещество. И маннит поэтому и используется как подсластитель!!!!
Правда среди многоатомных спиртов есть и очень ядовитые. (этилен-гликоль - 100 мл смертельная доза)
1. Изменения в относительной массе одноатомных и многоатомных спиртов незначительные.
2. Резкие изменения температуры кипения спиртов объясняются увеличением числа гидроксогрупп, следовательно, ведут к увеличению числа водородных связей между молекулами.

Получение многоатомных спиртов. (прикрепляется 5 этап к доске)
О получении этиленгликоля и глицерина прочитаем в учебнике (стр. 89) (2 мин)

Применение многоатомных спиртов (прикрепляется 6 этап к доске)

Применение многоатомных спиртов чрезвычайно разнообразно: от жевательных резинок до лавсана, от косметических средств до антифризов…. Но вот это вещество, полученное из многоатомного спирта заслуживает внимания особого….
Предлагает отгадать вещество - Слайд 9

1.проводят испытания с раствором маннита из жевательной резинки.
Размешайте стеклянной палочкой и прилейте в пробирку с Cu(OH)2
2. Делают вывод о том, что осадок также как и с глицерином растворился и вещество, содержащееся в жев. резинке - это многоатомный спирт.

Заставка к передаче «Где логика». Находят общее в 4 х картинках и должны прийти к выводу, что это нитроглицерин.

Далее учащийся рассказывает об истории изобретения динамита А.Нобелем. (2-3 мин)

V. Закрепление изученного материала

Предлагает закрепить полученные знания.
Прием «незаконченное предложение» - Слайд 10

- По количеству гидроксильных групп спирты делят на ….
- Многоатомными называют спирты ….
- Представитель трёхатомных спиртов ….
- Одноатомные и многоатомные спирты имеют много общих свойств,
потому что …
- Увеличения числа гидроксогрупп в составе спиртов приводит к ……
- Многоатомные спирты можно отличить от одноатомных с помощью…
- Отличительные физические свойства многоатомных спиртов…
- Отличительные химические свойства многоатомных спиртов…

1.отвечают на вопросы

Рефлексия

Предлагает подвести итоги в виде рефлексии содержания, деятельности и эмоционального состояния. Слайд 11

- Какую тему мы сегодня проходили и достигли цели?

- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

П. 22, ответить на вопросы 1-3 стр. 92, решить задачу № 1 стр. 92.
И закончить урок мне хотелось бы словами великого…… Слайд 11

1. Проводят рефлексию

2. Записывают домашнее задание