Цель урока:
- Продолжить изучение жизни славян, места где издавна жили славянские земледельческие племена.
- Изучить карту расселения славян (3 ветви).
- Показать, что славяне – исконные жители обширных пространств Европы, что восточные славяне являются предками трёх современных народов нашей страны - русского, украинского и белорусского.
- Ввести новые понятия: этнология, идеалы отечественной цивилизации
- Продолжить работу над формированием социокультурных ценностей.
План изучения нового материала
1. Расселения восточных славян в VI–IX вв.
- работа с контурной картой (весь класс)
2. Занятия восточных славян. Славянский посёлок
- работа по группам: занятия славян, орудия труда славян, быт, одежда, ремесло
3. Общественный строй славян:
- активное занятие: построение таблицы по вопросам «Разложение первобытного общества»
Материал к уроку:
- настенная карта «Славяне в VI-IX вв.»
- картина «Славянский поселок»»
- настенные иллюстрации: соха, топор, плуг, борона, телега, сани, лошадь, коса, серп, свеча, лучина горит, изба.
Особенности организации урока: учащиеся работают в подгруппах по 6 человек (всего 4 группы)
Ход урока
Предки славян в глубокой древности жили в Средней и Восточной Европе. Уже в начале II тысячелетия до н.э. древние славяне в основном заселяли те области, которые были славянскими и в период раннего средневековья. Из курса истории средних веков учащиеся знают, что в период раннего средневековья (в VI–IX вв.) восточные славяне жили на огромной территории нашей страны - побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховья Волги и Оки.
Пользуясь картами альбома учебника и настенной исторической картой, учитель знакомит школьников с расселением некоторых восточнославянских племён. Всего же на Русской равнине жило, очевидно, свыше 100 различных племён. Имена многих из них неизвестны.
Выполнение практической работы в контурной карте: №1 (3.1, 2, 3).
Полезно на классной доске и в тетрадях учащихся начертить соответствующие картосхемы. Схемы помогут школьникам лучше освоить расселение восточных славян. Рассказ о занятиях и условиях жизни восточных славян удобно построить на картине В. А. Малышева «Славянский посёлок».
После ознакомления с содержанием картины учащиеся смогут принять участие в беседе по группам. Перед группами ставятся следующие вопросы: чем занимались восточные славяне, изображенные на картине? Какое занятие было главным? Каковы были орудия труда у восточных славян в VI–IX вв.
Опишите их: соха, топор, плуг, борона, телега, сани, коса, серп.
Предметы быта: изба, свеча, лучина горит.
Уместно рассказать о том, что у восточных славян было распространено два вида земледелия - подсечное (или огневое) и пашенное.
Из курса истории средних веков учащиеся знакомы с названными системами земледелия. Поэтому они сами могут рассказать о подсечном и пашенном земледелии. В случае необходимости учитель дает дополнительные разъяснения о том, что собой представляли эти системы земледелия (орудия труда и способы обработки земли).
Славяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, горох, бобы, просо, лен. На огородах сажали репу, лук, морковь.
Помимо земледелия, славяне занимались домашним скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, владели искусством изготовления различной посуды, обработки кости и металлов - золота, серебра, меди, железа.
Рослые и сильные, очень выносливые славяне, легко переносили зимнюю стужу (тулуп) и летний зной. Жили в избах, имели печь, утварь: ведра и коромысло, ухват, кадка, ушат, помело. Они были гостеприимны и охотно угощали своих гостей всем, что только у них было. На войне славяне проявляли много ловкости и хитрости, были храбры и выносливы. Не раз бывало, что славянские воины, спасаясь от неприятеля, погружались с головой в воду и дышали через тростник, который держали во рту.
Каков же был общественный строй восточных славян в VI–IX вв.?
Опираясь на знания, полученные ранее, а также учитывая сказанное на уроке о развитии у славян пашенного земледелия и обработки железа, учащиеся самостоятельно определяют, что у славян в VI–IX вв. было первобытное общество в стадии его разложения.
Почему же у восточных славян шел процесс разложения первобытного общества?
При разъяснении этого вопроса учитель рассказывает, как развитие орудий труда и занятий людей подрывало изнутри родовую общину и приводило к возникновению соседкой общины. В V классе школьники познакомились с эти процессом на примере германских племен. В VI классе полученные ранее знания конкретизируются и закрепляются на материале истории славян.
В ходе разбора этого вопроса группы составляют таблицу «Разложение первобытнообщинного строя». Приведем пример текста таблицы.
Родовая община |
Соседская община |
|
Орудия труда | Орудия труда из камня и кости (топор, мотыга и др.) Первые орудия труда из металла (гарпун, наконечники стрел, топор) |
Орудия труда из металла (топор, соха, плуг, борона, коса, серп) Использование лошадей, волов, телег |
Условия труда | Необходимость большого коллектива людей для обработки поля | Возможность обработать поле силами отдельной семьи |
Характер общины | Объединение людей, связанных родством | Объединение соседей |
Характер собственности | Общая собственность на землю, скот, орудия и результаты труда | Собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты труда |
Общественные отношения |
Первобытные (род и племя) |
Разложение первобытных отношений, возникновение имущественного и социального неравенства |
Следует иметь в виду условный характер таблицы, её схематичность. И все же она поможет школьникам усвоить сложный для них вопрос об образовании соседской общины и разложении первобытного общества.
Учитель дает возможность высказаться каждой группе, используя настенные иллюстрации и записи в таблице.
При изучении вопроса о возникновении имущественного неравенства у славян в VI –IX вв. целесообразно рассказать школьникам о славянских погребениях - под курганами и без них. В одних курганах – только бедная утварь (глиняные горшки, ножи, мотыги) и простое оружие, в другом – дорогое оружие, красивые украшения, кости убитых слуг – рабов.
Введение в этнологию – основу знаний о традициях, укладе, образе жизни народа.
Итак, на смену родовой общине пришла соседская, пахотные участки земли перешли в пользование отдельных семей, появилась частная собственность на скот, орудия и результаты труда, возникло имущественное неравенство, начали складываться две основные группы зарождавшегося феодального общества - класс феодалов и класс зависимых от них крестьян.
У каждого племени наряду с вождем были совет старейшин и общее собрание племени – так называемое вече (от слова «вещать» - говорить).
Постепенно значение вече падало, усиливалась власть племенных вождей, которые стали называться князьями. Около них собирались отряды воинов - княжеские дружины, с помощью которых князья собирали дань с трудового народа – со своих «людей» («полюдье») – и совершали набеги на соседей. В учебнике называется и другая форма сбора дани «повоз». Эта форма свидетельствует об укрепление власти князя: теперь подданные сами стали привозить дань.
В учебнике отмечается, что уже в VI в.н.э среди славян складывались длительные союзы племён с князьями во главе, созрели зачатки государственной власти.
Здесь же вводятся понятия о своих истоках, необъятного пространства, особого положения Русской земли между Востоком и Западом, разъясняется происхождение названий «Русь», «Русская земля».
Рассмотрение вопроса о верованиях восточных славян учитель связывает с изучением ранее вопросом о возникновении религии.
Следует разъяснить, что религиозные верования славян, как и других народов мира, возникли в результате страха и бессилия человека перед грозными и непонятными ему силами природы. Славяне обожествляли эти всемогущие силы, старались задобрить своих богов, молились им, приносили жертвы. У каждого племени имелось общее святилище, где собирались члены племени для общей молитвы или решения важных дел. В деревнях стояли идолы, изображавшие различные божества. У славян был сильно развит культ предков - умерших родоначальников.
Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой религией. Славяне до принятия христианства были язычниками.
Для того чтобы учащиеся лучше поняли причины распространения языческой религии у славян и ее сходство с верованиями других народов, можно поставить следующие вопросы группам: почему главными богами были бог солнца, бог ветра, бог грозы и огня? Религиозные верования каких древних народов напоминают верования славян? Почему возникла языческая религия? В чем вред языческих религиозных верований?
Обобщая сказанное школьниками, учитель разъясняет, почему языческое верование приносили людям много вреда (см. учебник).
Подведение итогов урока – показатели результативности:
- Ребята умеют слушать друг друга
- Все группы справились с заданиями
- Лидер сумел представить мнение группы
- Все высказались уверенно по всем этапам урока
Общие социокультурные итоги урока:
- накопление у детей социокультурного опыта, навыков общения, управления собственной деятельностью,
- освоение приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение результатов, значимых для каждого учащегося и группы в целом.
Закрепление пройдённого материла:
Тест по теме урока: «Восточные славяне в Древности
1. Кто был основным населением Древней Руси- общей родины 3-х современных народов-русских, украинцев и белорусов?
Ответ: славяне.
2. Кто были историческими соседями восточных славян.?
Ответ: финно-угорские и балтские народы.
3. Как называется первая летопись, дошедшая до нас?
Ответ: «Повесть временных (минувших) лет».
4. Сколько и какие «племена» жили на территории Руси?
Ответ: 12 племен: поляне, древляне, волыняне, дреговичи, северяне, хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, кривичи, вятичи, сволене.
5. Какие верования были у Восточных славян?
Ответ: языческие.
Задание на дом:
Творческое задание: Выполнить тест по теме «Религиозные верования восточных славян в древности».