Актуальность выбранной темы обусловлена потребностями взаимодействия общения дошкольников с педагогами путем подражания, в результате которого дошкольники переносят особенности поведения взрослого в свою среду. Насколько грамотно, правильно, правильно будет построено общение воспитателя с дошкольниками, зависит успешность педагога в взаимодействии с детьми.
«Воспитательно-образовательная работа в детском саду базируется на ключевых позициях гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения и взаимодействия взрослого с ребенком. Приведенные ранее психолого-педагогические исследования показывают, что особенности взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста влияют на психо-эмоциональное и личностное развитие ребенка» [4, c.352] (Л.И.Божович, Л.C.Выготский, А.В.Запорожец, М.И.Лисина и др.); «тип отношений к детям и стиль руководства ими определяют взаимоотношения в детском обществе, его структуру, обеспечивают состояние удовлетворенности и психологического комфорта детей в детском саду» [6, с.346] (Л.Н.Башлакова, Н.А.Березовин, Я.Л.Коломинский, В.Д.Калишенко, А.Б.Николаева и др.). Поэтому у воспитателей, организующих взаимодействие с детьми, должны быть сформированы профессионально значимые личностные качества, теоретические и практические знания, умения и навыки, мотивационно-ценностные отношения, определяющие профессиональную готовность к взаимодействию, основанному на индивидуальном подходе к ребенку.
Человека взрослого, сформировавшегося как личность в целом можно сравнить с домом.
Насколько красивым, прочным, удобным для проживания будет этот дом зависит от каждого кирпичика в нем. Кирпичиком будем считать каждую из стадий взросления. Детство, школьный возраст — фундамент.
Личность ребенка - дошкольника формируется не только в семье. Ведь большую часть ребенок проводит в социуме, в ДОО. И от того какие рядом будут находиться педагоги, и как успешно они будут взаимодействовать зависит, успешны ли будут взаимоотношения у дошкольников с педагогами. А следовательно и у педагогов с дошкольниками, ведь это все взаимосвязано.
«А.Н.Леонтьев не случайно включает воспитателя детского сада «малый интимный круг» общения ребенка — дошкольника. Он пишет: «Известно, как своеобразны отношения детей этого возраста и воспитательницы, как необходимо для ребенка ее внимание к нему, и как часто он прибегает к ее посредству в своих отношениях со сверстниками. И именно от педагога, от ее позитивных качеств, ее гуманности зависят взаимоотношения с воспитанниками.» [8, с. 312]
От установления правильных отношений педагога с воспитанниками, от особенностей его общения с ними, зависит эффективность педагогической деятельности.
Очень важный компонент в воспитании дошкольников выделяемые в позитивной психологии, такие как: гибкость мышления, мудрость, искренность, доброта, любовь, чувство юмора, гуманизм, тип отношения к детям, стиль руководства, определяют взаимоотношения в детском возрасте, обеспечивают состояние удовлетворенности и психологического комфорта в детском с саду. А для этого необходимо чтобы воспитатель обладал теоретическими знаниями, умениями и навыками, мотивационно-ценностными отношениями. Все эти качества определяют профессиональную готовность к взаимодействию, основанному на индивидуальном подходе к ребенку и успешность его осуществления.
«Согласно В.Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен :
- любить детей;
- заботиться о них;
- уважать личность каждого ребенка и верить в него;
- знать душу каждого малыша и понимать ее;
- трепетно относиться к духовному миру ребенка, его природе;
- оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша;
- стать настоящим другом каждому ребенку». [https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck]
Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагога, тогда взаимоотношения дошкольников с педагогами будут успешны.
Авторитарное общение педагога с дошкольниками вызывает у детей депрессию, астению. А состояние спокойного удовлетворения и радости возникает в том коллективе, где во главе воспитатель придерживающийся демократичный принципов и позитивных качеств.
Только у педагога с гуманистическими качествами возможны успешные взаимоотношения со своими воспитанниками. Ведь дети тянутся и располагаются, и открываются только добрым людям. Не секрет, что воспитатель для детей дошкольного возраста, сравним с родной матерью.
80% своей жизни ребенок проживает в детском саду. Там он сталкивается с разными проблемами, такими как и общение между сверстниками, налаживание контакта со взрослыми и т.д. И успешным взаимодействием педагога с воспитанниками может сложиться только там, где царит дружба, любовь и взаимопонимание. А такие условия может и обязан создавать педагог во взаимодействии с детьми. [13. c.320 ]
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1999.-224 с.
2. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. -М., 1999.-224 с.
3. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии 1989 - №6. - с. 78-86.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // избр. псих. тр. М., 1997. - 352 с.
5. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1990. - 314 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. - 246 с.
7. Джурилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. - Новокузнецк: ИНК, 2005. Вып. 8: Проблемы современного педагогического сообщества. - с. 132-136.
8. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. М.Нальчик, 1996. - 312 с.
9. Леонтьева А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1989. - 414 с.
10. Лисина В.Р. Пути совершенствования знаний студентов по проблеме общения воспитателя с ребенком // Подготовка специалистов к работе в условиях гибкой многофункциональной сети дошкольного образовательного учреждения. - Шадринск. 1996. с. 21-28.
11. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. М., 1987. - 384 с.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. - 326 с.
13. Мартин Селигман. Новая позитивная психология, 2006. -с. 320.
14. https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=
NnBZTWRhdFZKOHQxUjhzSWFYVGhXVGc5TnNVN3Nub3Uzelpw
NUs4cTZsY3BGa2F5aTV2dHB3d2dwbERzd1JfdmtXeWUxT2
EwajhKZTcxSUdmbHlhdmRmUXRvZFJjTm9hVXB3ZDNpSlpm
NnRBTTB5cnVWR3JGbFpLQjdVOGEwbjhGcGlBR1FWN3Vzc
HQ2Z2JpVXowNzRZanhMZHR5T1lQQTlVZWxxa2I1WGVBQ
mxhS3ZfV2pJVWc&b64e=2&sign=9eb025abf3426f3d9e9da1eb2913804f&keyno=17