Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели и задачи урока:
Предметные
- учить распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов, правильно ставить вопросы к имени прилагательному;
- развивать умение ставить вопросы к словам-признакам, устанавливать связь между словами признаками и словами предметами;
- содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи;
- формировать графический навык письма и каллиграфический почерк;
- способствовать обогащению словаря учащихся;
- упражнять в применении изученных орфографических правил.
Регулятивные
- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Познавательные
- развивать умения обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
- содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи и развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Коммуникативные
- формировать умение принимать участие в работе группами, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные
- продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.
Оборудование: учебник для 2 класса Р.Н.Бунеевой «Русский язык», печатные листы для групповой работы, индивидуальные печатные листы для индивидуальной работы, магнитофон, карточки-картинки, рисунки детей.
Организационный момент. Психологический настрой
(Музыкальная заставка)
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила
С неба сонный месяц чуду удивляется
Всё кругом искрится,
Всё переливается!
Ю.Капустина
- Кто узнал, как зовут эту добрую волшебницу?
- Сегодня урок посвятим прекрасному времени году – ОСЕНИ!
- Но для начала настроимся на работу:
Упражнения, зарядка для глаз и пальчиковая гимнастика.
Минутка чистописания
- Откроем тетрадь и запишем число и классную работу, подчеркните орфограммы.
Найдите и запишите слово, связанное с осенью, объясните, какие орфограммы подчеркнули.
- Представьте, что подул резкий ветер и опавшие листья закружились в танце.
Пропишем первые буквы из слова осень безотрывно. Обведите лучшие буквы.
Повторение изученного. Словарная работа
1.- Охарактеризуем это слово с точки зрения фонетики.
Звуко-буквенный анализ слова.
2. - Почему осень называют щедрым временем года?
Давайте и мы соберём урожай, но только словарных слов. Догадайтесь, о каком словарном слове написано на одном из фрукта (картинка), запишите, подчеркните опасное место в слове.
1. Хмурая, дождливая, солнечная, прохладная…(Погода)
2. Нарядная, с ярко-красными, горько-кислыми плодами…(Рябина)
Знаете ли вы?
Её плоды подолгу задерживаются на ветвях и даже остаются до конца зимы. Любимое лакомство птиц.
3. Косой, длинноухий, трусливый …(Заяц)
На самом деле у зайца нет косоглазия, его называют косым из-за умения петлять во время бега, так старается уйти он от погони. А ещё у зайчихи в период листопада осенью появляются зайчата.
4. Полезные, вкусные, зрелые…(Овощи)
5. Шустрый, коричневато-бурый, маленький…(Воробей)
Из-за особенности строения глаза воробьи видят мир в розовом цвете.
6. Большой, косолапый, бурый…(Медведь)
А косолапый, потому что наступает на всю стопу, как люди, а не на пальцы, как другие звери, но это не мешает ему в цирке научиться кататься на коньках, велосипеде и ходить на задних лапах.
7. Порывистый, осенний, холодный…(Ветер)
Актуализация опорных знаний
- Почему так легко вы узнавали предметы?
- Чему будет посвящен урок?
- Сегодня мы должны закрепить наши знания о словах, называющие признаки и понаблюдать для чего нужны признаки.
- Давайте сначала повторим, что уже знаем о признаках и поиграем в игру «Верю, не верю».
1. Верите ли вы, что слова-признаки отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие, что, кто?
2. Верите ли вы, что слова-признаки связаны со словами, называющими предметы.
3. Верите ли вы, что признаки называются существительными?
Работа по теме урока
С.54, УПР.68.
- Прочитайте. Какое задание нужно выполнить. Самостоятельно подберите и запишите слова-названия признаков.
Проверка: дети читают только слова-признаки, которые записали, а другие отгадывают, какой предмет описывался.
Вывод:
- С какой целью вы использовали слова-признаки.(Описания)
Физминутка
- Я буду называть слова-признаки, описывающие осенние листочки. Если эти слова относятся к осенним листьям, поднимаете руки вверх, а если нет – приседаете и ручки прячете.
Золотистые, красные, клейкие, сухие, алые, изумрудные, пурпурные, молодые, разноцветные.
Работа в группах
- Осень – это прекрасное время года. Она очаровывала многих поэтов.
Ей посвящены не один десяток стихотворений.
Сейчас мы разделимся на группы, каждой группе будет дан отрывок из стихотворения, в котором отсутствуют некоторые слова-признаки. Прочитайте и вставьте по смыслу свои слова так, чтобы текст получился красочным и интересным. У кого поэтичнее?
Карточки для групповой работы
Голубое небо, ____________цветы
____________осень _________красоты!
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской____________.
А, добавив красной, расписал кусты
Клёны и осины ______________ красоты!
- Сравним с оригиналом.
Голубое небо, яркие цветы
Золотая осень чудной красоты!
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой.
А, добавив красной, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты
Получилась осень-глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать?
И.Бутримова
Вывод:
- Какую роль играют слова-признаки в стихотворениях, тексте? (Украшают)
Итог урока
- А теперь представьте, что волшебник взмахнул своей волшебной палочкой и слова-признаки исчезли. Какой станет мир?
- Для чего нужны признаки? (Украшают, уточняют, описывают)
Игра «Аукцион»
Подберите другие слова-признаки к слову листва. Кто последний, тот и побеждает.
Домашнее задание
- 1 вариант. Дополнить сказку словами-признаками и записать тетрадь.
- 2 вариант. Дидактика. С.26, упр.51.
Рефлексия
1. Обозначить в тетради при помощи линеек красоту и правильность.
2. - Давайте составим прекрасный букет из осенних листьев.
Оцените свои знания при помощи листочков:
- Жёлтый - я доволен своей работой
- Красный - мог бы лучше
- Коричневый - не доволен