Открытый урок по русскому языку на тему "Развитие умения подбирать слова названия признаков"

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, Осень, слова-признаки, Имя прилагательное


Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели и задачи урока:

Предметные

  • учить распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов, правильно ставить вопросы к имени прилагательному;
  • развивать умение ставить вопросы к словам-признакам, устанавливать связь между словами признаками и словами предметами;
  • содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи;
  • формировать графический навык письма и каллиграфический почерк;
  • способствовать обогащению словаря учащихся;
  •  упражнять в применении изученных орфографических правил.

Регулятивные

  • формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Познавательные

  • развивать умения обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи и развивать творческие способности, воображение, фантазию.

Коммуникативные

  • формировать умение принимать участие в работе группами, договариваться и приходить к общему решению.

Личностные 

  • продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.

Оборудование:  учебник для 2 класса Р.Н.Бунеевой «Русский язык», печатные листы для групповой работы, индивидуальные печатные листы для индивидуальной работы, магнитофон, карточки-картинки, рисунки детей.

Организационный момент. Психологический настрой

(Музыкальная заставка)

Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила
С неба сонный месяц чуду удивляется
Всё кругом искрится,
Всё переливается! 
Ю.Капустина

- Кто узнал, как зовут эту добрую волшебницу?

- Сегодня урок посвятим прекрасному времени году – ОСЕНИ!

- Но для начала настроимся на работу:

Упражнения, зарядка для глаз и пальчиковая гимнастика.

Минутка чистописания

- Откроем тетрадь и запишем число и классную работу, подчеркните орфограммы.

Найдите и запишите слово, связанное с осенью, объясните, какие орфограммы подчеркнули.

- Представьте, что подул резкий ветер и опавшие листья закружились в танце.

Пропишем первые буквы из слова осень безотрывно. Обведите лучшие буквы.

Повторение изученного. Словарная работа

1.- Охарактеризуем это слово с точки зрения фонетики.

Звуко-буквенный анализ слова.

2. - Почему осень называют щедрым временем года?

Давайте и мы соберём урожай, но только словарных слов. Догадайтесь, о каком словарном слове написано на одном из фрукта (картинка), запишите, подчеркните опасное место в слове.

1. Хмурая, дождливая, солнечная, прохладная…(Погода)

2. Нарядная, с ярко-красными, горько-кислыми плодами…(Рябина)

Знаете ли вы?

Её плоды подолгу задерживаются на ветвях и даже остаются до конца зимы. Любимое лакомство птиц.

3. Косой, длинноухий, трусливый …(Заяц)

На самом деле у зайца нет косоглазия, его называют косым из-за умения петлять во время бега, так старается уйти он от погони. А ещё у зайчихи в период листопада осенью появляются зайчата.

4. Полезные, вкусные, зрелые…(Овощи)

5. Шустрый, коричневато-бурый, маленький…(Воробей)

Из-за особенности строения глаза воробьи видят мир в розовом цвете.

6. Большой, косолапый, бурый…(Медведь)

А косолапый, потому что наступает на всю стопу, как люди, а не на пальцы, как другие звери, но это не мешает ему в цирке научиться кататься на коньках, велосипеде и ходить на задних лапах.

7. Порывистый, осенний, холодный…(Ветер)

Актуализация опорных знаний

- Почему так легко вы узнавали предметы?

- Чему будет посвящен урок?

- Сегодня мы должны закрепить наши знания о словах, называющие признаки и понаблюдать для чего нужны признаки.

- Давайте сначала повторим, что уже знаем о признаках и поиграем в игру «Верю, не верю».

1. Верите ли вы, что слова-признаки отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие, что, кто?

2. Верите ли вы, что слова-признаки связаны со словами, называющими предметы.

3. Верите ли вы, что признаки называются существительными?

Работа по теме урока

С.54, УПР.68.

- Прочитайте. Какое задание нужно выполнить. Самостоятельно подберите и запишите слова-названия признаков.

Проверка: дети читают только слова-признаки, которые записали, а другие отгадывают, какой предмет описывался.

Вывод:

- С какой целью вы использовали слова-признаки.(Описания)

Физминутка

- Я буду называть слова-признаки, описывающие осенние листочки. Если эти слова относятся к осенним листьям, поднимаете руки вверх, а если нет – приседаете и ручки прячете.

Золотистые, красные, клейкие, сухие, алые, изумрудные, пурпурные, молодые, разноцветные.

Работа в группах

- Осень – это прекрасное время года. Она очаровывала многих поэтов.

Ей посвящены не один десяток стихотворений.

Сейчас мы разделимся на группы, каждой группе будет дан отрывок из стихотворения, в котором отсутствуют некоторые слова-признаки. Прочитайте и вставьте по смыслу свои слова так, чтобы текст получился красочным и интересным. У кого поэтичнее?

Карточки для групповой работы

Голубое небо, ____________цветы
____________осень _________красоты!

Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы­­­­­­­­­­­­­­ краской____________.

А, добавив красной, расписал кусты
Клёны  и осины ______________ красоты!

- Сравним с оригиналом.

Голубое небо, яркие цветы
Золотая осень чудной красоты!
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой.
А, добавив красной, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты
Получилась осень-глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать?
И.Бутримова

Вывод:

- Какую роль играют слова-признаки в стихотворениях, тексте? (Украшают)

Итог урока

- А теперь представьте, что волшебник взмахнул своей волшебной палочкой и слова-признаки исчезли. Какой станет мир?

- Для чего нужны признаки? (Украшают, уточняют, описывают)

Игра «Аукцион»

Подберите другие слова-признаки к слову листва. Кто последний, тот и побеждает.

Домашнее задание

  • 1 вариант. Дополнить сказку словами-признаками и записать тетрадь.
  • 2 вариант. Дидактика. С.26, упр.51.

Рефлексия

1. Обозначить в тетради при помощи линеек красоту и правильность.

2. - Давайте составим прекрасный букет из осенних листьев.

Оцените свои знания при помощи листочков:

  • Жёлтый - я доволен своей работой
  • Красный - мог бы лучше
  • Коричневый - не доволен

Приложение