Вид учебной деятельности: внеклассное мероприятие по истории.
Педагогическая цель: содействовать ознакомлению с историей российского кинематографа в рамках Года кино, сделать процесс обучения истории современным и занимательным, способствовать формированию мотивации к самообразованию, создать условия для развития умений работать с документами, извлекать из них необходимую информацию.
Задачи урока:
Обучающие:
- ознакомить учащихся с историей российского кинематографа.
Развивающие:
- способствовать формированию умений анализировать исторический материал по средством работы с историческими документами;
- способствовать формированию умения работать с интернет-ресурсами и сервисами.
Воспитательные:
- способствовать формированию интереса к истории родного города, чувства гордости за отечественный кинематограф и популяризации отечественного кино.
Сформировать УУД:
- Познавательные: постановка и формулировка проблемы, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации;
- Регулятивные: саморегуляция, целеполагание, планирование и организация действий, коррекция;
- Личностные: самоопределение, нравственно-эстетическое оценивание;
- Коммуникативные:взаимодействие, разрешение конфликтов, монологическая и диалогическая речь, умение аргументировать свою точку зрения, слушать и слышать.
- Обучить описанию личного опыта участия в образовательном веб-квесте, работе с сервисами: google doc, gogle таблицы, tagul, thinglink.
Материально техническое и дидактическое оснащение урока: компьютерный класс, 1 вариант - 1 ученик - 1 компьютер, подключение к сети Интернет; вариант II - наличие мобильного телефона с возможностью выхода в интернет; наличие у обучающихся аккаунта в Google; для самостоятельной работы дома должны быть: компьютер, выход в Интернет, аккаунт в Google; III вариант: 5-10 компьютеров для групповой работы, подключение к сети Интернет.
Межпредметные связи: история России.
Новизна подхода к процессу обучения заключается в том, что вместо бесконечного поиска необходимой информации в сети Интернет обучающимся предлагается список веб-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.
Тема актуальна, так как использование в проектной деятельности компьютера как инструмента помогает формированию способности самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Применение данной технологии в процессе обучения способствует реализации креативного потенциала, формированию навыка публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, вопросами, дискуссиями) и развитию мало востребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтических, музыкальных, художественных способностей).
Ход внеклассного мероприятия
1. Прежде чем приступить к работе над образовательным веб-квестом учитель должен провести трудоёмкую подготовительную работу: создать сайт, продумать и разместить на нем систему различных заданий; помочь ученикам в создании собственных аккаунтов Google, предоставить доступ к документам, необходимым в ходе работы.
2. На первом этапе происходит “вхождение” в веб-квест. Учитель знакомит учащихся с концепцией изучения темы в формате веб-квеста, размещенной на сайте веб-квеста, проводит инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером и практикум по нахождению сайта в интернете, знакомит с его навигацией и возможностями работы, способами демонстрации результатов. Важнейший этап первого части мероприятия - актуализация темы “Великий немой: страничка истории российского кинематографа”, постановка цели и задач. На этом этапе обучающиеся индивидуально проходят входной тест online по теме, затем результаты комментируются учителем в режиме таблицы или сводки ответов, ученики соотносят свои результаты с комментариями учителя. На заключительном этапе первого часа мероприятия учитель формулирует задания веб-квеста и содержания работы групп:
Введение
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Англии, Германии, Дании, Италии и др.
Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны.
Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще.
Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.
Центральное задание:
Уважаемые ребята!
В 2015 году киноискусству исполнилось сто двадцать лет. 2016 год объявлен Годом кино.
Нет сегодня государства, где не создавались бы кинофильмы - игровые, документальные, научные, анимационные, телевизионные, кассетные, экспериментальные, любительские - всякие. Учесть их практически невозможно. Их десятки тысяч, а может быть, и сотни тысяч, выпускается в год. Будь ты богатый, или бедный, в не зависимости от твоих вкусов, ты все-равно будешь интересоваться различными фильмами.
Данная тема - развитие киноиндустрии в России, очень актуальна для нашего времени. В нашей стране, кино сейчас находится на подъеме, особенно по сравнению с 90-и гг.
Ваша главная задача: Сформулировать и представить с помощью веб-сервисов в виде сайта, буклета, сочинения, информационной газеты или презентации историю российского кинематографа.
Проблемный вопрос: На сколько сильные позиции занял российский кинематограф в мировой культуре?
Для ответа на данный вопрос и решения задач вам не обходимо:
- Дать характеристику рождения российского кинематографа;
- Определить этапы развития советского кинематографа;
- Оценить особенности современного российского кинематографа и его вклад в развитие мировой культуры;
- Охарактеризовать жанры российского кинематографа.
План работы для учащихся:
- Внимательно ознакомьтесь с планом работы и сроками выполнения задания.
- По возникающим вопросам непосредственно обращайтесь к своему учителю.
- Выберите роль, объединиться в группы, чтобы в каждой группе были, как минимум, по одному представителю каждой роли.
Распределение ролей:
- Историки;
- Кинематографисты;
- Искусствоведы.
Задания для группы «Историки»
1 уровень «История российского кинематографа» (выполняют в компьютерном кабинете на 1 этапе внеклассного мероприятия, 1 час)
- Заполните таблицу «Этапы развития российского кинематографа»
2 уровень «Творческая мастерская» (выполняют дома группой, представляют на 2 этапе внеклассного мероприятия)
- Создайте видеоролик "Великий немой в России"
3 уровень «Мой любимый фильм» (выполняют дома группой, представляют на 2 этапе внеклассного мероприятия)
Выбрав любимый вами исторический российский или советский фильм, сделайте выводы о причинах привлекательности фильма. Определите, насколько фильм помогает/мешает восприятию исторической действительности. Оформите работу в виде заметки или презентации, используя веб-сервис thinglink.
Задания для группы «Кинематографисты»
1 уровень «Особенности современного кинематографа» (выполняют в компьютерном кабинете на 1 этапе внеклассного мероприятия, 20 минут)
- Составьте аннотацию к любимому современному российскому фильму.
2 уровень «Герой нашего времени: образ в российском кино» (выполняют в компьютерном кабинете на 1 этапе внеклассного мероприятия, 20 минут)
- Проведите сопоставительный анализ художественных интерпретаций личности героя нашего времени в российском кинематографе. Создайте и заполните таблицу в Google.
3 уровень «Историческая правда и художественный вымысел» (выполняют дома группой, представляют на 2 этапе внеклассного мероприятия)
- Проанализируйте полученные в ходе выполнения заданий 1 и 2 уровня результаты и сделайте выводы о причинах привлекательности для российского кинематографа исторической личности. Определите, насколько художественный вымысел помогает/мешает восприятию исторической действительности.
Оформите работу в виде критической заметки.
4 уровень «Творческая мастерская» (выполняют дома группой, представляют на 2 часе внеклассного мероприятия)
- Дайте ответ на вопрос, насколько ваше представление о современном герое изменилось после просмотра предложенных видеоматериалов и создайте ремейк-сценарий фильма о современном герое.
Все результаты деятельности группы оформите в веб-сервисе tagul.
Задания для группы «Искусствоведы»
1 уровень «Жанры российского кинематографа» (выполняют в компьютерном кабинете на 1 этапе внеклассного мероприятия, 1 час)
- Заполните таблицу "Жанры российского кинематографа на разных этапах истории".
2 уровень «Современники о российском кинематографе» (выполняют дома группой, представляют на 2 этапе внеклассного мероприятия)
- Составить статью о мнениях о российском кино.
3 уровень «Киноактеры, прославившие российское кино» (выполняют дома группой, представляют на 2 этапе внеклассного мероприятия)
- Изучите краткие биографии звезд отечественного кинематографа.
- Составьте перечень фильмов, в которых снялись отечественные кинозвезды. Ответ оформите в Google doc в виде таблицы.
4 уровень «Роль российского кинематографа в мировой культуре» (выполняют дома группой, представляют на 2 этапе внеклассного мероприятия)
- Проследите роль российского кино в мировой культуре.
- Результаты своих поисков оформите в веб-сервисе thinglink.
Кроме того, учитель знакомит класс с критериями оценки. Ученики определяют темы исследования и записывают себя в таблицу выбора
В течение двух недель после 1 этапа мероприятия обучающиеся самостоятельно выполняют задания веб-квеста (индивидуально и в группах), размещают результаты своей работы на специальной странице сайта, к которой у них открыт доступ, проходят тест “Самооценка работы в веб-квесте”.
Учитель сопровождают обучающихся, помогают находить решения возникающих проблем в онлайн режиме.
На 2 этапе внеклассного мероприятия учитель организует дискуссию по главному вопросу веб-квеста: «На сколько сильные позиции занял российский кинематограф в мировой культуре?», которая возникает по ходу представления творческими группами результатов своей работы на сайте, ответов на вопросы одноклассников. В конце мероприятия происходит совместное оценивание результатов работы, их сопоставление со сводкой самооценки, создание коллективной презентации “Итоги работы с веб-квестом”. Учитель оказывает техническую помощь в создании итоговой презентации, подводят итоги работы.
Работа над веб-квестом на всех этапах была интересна учащимся. Созданный ими интернет контент прозрачен и доступен для других учащихся, учителей, всех интересующихся историей.
Полученные результаты свидетельствуют о повышении самооценки обучающихся и мотивации к самообучению, формировании у них новых компетенций (поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, видеороликов, аудиозаписей и т.д.). Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным.
Критерии оценки работ учащихся
|
Отлично |
Хорошо |
Удовлетворительно |
Понимание задания |
Работа демонстрирует точное понимание задания |
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. |
Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается. |
Выполнение задания |
Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников. |
Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. |
Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. |
Результат работы |
Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции. |
Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. |
Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. |
Творческий подход |
Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы. |
Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов. |
Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста. |
Методическая оценка веб-квестов
Критерии методической оценки веб-квестов, которые разработали B.Dodge и Т.March, направлены на определение степени реализации поставленных задач в каждом разделе квеста:
- Введение - мотивирующая и познавательная ценность.
- Задание - проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.
- Порядок работы и необходимые ресурсы - точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.
- Оценка - адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
- Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный веб-квест.
Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.
Б.Додж ( http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html ) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:
- исследовательской и творческой работы,
- качества аргументации,
- оригинальности работы,
- навыков работы в микрогруппе,
- устного выступления,
- мультимедийной презентации,
- письменного текста и т.п.
Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.
Предполагаемый результат
В результате деятельности отдельных групп выполнение образовательного проекта и выявления роли российского кинематографа в мировой культуре учащиеся получают возможность сформировать собственную точку зрения по одному из дискуссионных вопросов по истории Отечества и сформировать познавательный интерес к родной истории.
Интернет-ресурсы
- Федоров А.В. «Российское кино: очень краткая история», http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175 (дата обращения 2.01.2018).
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%
D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84_%D0%A0%
D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 2.01.2018). - Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%
D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84_%D0%A0%
D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%
D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 2.01.2019). - «Киноиндустрия в России: основные этапы и история развития», курсовая работа, http://privetstudent.com/kursovyye/geografiia-kursovye/1467-kinoindustriya-v-rossii-osnovnye-etapy-i-istoriya-razvitiya.html (дата обращения 2.01.2019).
- О.Г. Юмашева «История отечественного кинематографа (1890-е - 1920-е гг.)» http://www.hist.msu.ru/Departments/OI2/teach/cinema.htm (дата обращения 2.01.2016).
- Головнева М.В., Малеева Е.Г. Учебно-методическая разработка. Веб-квест “Образ Ивана Грозного в русском искусстве XIX-XX вв.” http://moeobrazovanie.ru/edu/lessons/debkvest_obraz_ivana_groznogo_v_russkom_iskusstve__135121.html (дата обращения 2.01.2019).