Общество всегда представлялось мне многослойным пирогом: снизу подгоревший, сверху – сливки. Эта модель наглядно демонстрирует множество ожиданий различных представителей социума по отношению к учителю.
Начнем со «сливок»: государство – наш работодатель – ждет от педагогов высоких результатов обученности и воспитанности детей при минимальных материальных затратах на его обеспечение. Государственная политика по отношению к учителю называется «оптимизация»: выжать все соки и послать «в бизнес». Госзаказ на учителя – трудоголик, ведущий аскетический образ жизни.
Педагогическое сообщество, а точнее, та часть образовательной среды, которая называется «чиновники от образования» навязывают учителям модные роли «тьютеров», «модераторов», «фасилитаторов», «менеджеров».
Родители – дети 90-х годов (самый активный и амбициозный субъект образовательного пространства) требуют от учителей «любви и оценок». Для них учитель должен быть психологом и профессионалом в своей предметной области, готовым круглосуточно прийти на помощь.
Дети ищут в учителе простых человеческих качеств, которых не получают в семьях: доброты, готовности выслушать и поддержать, ситуации успеха, увлеченности творческой деятельностью. Для них педагог - «вторая мама», наставник, друг, старший товарищ, мудрый собеседник.
Я работаю в школе 25 лет и считаю свой труд подвижничеством: я – воин света и муза в одном лице. Хочется быть интересной, яркой, творческой, самодостаточной личностью и получать не только достойное вознаграждение, но и удовольствие от работы с детьми и общения с коллегами, конструктивного взаимодействия с администрацией и родителями. Залогом успешной профессиональной деятельности считаю любовь к детям, уважительное и доброжелательное отношение к родителям и коллегам, сдержанно-отстраненное к субъектам, «причиняющим добро» образованию.
В дремучем лесу социума, где по-прежнему действует «закон джунглей», хочется, чтобы школа была «территорией любви», а не агрессии и ненависти захватившей общество.