Животные севера

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Логопедия, животные, белый медведь, север, тюлень, Арктика, глобус, северный олень


Задачи:

  • познакомить детей с животными Севера
  • обогащать словарный запас
  • учить образовывать относительные прилагательные
  • совершенствовать умение делить слова на слоги
  • тренировать в образовании мн.ч. им сущ.
  • учить работать с деформированным предложением
  • развивать связную речь
  • развивать внимание, память, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие
  • развивать умение работать в коллективе, слушать друг друга

Оборудование: картинки с изображениями животных Севера, природных явлений Севера, глобус.

Ход занятия

1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!!!
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.

2. Рассматривание изображений животных

На картинке "Белый медведь".

- Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.

- Белый медведь какой?

- Белый медведь крупный, большой.

- Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью.

- Он лохматый.

- Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – ТОЛСТЫЙ.

- Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, это облегчает ему охоту за тюленями.

- Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.

На доску вывешивается картинка с изображением моржа.

- У моржа есть туловище, голова, клыки, ласты. Ласты помогают плавать и нырять. Моржи, как и медведи, не боятся холода. Их предохраняет толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С помощью усов моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки необходимы для защиты от врагов, а ещё моржи цепляются ими за льдины для того, чтобы вылезти из воды. Моржиха рожает одного детеныша – моржонка.

- Для чего моржу ласты?

- Ласты нужны моржу чтобы плавать.

- Что делает клыками морж?

- Защищается от врагов и цепляется за льдины.

- У моржей есть усы. Как можно сказать про моржа? Он какой?

- Морж усатый.

На доску вывешивается картинка с изображением тюленя.

- Это тюлень. Большую часть жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок.

- Детеныша тюленя называют белячек, потому-что он белого цвета?

На доску вывешивается картинка с изображением Северного оленя.

- Это дикий Северный олень. На голове длинные рога, тело покрыто шерстью. Шерсть защищает оленя от стужи и сильного ветра. Олень живет на суше. В морозную погоду олени сбиваются в плотные стада. Животные в стаде находятся близко друг к другу – так теплее. Питаются они сухой травой, добытой из-под снега.

- Почему олени сбиваются в стадо?

- В стаде оленям теплее.

- Как олени добывают траву?

- Они разгребают снег.

 Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год.

3. Игра «Путешествие»

Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Что нам надо надеть? (дети имитируют движения). Все, теперь точно готовы. Давайте вместе произнесем волшебные слова:

Лети-лети лепесток,
через Запад на Восток,
через Север, через Юг.
Возвращайся сделав круг,
как коснёшься ты Земли,
ты по-моему вели…

Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.

Дети садятся на свои места.

4. Показ Северного Полюса на глобусе

- Ребята, давайте найдём Северный полюс на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.

- Модель Земли, где живут все люди.

Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?

Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.

- Вот сдесь, наверху Северный Полюс.

Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север.

Включается фонограмма ветра, вьюги.

Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Как вы думаете, кого мы там можем встретить?

- Белого медведя, Северного оленя….

5. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают пальцы рук.
Будем мы зверей считать.
Заяц, волк, песец, тюлень. Загибают пальчики на руках.
Морж, белый медведь, олень.
Сколько всего? 9.

6. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё?»

  • Ухо медведя
  • Ласты тюленя
  • Рога оленя
  • Лапы пингвина
  • Глаза совы
  • Хвост волка

7. Образование притяжательных прилагательных

Игра "Чья семья?"

  • Белый медведь, медведица и медвежонок - это медвежья семья.
  • Морж моржиха и моржонок - это моржиная семья.
  • Тюлень, тюлениха и тюленёнок - это тюленья семья.
  • Олень, олениха и оленёнок - это оленья семья.
  • Пингвин, пингвиниха и пингвинёнок - это пингвинья семья.

8. Игра «Назови со словом много».

  • Один морж, а много…
  • Один медведь, а много…
  • Один олень, а много…
  • Один тюлень, а много…
  • Одна сова, а много…
  • Один кит, а много…

9. Итог занятия

  • Дети, где мы сегодня побывали?
  • Какие животные там живут?
  • Что понравилось?
  • Что вы запомнили?