Задачи:
- познакомить детей с животными Севера
- обогащать словарный запас
- учить образовывать относительные прилагательные
- совершенствовать умение делить слова на слоги
- тренировать в образовании мн.ч. им сущ.
- учить работать с деформированным предложением
- развивать связную речь
- развивать внимание, память, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие
- развивать умение работать в коллективе, слушать друг друга
Оборудование: картинки с изображениями животных Севера, природных явлений Севера, глобус.
Ход занятия
1. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!!!
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Рассматривание изображений животных
На картинке "Белый медведь".
- Среди хищных зверей Севера самым крупным является Белый медведь.
- Белый медведь какой?
- Белый медведь крупный, большой.
- Тело медведя покрыто длинной, густой шерстью.
- Он лохматый.
- Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают от холода, и позволяют медведю долго находиться в воде. Про медведя можно сказать – ТОЛСТЫЙ.
- Медведь – белый. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, это облегчает ему охоту за тюленями.
- Питается белый медведь тюленями, рыбой. В начале зимы у медведицы рождаются медвежата.
На доску вывешивается картинка с изображением моржа.
- У моржа есть туловище, голова, клыки, ласты. Ласты помогают плавать и нырять. Моржи, как и медведи, не боятся холода. Их предохраняет толстый слой подкожного жира. Моржи – знамениты своими усами. С помощью усов моржи ищут себе пищу: моллюсков, улиток, морских червей. Во время долгой полярной зимы моржи кормятся в полной темноте у дна закованного в лёд океана. Клыки необходимы для защиты от врагов, а ещё моржи цепляются ими за льдины для того, чтобы вылезти из воды. Моржиха рожает одного детеныша – моржонка.
- Для чего моржу ласты?
- Ласты нужны моржу чтобы плавать.
- Что делает клыками морж?
- Защищается от врагов и цепляется за льдины.
- У моржей есть усы. Как можно сказать про моржа? Он какой?
- Морж усатый.
На доску вывешивается картинка с изображением тюленя.
- Это тюлень. Большую часть жизни тюлени проводят в воде. Они очень быстро плавают, ловко ныряют. Для этого у тюленей есть ласты. Питаются тюлени рыбой и мелкими морскими животными. У тюленихи рождается белый детеныш – тюленёнок.
- Детеныша тюленя называют белячек, потому-что он белого цвета?
На доску вывешивается картинка с изображением Северного оленя.
- Это дикий Северный олень. На голове длинные рога, тело покрыто шерстью. Шерсть защищает оленя от стужи и сильного ветра. Олень живет на суше. В морозную погоду олени сбиваются в плотные стада. Животные в стаде находятся близко друг к другу – так теплее. Питаются они сухой травой, добытой из-под снега.
- Почему олени сбиваются в стадо?
- В стаде оленям теплее.
- Как олени добывают траву?
- Они разгребают снег.
Север – это часть Света, где снег лежит почти круглый год.
3. Игра «Путешествие»
Давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. Ребята, а что такое Север? Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Что нам надо надеть? (дети имитируют движения). Все, теперь точно готовы. Давайте вместе произнесем волшебные слова:
Лети-лети лепесток,
через Запад на Восток,
через Север, через Юг.
Возвращайся сделав круг,
как коснёшься ты Земли,
ты по-моему вели…
Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись.
Дети садятся на свои места.
4. Показ Северного Полюса на глобусе
- Ребята, давайте найдём Северный полюс на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
- Модель Земли, где живут все люди.
Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
- Вот сдесь, наверху Северный Полюс.
Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север.
Включается фонограмма ветра, вьюги.
Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?
Как вы думаете, кого мы там можем встретить?
- Белого медведя, Северного оленя….
5. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают пальцы рук.
Будем мы зверей считать.
Заяц, волк, песец, тюлень. Загибают пальчики на руках.
Морж, белый медведь, олень.
Сколько всего? 9.
6. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Поиграем в игру «Чей? Чья? Чьё?»
- Ухо медведя
- Ласты тюленя
- Рога оленя
- Лапы пингвина
- Глаза совы
- Хвост волка
7. Образование притяжательных прилагательных
Игра "Чья семья?"
- Белый медведь, медведица и медвежонок - это медвежья семья.
- Морж моржиха и моржонок - это моржиная семья.
- Тюлень, тюлениха и тюленёнок - это тюленья семья.
- Олень, олениха и оленёнок - это оленья семья.
- Пингвин, пингвиниха и пингвинёнок - это пингвинья семья.
8. Игра «Назови со словом много».
- Один морж, а много…
- Один медведь, а много…
- Один олень, а много…
- Один тюлень, а много…
- Одна сова, а много…
- Один кит, а много…
9. Итог занятия
- Дети, где мы сегодня побывали?
- Какие животные там живут?
- Что понравилось?
- Что вы запомнили?